Урок русского языка в 5-м классе. Фонетика. Фонетический разбор слова. Обобщение и систематизация знаний

Разделы: Русский язык


Знать: как записывается звуковой состав слова, порядок фонетического разбора слова, о звуковых повторах (звукописи) как средстве выразительности русской речи.

Уметь: записывать и анализировать звуки слова, различать буквы и звуки, находить в тексте примеры звукописи.

Ход урока

1. Устная беседа, уточнение знаний.

-У. - НА уроках русского языка мы работаем с таким разделом языкознания, как фонетика. Вспомните, что изучает эта наука?

-Д. - Звуки речи.

-У. - Что вы знаете о звуках речи, на какие две большие группы они делятся?

-Д. - Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

-У. - Сегодня мы продолжим работу со звуками речи, уточним некоторые сведения о них и отработаем навыки фонетического разбора слова.

2. Упражнение "Найди 3 лишнее"

Итак, начнём. Первое задание называется "Третий лишний". В словах каждой строчки найдите лишнее слово по указанному признаку:

Из слов первой строчки найдите лишнее по звонкости-глухости согласных звуков;

Из слов второй строчки найдите лишнее по твёрдости-мягкости согласных звуков;

Из слов третьей строчки - по отношению количества звуков к буквам.

Но прежде, чем вы начнёте выполнять задание, вставьте пропущенные буквы в слова.

Слова первой строчки: о_бой, ш_рох, _добный (отбой, шорох, сдобный. Лишнее слово шорох, т.к. в нём есть и звонкие и твёрдые согласные звуки, в оставшихся двух словах все согласные звуки звонкие);

Слова второй строчки: т_шина, песня, у речк_ (тишина, песня, у речки. Лишнее слово тишина, т.к. в нём есть и твёрдые и мягкие согласные, в оставшихся словах все согласные мягкие);

Слова третьей строчки: чес?ный, ш?пот, мес?ный (честный, шёпот, местный. Лишнее слово шёпот, т.к. в нём количество звуков равно количеству букв, в оставшихся словах количество букв больше количества звуков).

При проверке уточнить фонетические процессы, которые характерны для слов каждой строчки, так, для оставшихся двух слов первой строчки характерен процесс озвончения, когда глухой звук под действием звонкого соседа становится звонким, для оставшихся слов второй строчки характерен процесс смягчения, а для слов третьей строчки - процесс упрощения.

- У. -Что общего у слов, которые вы выписали?

- Д. - Это существительные.

- У. - Чем одно из них отличается от других?

- Д. Это слово тишина, у него три слога, один твёрдый и два мягких согласных.

- У. Выполните фонетический разбор этого слова.

3. Синтаксическая пятиминутка.

Составьте предложение с выписанными словами, а лучшее мы запишем и выполним его синтаксический разбор.

- Д. Предлагают различные варианты, например, такой: В утренней звенящей тишине ты вдруг услышишь шорох и шёпот листвы под ногами.

- У. Как понимаете слово звенящей?

4. Запись авторского текста под диктовку и его анализ.

А вот как использовал эти слова поэт В.Суслов, послушайте, что у него получилось:

В тишине лесной глуши
Шёпот к шороху спешит.
Шёпот к шороху спешит,
Шорох всё шуршит, шуршит.
Тихо, шорох, не шурши,
Тихо, шорох, не дыши!
Навостри-ка уши,
Тишину послушай.
(В.Суслов)

-У. Запишите это стихотворение.

Какими звуками передаёт поэт состояние тишины? (шы -ш)

Подчеркните буквы, которые обозначают эти звуки.

Как называется такой приём, когда при помощи звуков человеческой речи передаются звуки природы?

-Д. Звукопись.

-У. Назовите звуки, с помощью которых можно изобразить шум леса (ш-с), полёт шмеля (ж- з).

5. Работа с учебником.

Откройте упражнение400 (учебник под редакцией А.Ю.Купаловой), прочитайте отрывок из стихотворения, вслушайтесь, какие повторяющиеся звуки передают жужжание жука?

Жук жужжал Вол лежал,
В густой осоке, Лежал, лежал,
Вол лежал А потом спросил:
На солнцепёке. - Скажите,
Жук жужжал, Для чего вы так
Жужжал, жужжал, Жужжите?
(Б. Заходер.)

-У. Спишите первое предложение, объясните наличие в нём знаков препинания.

Вернитесь к первому стихотворению, объясните наличие знаков препинания в нём.

Видите, как интересно. Наряду со звукописью авторы используют обращения, сложные и простые предложения и всё это для создания художественного образа окружающей среды. И мы с вами будем этому учиться и к этому стремиться, будем совершенствовать свою речь.

6. Итог урока.

А пока подведём итог сегодняшней нашей работы, посмотрим, насколько эффективно она прошла для нас. Я предлагаю вам послушать высказывания и определить истинны они или ложны. (истинное высказывание дети помечают буквой и, а ложное - буквой л).

По участию голоса и шума звуки бывают гласными и согласными. (И)

Количество звуков в слове всегда совпадает с количеством букв. (Л)

Звуки природы можно передать только с помощью звуков ж-ш-ы. (Л)

Такая способность звуков речи передавать звуки окружающей среды называется звукописью. (И).

Проверка.

7. Домашнее задание: Подумайте, с помощью каких звуков можно передать состояние грозы. Запишите 2-3 предложения, постарайтесь использовать звукопись. Выполните фонетический разбор слова молния.