Патриотическое воспитание дошкольников в условиях социального партнерства

Разделы: Работа с дошкольниками


«Идея России, которая осознается
нами, должна определить путь
нашего будущего служения ей».
Г.П. Федотов

             За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать ее интересы.
В связи с развитием демократических отношений происходит переоценка ценностей. Разрушение ценностных ориентиров не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы, кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, политическую дезориентацию и деморализацию населения, падения ценностей человеческой жизни и многое другое.  Такое положение сокращает воспитательные возможности семьи, приводит к снижению интеллектуального потенциала молодого поколения современного общества.

Поэтому сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста  является одной из приоритетных задач нравственного воспитания. Это государственный заказ, отраженный в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ», ориентированный на патриотическое воспитание всего населения, который предполагает формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.  Многие ученые связывают возрождение патриотизма  первым шагом к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной системы, составляет духовно нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.
Проблема восстановления ценностей традиционной культуры, познание проблем истории России и родного края, актуальна и трудна, но эффективность её решения возможно только при совместном подходе всех структур социума.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.г.» ориентирована на патриотическое воспитание всего населения, однако анализ содержания данной программы показывает, что дошкольный возраст в ней не отражен.  Именно дошкольный возраст является сензитивным периодом  в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения, когда происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. Патриотическое воспитание  предполагает  укоренение в со­знании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации: семья, родной язык, родина, родная приро­да, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это — фундамент становления личности. Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека.
Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания детей выдвигает на первый план задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста  в условиях социального партнерства семьи, ДОУ и школы.  Поэтому основными задачами современной образовательной практики является воспитание духовной, творче­ской личности, формирование человека, готового служить Родине.

Более  4 лет МДОУ  ЦРР – детский сад №  10 «Щелкунчик»  проводит целенаправленную работу по патриотическому воспитанию детей средствами краеведо-туристской деятельности,  декоративно-прикладного искусства, музыкальной деятельности, экскурсий по родному поселку, памятным местам  и на Саяно-Шушенскую Гидро –электро -станцию,  сотрудничество с Дворцом  культуры «Энергетик» и библиотекой  и др.
В детском саду имеются необходимые материальные условия для проектирования и практического воплощения системы работы по патриотическому воспитанию детей в условиях социального партнерства.  Накоплен  огромный опыт взаимодействия  с различными общественными организациями п. Черемушки, родителями воспитанников,  и другими образовательными учреждениями в данном направлении.
На базе Центра развития ребенка создана городская экспериментальная площадка института непрерывного педагогического образования ГОУВПО «Хакасского Государственного университета им. Н.Ф. Катанова»
Реализующая ведущие идеи патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях социального партнерства, осуществляется  на методологических основах  духовно-нравственного воспитания детей.

Основной целью экспериментальной площадки является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства
Задачи, направленные на реализацию данной цели:
1. Обеспечить проектирование модели социального партнерства, реализующей идеи социально-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения;
2. Обеспечить полноценное физическое, психическое и социальное здоровье ребенка, состояние его психологического комфорта и эмоционального равновесия в условиях инновационной деятельности ДОУ.
3. Содействовать духовно- нравственному развитию личности и различных способностей каждого ребенка:

  •  На примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;
  • Нравственно воспитывать дошкольников, развивая заботливое отношение к природе, к людям, своему поселку, к своей «малой Родине»;
  • Способствовать физическому развитию детей, его оздоровлению через систему физического воспитания и средствами краеведо - туристской деятельности, экскурсий в природу;
  • Научить детей понимать простейшие взаимосвязи в мире природы, любить и беречь ее, формировать понимание того, что заботиться о природе – значит беречь свою Родину;
  •  Воспитание способность к гуманному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

4.Разработать концепцию и программу патриотического воспитания дошкольников в условиях социального партнерства.
5. Выявить эффективные пути и средства патриотического воспитания в условиях ДОУ.
6. Создание внешних и внутренних условий для реализации системы нравственно-патриотического воспитания   в семье, школе и общественных организациях.
7. Организация профессионального взаимодействия с педагогическими коллективами других образовательных учреждений, работающих в данном направлении
8. Обеспечение научно-методической помощи педагогам МДОУ  (консультации, чтение лекций, спецкурсов, проведение методологических и методических семинаров, практикумов, тренингов, разработка воспитательных концепций), распространение накопленного опыта, издание рекомендаций и пособий для педагогов.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. В контексте данной проблематики, в нашем дошкольном образовательном учреждении таким подходом является организация работы по воспитанию патриотических  чувств в рамках  взаимодействия социальных институтов. Это взаимодействие представлено в следующий модели:

Социальные партнеры – родители.
Хорошее воспитание – лучшее наследство.
(армянская пословица)

Очень важным условием в воспитании чувства Родины является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции. Взаимодействие с родителями по этому вопросу способствует бережному отношению к семейным традициям, сохранению семейных связей. В основу работы с семьей мы взяли заповедь А.С. Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
Но, знания о Родине, о народе, обычаях, традициях это лишь «пища для ума» А чувство Родины идет от сердца, поэтому нам важно донести до родителей необходимость организации правильной собственной жизни взрослых, жизни ребенка и скорегировать представления родителей о патриотическом воспитании дошкольников.
В Центре развития на протяжении нескольких лет функционирует творческое объединение педагогов, детей и родителей «Круг». Началу работы по воспитанию чувства Родины положила встреча «Папа, мама и я счастливая семья», далее в «Русской чайной » шел разговор о русском гостеприимстве и о традициях русского чаепития. О величии и богатстве русского языка шла речь на встречах «Как наше слово отзовется» эти темы обсуждались сначала с папами , а затем с мамами. Однако такая тема «Люблю Отчизну я…», вызвала серьезный спор со стороны родителей. В ходе обсуждении вопроса, мы увидели, что в современной семье воспитание патриота не считается важным и вызывает отрицание и даже отторжение.
Таким образом, система мероприятий с родителями, разработанная в рамках нашей концепции патриотического воспитания, определила роль родителей в формировании важных понятий патриотизма и предполагает выполнение следующей цели:
Растить детей гражданами высоконравственными людьми, передавать детям духовный опыт отцов, дедов и прадедов.

