Урок по теме "Обозначение натуральных чисел"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах;
  • воспитывать познавательные интересы;
  • развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление.

Учебник: Н. Виленкин, В. Жохов, А. Чесноков, С. Шварцбурд , «Математика-5»

Оборудование: плакат «Что такое окталлион?», красные, зеленые квадратики, карточки с ребусами.

Ход урока

I. Устные упражнения:

а) Отгадайте ребус. Слово «ребус» – латинское, в переводе означает «загадка-шутка», в которой искомое слово изображено буквами, знаками, фигурами.

Ме100 И100рия 3буна 100лица С3ж Р1ка

(место, история, трибуна, столица, стриж, родинка)

б) Вычислить:

48 + 16 : 16            45 : ( 45 – 30)
(48 + 16) : 16   45 : 15 +30
48 : 16   (45 + 15) : 30
(48 – 16) : 16   45 – 15 : 15

II. Изучение нового материала:

  • Как называются числа, которые мы сейчас складывали, вычитали, умножали и делили? (натуральные).
  • Для чего используют натуральные числа? (для подсчета предметов).
  • Назовите самое маленькое натуральное число (единица)
  • Назовите самое большое натуральное число (натуральные числа можно перечислять без конца).
  • Является ли нуль натуральным числом? (нет).
  • Сколько цифр использует человек, чтобы записать любое натуральное число? (десять).
  • Назовите их. (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
  • Как называют запись чисел? (десятичной).

Первобытный человек пользовался при счете предметов числом пальцев на двух руках – 10 пальцев. Отсюда и пошла десятичная система исчисления.

На доске написаны числа:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 9, ….

Как называются такие числа?

  • Натуральный ряд.

Какими свойствами обладает натуральный ряд?

  • Он начинается с числа 1.
  • В нем каждое следующее число на 1 больше предыдущего.
  • Он бесконечен.

Рассмотрим числа: 534, 642, 493.

  • Что означает цифра «4» в каждом числе?
  • Что обозначает каждая цифра в числе 941? разряд единиц, 4 – разряд десятков, 9 – разряд сотен)

Прочитайте число 580 043 000 707.

Разбейте на классы и прочитайте числа:

2407, 35810, 500215, 6570000, 3048504325, 24000670001, 300100234129.

III. Физкультминутка.

Если математическое предложение верно, то поднимаете зеленый квадратик, если ложно, то поднимаете красный .

  • В записи числа «Сто тысяч» четыре нуля.
  • В записи числа «Один миллион» пять нулей.
  • В записи числа «Один миллиард» девять нулей.
  • В записи числа «Десять тысяч» четыре нуля.
  • В записи числа «Окталлион» двенадцать нулей.

IV. Решите задачу:

Известно, что 20 кг макулатуры сохраняют одно крупное дерево. А 1 т макулатуры сберегает 0,5 га леса среднего возраста. Определите, сколько деревьев будет сохранено, если школа сдаст 500 кг макулатуры, и сколько леса будет сохранено?

(Ответ: 25 деревьев; 0,25 га леса).

V. Закрепление.

№5, 8, 9, 10 – устно, №7 – письменно.

VI. Расшифруйте сказку:

Жили-были 565 и 2121. Во дворе у них жили 78 и 8121. Приходит однажды 2121 и взволнованно говорит: «2651! Я вижу только 681. Ты не знаешь 456 8121?». 565 отвечает: «51, знаю. Она 3 3196». «Но там 86 была морская 936951! 456 она?» – «Я подарила 67 внучке 196».

Буквы   А    Б     В     Г    Д    Е    Е    Ж     З  
Их шифр 1 2 3 4 5 6 7 8 9

VII. Подведение итогов.

VIII. Домашнее задание:

№ 22, 23.