Развитие личности школьника на основе реализации интересов и потребностей учащихся в школе и учреждениях дополнительного образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Введение

Известный польский педагог – гуманист Януш Корчак писал, что личность является единственным оплотом человечности в обществе. Продолжая эту мысль, можно сказать, что развитая личность – единственный оплот государственности, основа развития общества.

Отношение к детям – это отношение к будущему. Общеизвестно, что детский возраст решающий для становления личности, для формирования представления человека о мире о своем месте в нем. Не случайно говориться, что «мир управляется из детской».

Но дети – это не только демографическая категория, контингент учащихся, но и социально активная часть общества, участвующая в меру сил и возможностей в общественной жизни. Современная тенденция такова, что социальная активность детей возрастает, формы ее проявления становятся разнообразнее.

Большие возможности, способствовать развитию социальной активности детей и подростков, заложены в деятельности детских общественных организаций. Ведь стремление к объединению – естественная потребность детства. В совместной деятельности добровольного объединения ребята реализуют важнейшие в детском и юношеском возрасте потребности самоопределения и самореализации.

Говорят, что новые идеи проходят три стадии: от «что за чушь?» до «кто же этого не знает». Когда десять лет назад в Республике Татарстан творческий коллектив ребят, вожатых, педагогов, ученых предложили новое направление деятельности детского движения : идею заботы о своем Отечестве, сохранения культурно-исторического наследия, преемственности поколений и новый ключевой образ организации - наследники, но не сразу был воспринят в республике. Однако начавшаяся в этом направлении работа помогла найти правильные акценты, раскрыть имеющиеся возможности нового образа организации.

«Общая слава в прошлом и общая воля в настоящем, воспитание о современных великих делах и готовность к дальнейшим, вот существенное условие создания нации» - писал Э.Ренан. Главной идеей, объединяющей детей и взрослых в деятельности движения наследники, является идея преемственности культурно-исторического наследия своего народа, уважение к опыту духовных исканий предков, являющих образцы возвышенного и преданного служения своему отечеству.

Важно, что личностная позиция – наследник отечества характерна для людей разных возрастов, оно отражает наше место в окружающем мире – овладевая культурным богатством предшествующих поколений, достойно двигаться в будущее.

 В основе деятельности движения юных граждан лежат два важных практических условия, на которые сразу необходимо обратить внимание:

  1. Мальчишки и девчонки – полноправные члены детского объединения, связаны с вожатым, условиями сотрудничества и по мере роста их знаний и умений получают в организации все большие права. Они не могут быть подопечными, за которых все продумывается, или объектами, которыми манипулируют.
  2. Работа в детском объединении имеет характер конкретных дел, которые приносят пользу ребенку, коллективу, обществу. Развивая активность ребят, направляя ее на социально значимые дела, мы нацеливаем их на работу над собой, на формирование своего характера. Говоря иначе, ребята, участвуя в жизни отряда, работая по месту жительства, добиваясь перемен к лучшему, формируют свои взгляды, поведение и характер.

Наследие в контексте современности

На рубеже тысячелетии для России как многонационального государства чрезвычайно важной становиться деятельность, направленная на поиск объединяющей идеей, способной консолидировать нацию, содействующей сопряжению разнородных интересов различных слоев общества.

Грамотная и сильная воспитательная политика – существенное условие консолидации и сохранения целостности России. Развивающееся детское движение, являясь частью формирующейся воспитательной системы, начинает играть важную интегрирующую роль, выступает фактором общественной жизни страны.

Каким должен быть дух и облик современной детской общественной организации, чтобы, выбрав в себя все позитивные из столетнего опыта детского движения, объединить на этой основе разрозненные детские общественные объединения, их педагогических лидеров?

Содержание работы с младшими школьниками в деятельности детских организации

Родившийся ребенок – это самостоятельный человек, а значит, он свободен развиваться так, как запрограммировано природой. Взрослым не нужно ему мешать. Их главная задача – помогать ему расти, развиваться, обретать понимание своего места.