 Социальные партнеры клуб «Мудрость»
Для более глубокого познания и формирования у дошкольников понятий жизненного опыта, народных традиций, обычаев и фольклора, мы обратились к нашему старшему поколению. В нашем поселке уже долгое время функционирует клуб пожилых людей «Мудрость», который объединяет людей пенсионного возраста под своей крышей. В клубе проводятся праздники, в свободное время бабушки занимаются народно – прикладным искусством, участвуют в выставках и концертах.
Целью взаимодействия нашего дошкольного учреждения с клубом «Мудрость» является: Общение с пожилыми людьми и передача их жизненного опыта, народных традиций, обычаев и фольклора подрастающему поколению.

Социальные партнеры Черемушкинская средняя школа
Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива – детского сада, класса школы, а затем всей нашей страны. Чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять в нравственных поступках. Работая в сотрудничестве с учениками начальных классов Черемушкинской средней школы, с детьми подготовительной группы нашего детского сада мы проводим совместную экологическую акцию «Домик для скворушки». Первоклассники изготавливают на уроках труда скворечники и подарят их детскому саду.
Формирование бережного отношения к природе сочетается с воспитанием любви к родному краю, что является основой нравственных патриотических чувств.
Целью взаимодействия детского сада и школы является, сотрудничество в воспитании патриотизма у детей дошкольного и школьного возраста.

Социальные партнеры – Школа искусств, Дом культуры «Энергетик», кинозал «Русь»
Художественное отражение и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. Нельзя растить полноценного человека «без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как лиры всех вещей. Посещая школу искусств, Дом Культуры «Энергетик», Кинозал «Русь», детскую библиотеку дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, искусством театра. Многообразие видов и жанров искусства, художественно – эстетической деятельности дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всем его многообразии и воспитывает чувство патриотизма, чувство прекрасного к родному краю, к Родине.
Наши воспитанники посещают школу искусств, и Дом культуры принимают участие в выставках детских работ. Традиционно дети и родители приглашаются на День открытых дверей «В мире прекрасного». Посещение концертов пленяют душу гармонией и ритмом, способны увлечь ребят национальным изобразительным, музыкальным и танцевальным искусством.
Фрагментарная и локальная поддержка восстановления традиционной культуры во многом определяется отсутствием целостной системы творческого и духовно-патриотического воспитания в системе образования. Но только благодаря социальному партнерству мы создаем условия для творческого и духовного воспитания детей дошкольного возраста. Такова главная цель данного направления в социальном партнерстве.

Социальный партнер Детская библиотека
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством и литературой.»
Д.С. Лихачев.

Посещая библиотеку, наши дошкольники знакомятся с произведениями писателей, поэтов. Приобщаясь к художественной литературе родного края дошкольники узнают хакасских литературных деятелей. Дети старшей группы были приглашены на тематическое занятие «Краски хакасского народа», знакомство с нравственными ценностями происходило на празднике книге «Если добрый ты…».
Целью работы с библиотекой как социальным партнером является приобщение детей к произведениям художественной литературы.

Социальный партнер – станция детского юношеского туризма «Борус»
Патриотическое воспитание взаимосвязано с физическим развитием, такие качества как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины. Лучше всего такие качества развиваются в спортивно – туристических прогулках. Ребята с желанием учатся разбивать палатки, преодолевать препятствия, знакомиться с красотой родного края выходя в походы.
Цель: взаимодействия с Станцийдетско – юношеского туризма «Борус»: формирование патриотических чувств средствами – краеведо – туристической деятельности.

Патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении ведется по разным направлениям социального взаимодействия. Темы самообразования педагогов раскрывают поставленные задачи патриотического воспитания.

  • Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.
  • Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами народной игры.
  • Знакомство с родным поселком как фактор патриотического воспитания.
  • Воспитание любви к родному саду у детей младшего дошкольного возраста.
  • Воспитание любви к близким в семье у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Физическое воспитание детей дошкольного возраста средствами краеведо – туристической деятельности.
  • Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами фольклора.
  • Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по вышиванию.
  • Русский фольклор как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

      Работая в данном направлении с детьми старшего дошкольного возраста, проводятся спортивно – туристические прогулке по программе «Мы туристы» автор
Построение краеведо – туристической работы построено по сезонным циклам «У природы нет плохой погоды» осенью, зимняя прогулка «Сказочный лес», весной поход посвящен охране природы. «Охранять природу значит – охранять Родину», летняя прогулка «Войди в природу другом».
От цикла к циклу предусмотрено совершенствование первоначальных туристических навыков и умений (работа с планом, правила поведения на прогулке, умение преодолевать препятствия, оборудование биваков, туристическое снаряжение). С нашими детьми занимаются спортивные инструктора по туризму и дети, посещающие спортивно – туристическую секцию.
Таким образом, апробируя модель социального партнерства в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста, взаимодействуя с разными социальными институтами, позволит воспитать в дошкольнике патриота своей Родины
с высокими нравственными, морально – психическим и этическими качествами, среди которых, важное значение, будет иметь патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к ее защите.