"Реформа политической системы в СССР в 1988–1989 гг."

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Обучающие:

  1. познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки;
  2. подойти к пониманию итогов политической реформы.

Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, документами, анализировать их, делать выводы.

Воспитательная: формирование социально активной личности, переживающей за судьбу России.

Оборудование: таблица «Среднегодовые темпы экономического развития СССР», письмо А.Г. Татаринова, документ «Из доклада М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.»

ПЛАН УРОКА:

  1. Цели реформы политической системы в СССР.
  2. Этапы реформы политической системы в СССР.
  3. Итоги реформы политической системы в СССР.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Учитель. Мы продолжаем изучение темы, связанной с эпохой перестройки в СССР 1985-1991 гг. Вы уже знаете причины ее начала и ход экономической реформы.

Каковы причины перестройки? Назовите их.

Какие экономические реформы были проведены в СССР в этот период?

Обратимся к документам: таблица «Среднегодовые темпы экономического развития СССР…», письмо рабочего А.Г. Татаринова «…Почему мы повторяемся?»

Каковы были итоги экономической реформы?

(Обучающиеся: Положительные результаты оказались кратковременными, в дальнейшем идет снижение темпов прироста национального дохода и производительности труда.)

Учитель: В целом экономическая реформа оказалась незавершенной. Если вспомнить, то таких реформ в СССР было уже несколько.

Кто и когда проводил подобные реформы?

(Обучающиеся: Маленков в середине 1950-х гг.; Н.С. Хрущев в начале 1960-х гг.; Косыгин в 1965 г )

Каковы были их результаты?

(Обучающиеся: Все они также не достигли поставленных целей.)

Возникает вопрос, почему так получилось? Ответ на него давайте найдем в документах, обратившись к мнению самого М.С. Горбачева.

В чем видел М.С. Горбачев причины неудач экономических реформ?

(Обучающиеся:

  1. Существующая политическая система;
  2. Сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства;
  3. Гипертрофировалась роль исполнительного аппарата;
  4. Основная масса населения была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел;
  5. Управленческий аппарат диктовал свою волю хозяйству и политике, определял, чему быть, чему нет;
  6. Громоздкость и неэффективность работы аппарата управления.)

Учитель: Что надо было сделать для того, чтобы экономическая реформа заработала так, как это от нее ожидалось?

(Обучающиеся: Надо было избавиться от недостатков.)

В какой сфере общественной жизни находились эти недостатки?

(Обучающиеся: В политической сфере.)

Что надо было сделать?

(Обучающиеся: Реформировать политическую систему в СССР.)

Это и является темой нашего урока.

2. Изучение нового материала.

Каковы были цели реформы политической системы?

(Обучающиеся: Избавиться от негативных факторов в политической жизни страны, которые тормозили экономические реформы.)

Существующая политическая система тормозила экономическое развитие страны. Нужны были политические преобразования.

Работа в группах по материалам учебника, заполнение таблицы

«Этапы политической реформы».

Этап

Содержание

Итоги

1. «Кадровая революция»

Массовая замена и омоложение кадров, подбиравшихся на основе критерия – поддерживает ли цели и идеи перестройки.

Осознали, что простой заменой кадров дело не решить.

2. Реформа 1988 г.

Соединение «социалистических ценностей с политической доктриной либерализма».

  1. Идея о создании парламента в СССР.

  2. Идея построения правового государства.

  3. Отмена ст. 6 Конституции СССР.

  4. Возможность создания многопартийности.

  5. Введение института президентства.

3. Формирование многопартийности

Снят запрет на деятельность политических партий и общественных организаций, не связанных с КПСС.

  1. Появление партий, которые отражали весь спектр политической мысли.

  2. Кризис КПСС, массовый выход из нее.

К чему привели эти действия в политической сфере?

(Обучающиеся: Поставлено под сомнение существование политической системы социализма с руководящей ролью КПСС.)

Обратимся к документу: «Из доклада М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.».

Каковы итоги реформы политической системы? Добился ли М.С. Горбачев и политическое руководство СССР тех целей, которые они ставили?

(Обучающиеся: Цели М.С. Горбачева:

В рамках социалистического выбора улучшить жизнь людей с помощью формирования рыночной инфраструктуры.

Итоги реформы:

  1. Многопартийность.
  2. Отмена ст. 6 Конституции СССР.
  3. Идея построения правового государства.)

Соответствуют ли конкретные итоги реформы политической системы тем целям, которые М.С. Горбачев ставил перед собой в начале реформы?

(Обучающиеся: Нет. Итоги реформ вышли за рамки целей, так как М.С. Горбачев пытался совместить несовместимое: классическую советскую политическую модель с либеральной, опиравшуюся на разделение властей.)

В итоге эта реформа и ряд других факторов привели к распаду СССР в 1991 г. и образованию суверенной России.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3