Урок русского языка "Соединительные гласные О, Е в сложных словах". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала;
  • через составленный алгоритм учить детей правильно писать соединительные гласные о, е в сложных словах, то есть решать учебную задачу;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами, опорами-схемами;
  • развивать память, внимание, речь учащихся;
  • создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету;
  • воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.

Оборудование:

  • схема-карта на каждого учащегося,
  • карточки с заданиями,
  • модель урока на доске,
  • разноцветные специальные карточки для учащихся;
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 1. изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2008.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Проверка готовности к уроку

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? (интересный, познавательный, плодотворный, развивающий)

- Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

2. Моделирование урока

- Сегодня урок-исследование. Вот модель нашего урока.

Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах.

3. Определение настроя учащихся на работу

II. Актуализация новых знаний

1. Минутка чистописания

- Зачем этот этап работы? (чтобы исследовать новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем)

  • Домик
  • Домработница
  • Домище
  • Дом

- Что можно сказать? (Однокоренные существительные, мужского и женского рода единственное число, одушевленное и неодушевленное, нарицательное.)

- Какое слово лишнее?

- Почему? (Так как сложное, состоит из двух основ.)

- Выделите основы.

- Зачитайте значение слова "сложный". Какое понятие относится к нашей теме? (Состоящий из несколько элементов, частей.)

- Сложные слова будут в центре нашего внимания и сегодня.

- С чего начинается работа в тетради? (Минутка чистописания.)

- Почему? (Тренируем руку, правильное и красивое письмо.)

- Догадайтесь, что будем писать на минутке чистописания: это
сочетание букв, которое образует общий корень в этих родственных словах.

- Списать однокоренные слова. Разобрать их по составу.

- Оцените свою работу на этом этапе (закрепить, проанализировать).

2. Постановка проблемы

- Какое задание можно предложить?

- Составьте другие сложные слова с этим же корнем, соединяя только основы.

Вывод-проблема

Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова.

- Какова цель урока? (Узнать, как нужно соединить две основы, чтобы получилось сложное слово.)

- Как решать эту проблему? (Провести наблюдение-исследование)

- Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока.

- Если проблема ясна - в путь.

3. "Открытие"

- Отгадайте и запишите слова, которые мы будем исследовать.

Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ".
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)

Стоит толстячок,
Подбочивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит. (Самовар)

Он отлично варит кашу,
У него особый дар.
Кто нас кормит кашей с маслом?
Ну, конечно... (кашевар)

Снова солнце печет сильно,
Снова солнечный денек.
Назовите сложным словом:
"Печет солнце" - ... (солнцепек)

Наблюдение за словами

- Расскажите, как вы исследовали слова. (Подбор однокоренных)

- Какой вывод можно сделать?

- Что соединяет основы?

Чтобы получились сложные слова, нужны

- Когда пишется о? е?

4. Физкультминутка

5. Создание алгоритма правописания сложных слов с соединительными гласными

- Итак, что мы планировали сделать? (Составить алгоритм) Работаем в парах. Этапы распределяем по порядку.

Проверяем.

- С чего начнем? Какой итог будет первым? Что делать затем?

Все шаги вывешиваем на карточках.

- Сформулируйте правило: когда пишется соединительная гласная о, когда е.

Правило

- Вернемся к словам, которые создали проблему в начале урока. Объясните их написание.

- Проверим, как вы поняли основное правило урока.

- Почему мы использовали слова, связанные с нашим домом?

6. Работа в группах

Задания для групп:

1. Выписать сложные слова. Выделить основы, подчеркнуть соединительные гласные.

Плавать, мореплаватель, водоплавающие, плавательный, разрубить, лесоруб, мясорубка, перелесок, лесовод, лесничий.

2. Дописать сложные слова.

  • Человек, у которого длинные волосы.
  • Человек, у которого добрая душа.
  • Сказочный персонаж, поедающий людей.
  • Человек, низкого роста.
  • Человек, у которого слабая воля.
  • Человек, который любит узнавать новое.
  • Жук, поедающий кору деревьев.
  • Шуруп, который сам нарезает резьбу.
  • Русская народная игра-пляска.
  • Лес, поваленный бурей.

Запишите по два сложных слова с данными корнями: -вод-, -лес-, -ход-, -сам-, -пар-.

7. Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания)

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

- Выбрать уровень и показать соответствующий сигнал.

I уровень

Списать, вставив соединительную гласную. Выделить основу, корень.

Скал:лаз, камн:пад, вод:лаз, сонц:пек, мор:ход.

II уровень

Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

III уровень

Придумать по два слова с соединительными гласными о, е. Составить и записать предложения с этими словами.

- Оцените свою работу.

III. Итог урока

- Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите по алгоритму правило.

- Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?

- Оцените свою работу на уроке (на листах и у доски).