Первая задача в работе с младшими школьниками – это поэтапное расширение системы связей ребенка, в которых раскрывается его индивидуальность, создаются предпосылки для расширения его опыта и реализации собственных потребностей и интересов. Другими словами , ребенок должен не просто выбрать интересное дело, игру, форму общения со сверстниками, но и раскрыть максимально все свои потенциальные возможности.

Первой составляющей решения этой задачи является создание условий для развития таких качеств, как надежность и трудолюбие. В основе надежности человека лежит его моральная чистота и умение держать слово. Держать слово – это не просто сказал и выполнил, что объясняется элементарной порядочностью, но и умение предвидеть, смотреть дальше, реально оценивать свои силы.

Какова же практическая реализация этих качеств у младших школьников? Это, прежде всего, их активное участие во всех жизненно важных для себя и общества делах.

Вторым направлением создания условий для развития практико – ориентированной личности является формирование у детей чувства уважение к своей и чужой собственности.

Наша идея - помочь стать счастливым человеком

Счастье – это положительное эмоциональное состояние человека, которое создается самой личностью и взаимосвязано с обществом, его социальным, политическим и экономическим развитием.

Чтобы человек был счастливым, ему одновременно надо и много и очень мало. На наш взгляд любому человеку, в том числе и младшему школьнику, необходимы два условия: во – первых: здоровье, во – вторых: деятельность которой он мог бы заниматься в свое удовольствие, на благо других без вмешательства извне.

Выявление интересов младших школьников показало, что они хотят заботиться о природе и животных, играть, соревноваться с товарищами, общаться, действовать, участвовать в общих делах со старшими и взрослыми, им не безразличны события происходящие вокруг них, они склонны к проявлению своего «Я»; и наконец они с интересом относятся к новым для них объединениям, группам.

Ребят привлекает в детском объединении:

  • Возможность новой роли, новой позиции, более широкий круг общения не только со сверстниками, но и старшими ребятами, интересными взрослыми, в которых они видят себя в будущем, свой идеал.
  • Возможность совместной с ними деятельности интересной и полезной самоорганизации, реализации своих умений, замыслов, идей.
  • Внешнее оформление, атрибуты, традиции.

Период детства и юности – это время становления личности так как развитие и воспитание эффективнее осуществляется в деятельности и общении, необходимо создавать для этого благоприятные условия. Общение предполагает информационные, эмоционально – организационные и деятельностные связи, а процессе которых наиболее интенсивно происходит саморазвитие ребенка.

Включение ребенка в разнообразные виды деятельности: интеллектуальную, экологическую, эстетическую, игровую, трудовую, экономическую, поисковую и другие – способствует самореализации ребенка. Детская организация по сути является школой общественной жизни. Деятельность детских объединений также создает возможность рационального использования свободного времени, ликвидирует безнадзорность и дает реальную возможность её участнику состояться как личность.

Именно в организации дети учатся демократии и гласности, умению убеждать и выслушивать нужное мнение, проявлять активность и чувствовать активность, хранить хорошие традиции и создавать новые.

Современная тенденция в детском движении выражается в стремлении одухотворить стратегию развития общества в ярких образах, символах, атрибутах – то есть придать содержанию работы эмоциональную окраску, сделать саму работу в организации привлекательный для ребят с учетом их интересов.

В настоящее время необходимо скоординировать усилия школ, внешкольных учреждений, детских объединений, всех тех кто считает, что любовь к Родине, создание, ребенком её частицы, чувство ответственности за неё, являются наиболее значимыми факторами становления личности. Работа в детской организации интересна детям, так как дает возможность заняться интересным делом. Участие в работе детской организации нужно для того, чтобы лучше подготовиться к взрослой жизни. Дела, проводимые в детских организациях учат самостоятельным поступкам, дает возможность свободно общаться, каждому выбрать дело по душе раскрыть свои способности.

