Урок математики в 1-м классе по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова по теме "Обозначение чисел буквами"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: 1. дать понятие об обозначении чисел буквами, через обозначение чисел буквами закрепить знания учащихся о смысле действий сложения и вычитания, умения сравнивать, находить сумму и разность и выполнять действия с числами и буквами;
2. развивать внимание, мышление, речь;
3. способствовать воспитанию добрых взаимоотношений.

Оборудование: Учебник - тетрадь Давыдова В.В., Горбова С.Ф., Микулиной Г.Г., Савельевой О.В. для 1 класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова), часть 2; компьютер и презентация Приложение 1; аудиозапись песни «От улыбки»; знаки «больше», «меньше»; волшебный сундучок; буквы слова «улыбка».

Ход урока

I. Установка на работу.

II. Тема и цели урока. Слайд 2.

 Вот царевна Несмеяна. Посмотрите, как грустна.
Что случилось с Несмеяной? Почему грустит она?
Помогите же, ребята, ей задания решить.
Только так мы вместе сможем Несмеяну рассмешить.

Поможем Несмеяне? После правильно выполненного задания в волшебном сундучке будет появляться буква. Откроем сундучок и прочитаем слово, которое поможет царевне Несмеяне.
Сегодня на уроке математики мы будем сравнивать, складывать и вычитать, составлять примеры. Кто нам в этом будет помогать? (Числовая прямая) В конце урока вы скажите, что нового вы узнали про числовую прямую.

III. Обозначение чисел буквами.

1. Актуализация опорных знаний.
Слайд 3. Рассмотрим прямую (без букв). Как будем сравнивать?
Ответы детей: нет флажка, который показывает начало, имеется стрелка, указывающая направление. Чем число дальше вправо, тем оно больше и наоборот.
В математике числа можно заменить буквами. Какие буквы заменили числа?
Какой буквой обозначено самое маленькое число, самое большое? Назовите их в порядке возрастания, убывания.

2. Нахождение значения букв.

Слайд 3. Заменим букву м числом 2. Какие числа спрятались под другими буквами? Как узнать?
Ответы детей: посчитать.
Запись значения букв.
Заменим букву м числом 4. Почему получились другие числа, хотя буквы те же?
Ответы детей: другая точка отсчета.
Самостоятельная работа: выполнить задание № 1.1. в тетради. Проверка по слайду 4.
Вывод: Как узнать число, которое спряталось за букву? Вот и первая буква Л в волшебном сундучке.

3. Сравнение и нахождение разности.

Слайд 5. Рассмотрим прямую. Назовите следующее число числу м, предыдущее, их разность. Как узнать?
Устное сравнение букв и на сколько с помощью знаков < и >. Найти ошибку. Почему?
Ответы детей: на прямой а стоит дальше вправо, значит она больше.
Задание № 1.2. Рассмотрите числовую прямую. Какой буквой обозначено самое маленькое число, самое большое? Назовите их в порядке возрастания, убывания.
Самостоятельная работа. Вставьте знаки «больше», «меньше» и напишите «на сколько». Взаимопроверка по слайду 6.
Почему невозможно выполнить последнее сравнение?
Ответы детей: задание - ловушка, на прямой нет такой буквы.
Вывод: Как узнали, какой буквой обозначено большее число? Появление буквы Ы.

4. Выполнение действий на числовой прямой.

Мы сравнивали больше или меньше на 1, значит, можно выполнить действие - решить пример.
Работа по слайдам 7 - 8. Прочитайте пример. Найдите букву. В какую сторону пойдем? Почему? На сколько шагов? Что получится? Записываем ответ.
Самостоятельная работа. Задание № 1.3. Взаимопроверка по слайду 9. Разбор задания – «ловушки».
Вывод: Что показывают знаки «+» и «-»? Появление следующей буквы А.

IV.Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем, ведь мы устали.
Вправо, влево повернись,
Наклонись, поднимись,
Руки вверх, и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

V. Выполнение действий.
Слайд 10. Рассмотрите прямую. Как выполнили действие? Что известно? Что показывает стрелка? На сколько? Как запишем?
Выполните задание № 2.
Вывод: Как выполнили действие? Появление следующей буквы Б.

VI. Нахождение следующего и предыдущего числа.

1. Слайд 11. Рассмотрите прямую. Что известно? Прочитайте пример. Куда поставим букву а? Почему? Какое число получится, если прибавить 1? Придумайте подобные примеры.
Задание № 3. Проверка.
Вывод: Какое число получится, если прибавить 1? Появление буквы К.
2. Слайд 12. Что известно? Прочитайте пример. Куда поставим букву е? Почему? Какое число получится, если вычесть 1? Придумайте подобные примеры. Проверка.
Вывод: Какое число получится, если вычесть 1? Появление буквы У.

VII. Физминутка. Упражнение на координацию движений.
1. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой - до кончика носа. Поменяйте положение рук.
2. Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через левое плечо. Вернитесь в исходное положение. Сделайте вдох, задержите дыхание, выдох. Аналогично через правое плечо.

VIII. Обобщение.
1. Собери слово из букв.
Все задания мы выполнили, пришла пора помочь Несмеяне – собрать слово из букв, которые в волшебном сундучке. А поможет нам прямая. Слайд 13. Решаем пример, ответ-букву находим в волшебном сундучке.
Групповая работа: первая группа решает примеры на + 1, а вторая – на - 1. Работаем дружно. Примеры на карточках.

Ы + 1 =      Б + 1 =      А + 1 =
Л – 1 =      А – 1 =      Ы – 1 =

Вывод: Если заменить буквы числами, какое число получится при + 1, при - 1?
Соедините части – получите слово. Слово: УЛЫБКА.
Почему царевне Несмеяне поможет улыбка? Слайд 14. Как теперь зовут царевну?
Ответы детей: Смеяна.
От улыбки станет всем светлей (аудиозапись). Улыбнитесь друг другу. Слайд 15. Пословица «На добрый привет - добрый ответ». Как вы ее понимаете? Улыбаться могут и животные. Слайд 16 - 18. Какие животные живут в наших лесах?
2. Задача. Составь и реши. Слайд 19 - 20.
6 м >     м (на 2 м)       5 кг     … 4 дм (на )
Почему не сможем решить вторую задачу?
Ответы детей: Это ловушка, потому что килограммы и дециметры – это разные мерки.

IX. Итог урока.

Что нового узнали о числовой прямой? Как нужно работать с буквами на прямой? Что на уроке было интересным, трудным? Оцените свою работу на уроке.
Спасибо за работу на уроке. Слайд 21. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.