Из опыта работы

Главной целью в своей работе считаю:

  • раскрытие и развитие творческих способностей детей в обстановке доброжелательности и взаимопонимания;
  • раскрытие мыслительной деятельности детей, умения выражать мысли, анализировать свои поступки, мероприятия, сборы;
  • пропаганда здорового образа жизни, развитие спортивно – оздоровительного направления в деятельности школы.

Воспитательная работа в нашей школе направлена на развитие личности, воспитание высокой духовной культуры, развитие разных качеств, сохранение нравственного и физического здоровья детей. Процесс воспитания осуществляется через учебные занятия и внеклассную работу. Внеурочная деятельность в школе имеет личностно – ориентированную направленность, которое осуществляется на всех этапах воспитательной работы.

В школе существует и действует детская общественная организация Союз Наследников Татарстана. Работа в детском объединении имеет характер конкретных дел, которые приносят пользу ребенку, коллективу, обществу. Развивая активность ребят, направляя ее на социально значимые дела, мы нацеливаем их работу над собой, на формирование своего характера. Говоря иначе, ребята участвуют в жизни отряда, работая по месту жительства, добиваясь перемен к лучшему, формируют свои взгляды, поведение и характер.

Детское движение помогает каждому, расти творчески. На моих глазах развиваются творческие способности ребят, ширится их кругозор, растет уровень воспитанности. Общаясь с детьми, с первых дней устанавливаю доверительные отношения и одновременно подвожу детей к пониманию необходимости их общего участия в самостоятельных трудовых делах, прежде всего в самообслуживании. Каждый ученик, побывав ответственным дежурным в своей группе, учится оценивать действия своих товарищей. Стараюсь учить детей быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом.

Внеучебная деятельность школьников имеет различные направления – это общешкольные праздники, направленные на пропаганду:

  • здорового образа жизни;
  • нравственного воспитания;
  • патриотического воспитания;
  • профилактику асоциального поведения учащихся.

Из проведенных мной мероприятий, особенно хотелось бы отметить:

«Веселый перекресток» для 1 – 4 классов, целью которого было изучение правил дорожного движения, применение и закрепление полученных знаний на практике; « День матери» - традиционный праздник, который проводится каждый год с родителями; « Эбекэй алтыным, минем ин якыным»; «Карга боткасы»; «Сомбелэ бэйрэме»; «День учителя»; « В гостях у Мойдодыра»; « Проводы зимы или масленица»; « Праздник урожая» и т.д. На мероприятиях использую различные виды деятельности детей: творческая, практическая, выполнение домашних заданий, а также сочетание разнообразных форм: экскурсии, беседы, ролевые игры, викторины, конкурсы, что способствует раскрытию личности учащегося, его способностей и его самореализации.

Традиционно в День охраны окружающей среды совместно с библиотекарем школы Лутфуллиной Т. С. проводим дни экологии. Актив читателей показывает интересные сценки из книг о природе, читает любимые стихи. Также, совместно с физруками Даниловой М. С. и Булатовой С. Р. организую праздники , которые дают возможность детям побыть с родителями как бы на равных. Вот например, как проходит один из таких праздников « Папа, мама, я – спортивная семья». Формируются команды, состоящие из ребят и родителей, которые в веселых состязаниях показывают свои знания и умение. Сколько азарта, счастливых лиц, улыбок можно увидеть в спортивном зале! Верно, говорит народная пословица, что «Праздники памятны, а будни забываются». Этот праздник запомнился многим также как и школьные Дни здоровья, Веселые старты, спортивные общешкольные соревнования.

В рамках городской районной программы «Образование и здоровье школьников» мы создали программу « Здоровье». Цель ее – создание условий для сохранения, укрепления здоровья школьников, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда ЗОЖ. Внеурочная деятельность детей также строится с учетом реализации данной программы. Учитывая, что под здоровьем мы понимаем физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, наша задача состоит в создании системы воспитательной работы в школе, способствующей формированию каждого ребенка как личность, реализуя принцип «Сначала изучить, потом воспитывать». Данная задача реализуется через здоровье сохраняющую деятельность, основными направлениями которой стали:

  • спортивно-оздоровительная (спортивные секции, соревнования, праздники, Дни здоровья);
  • туристско-краеведческая (походы в лес, экскурсии);
  • санитарно-просветительская (Праздники здоровья, классные часы «Познай себя», выпуск Санбюллетней);
  • профилактическая (беседы врача);
  • социально-психологическая (диагностика, индивидуальные консультации для родителей).

Праздники привлекательны для детей и тем, что там - совместная деятельность, свободное общение. Праздники снижают конфликтность, рождают чувство общности.

Усиленную работу веду по патриотическому воспитанию детей. Поэтому перед собой поставила такие цели и задачи : формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного стать на защиту государственных интересов России.

Задачи : воспитывать мужество, чувство локтя, любовь к отчизне, приобщить ребят к изучению военной истории и патриотических традиции России, научить ребят самостоятельности, начиная с осознанного неприятия наркотических веществ.

Наиболее эффективными с точки зрения осуществления патриотического воспитания являются такие формы как : тематические классные часы, конкурсы знатоков ВОВ, просмотр фильмов о ВОВ.

Одной из современных тенденции деятельности общеобразовательных учреждении является значительное расширение дополнительного образования . Поэтому мы тесно работаем с ЦДТ и СЮТ. Дети с большим удовольствием посещают кружки «Умелые руки», «Юные музыканты», «Театральный», «Туристический». Школа сотрудничает с органами социального обеспечения населения. Совместная работа осуществляется как:

  • работа с малообеспеченными семьями и детьми, находящимся под опекой, детьми-сиротами, детьми инвалидами;
  • работа с неблагополучными семьями;
  • организация досуга во время каникул для трудных подростков;
  • совместное мероприятие по оказанию помощи ветеранам и одиноким людям, поздравления с праздниками.

Так традиционным стал праздник бабушек и дедушек с концертом учащихся и чаепитием.

К сожалению не все дети одинаково активно участвуют во внеклассной жизни. Это в первую очередь ребята, входящие в группу риска, которые испытывают трудности в адаптации к учебному процессу. И наша задача состоит в том, чтобы побольше привлекать их к внеклассной деятельности для раскрытия их индивидуальных качеств, интеллектуальных умений, навыков самоконтроля, само регуляции, которые могли бы помочь им в адаптации к учебному процессу.

Таким образом, развитие творческой личности школьника на основе реализации интересов и потребностей, учащихся в школе и учреждениях дополнительного образования является самым актуальным.

Заключение

Общеизвестно, что вечный путь истории – это старое в новых обстоятельствах. В культуре каждой нации лежит часть разгадки смысла человеческой жизни. От часа своего рождения до последней секунды мы живем в долгу и перед землей возрастившей нас, и перед национальной культуры, сообщившей нам все доброе, прочное, нравственное, что называется теплотой патриотизма.

Педагог по роду своей деятельности вступает создателем и охранителем духовных ценностей, своеобразным часовым своего времени, своей земли, своей культуры. Думая о воспитании, важно быть не торопливым и осмотрительным.

Список используемой литературы

  1. К истокам гражданственности – 2002 г.
  2. Научно-методические журналы «Воспитание школьников» - 2002, 2003, 2004 гг.
  3. Научно-методические журналы «Начальная школа» - 2001,2002,2003,2004 гг.
  4. Психолого-педагогические основы духовно нравственного воспитания личности в системе образования – 2002 г.
  5. «Подарите детям праздник» М.Л. Зубкова – 2002 г.
  6. Психология семьи А.З.Рахимов – 2002 г.