Методическое обеспечение педагогического процесса по познавательно-речевому развитию

Разделы: Работа с дошкольниками


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет обеспечение качества образования как основную главную задачу российской образовательной политики. В ней подчеркивается необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введение программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных, творческих и познавательных способностей детей.

Наш детский сад работает с 2003 года по программе “Детство”, которая является программой нового поколения. Она предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это всестороннее развитие личности ребенка. Мы придаем особое значение познавательно-речевому развитию, так как оно является одним из важнейших направлений работы с дошкольниками. Свою основную цель мы видим в обеспечении целостного подхода к организации работы по данному направлению. Задача совершенствования педагогического процесса и повышения качества образования может быть решена, через его методическое обеспечение.

В чем же заключается усовершенствование методического обеспечения?

1. Наличие учебно-методического комплекса познавательно-речевого развития по обеспечению базисной программы “Детство”

1) Образовательная программа характеризует модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. В настоящее время мы используем такие авторские технологии и парциальные программы:

  • Ушакова О.С. “Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду”.
  • Новикова В.П. “Математика в детском саду”
  • Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”.

2) В методическом кабинете имеются нормативные и инструктивные материалы, касающиеся образовательной работы с детьми:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Закон РФ “Об образовании”
  • Семейный кодекс РФ
  • Трудовой кодекс РФ
  • Типовое положение о ДОУ
  • Устав ДОУ
  • Рекомендации, письма Министерства образования

Со всеми этими документами ознакомлены сотрудники детского сада. Каждый воспитатель имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы, использовать в своей работе.

3) Формы работы с педагогами.

На сегодняшний день главным в методической работе является оказание реальной, своевременной помощи педагогам по реализации базисной программы. Для этого необходимо совершенствование профессиональной компетентности педагогов, через поиск наиболее эффективных форм работы.

Действительный результат работы с педагогами дает система методических мероприятий, способствующих профессиональному развитию и саморазвитию педагога. Были разработаны перспективные планы методической работы по всем направлениям, которые включили в себя следующие формы работы:

  1. Оказание помощи педагогам: консультации, конкурсы, деловая игра, открытые просмотры педагогической деятельности, проведение тематической недели, самообразование.
  2. Тематический контроль
  3. Педсовет.
  4. Опыт работы.
  5. Создание условий.
  6. Формы работы с родителями.
  7. Формы работы со школой.

Перспективные планы работы можно рассмотреть на примере плана по математическому развитию (Приложение 1).

В работе с педагогами широко используются индивидуальные формы. Особенно востребованными являются консультации, как индивидуальные, так и групповые.

Особое место в нашей деятельности занимают педагогическое советы. Мы стараемся активизировать деятельность педагогов на педсоветах через такие формы работы как дискуссия, мозговой штурм, деловая игра.

Через интерактивные формы: сюжетно-ролевые, организационно-деятельностные и деловые игры, практикумы, проектирование педагоги на практике осваивают новые технологии и методики организации образовательного процесса по познавательно-речевому развитию. В процессе методического поиска и индивидуального подхода определились эффективные формы методического сотрудничества с педагогами:

  1. КВН
  2. Интеллектуальные игры.
  3. Мозговой штурм
  4. Педагогический час.
  5. Мультимедийная презентация
  6. Тематические недели

Одним из ключевых показателей является повышение эффективности образования в ДОУ именно через стимулирование деятельности педагогов. Для этого мы проводим конкурсы, выставки педагогического опыта, создаем творческие группы по интересам.

Стали традиционными семинары для педагогов, проводимые специалистами детского сада.

Данные формы работы позволили активизировать деятельность педагогов. Воспитатели начинают все чаще использовать в своей работе современные технологии, такие как проектная деятельность.

4). В детском саду создан книжный фонд по познавательно-речевому развитию:

  • Методическая и справочная литература, имеются словари и энциклопедии.
  • Познавательный материал для педагогов.
  • Детская художественная литература.
  • Подборка статей из периодической печати.

На всю методическую и детскую литературу составлена картотека.

5) Методические рекомендации для воспитателей по разделам познавательно-речевого развития: развитие речи, математическое развитие, экологическое воспитание.

6) Опыт работы обобщался на семинаре заведующих и старших воспитателей по теме: “Создание условий для развития познавательной активности детей средствами математики”. Также была проведена деловая игра. (Приложение 2).

7) Создан банк конспектов открытых занятий по познавательно-речевому развитию, разработанных педагогами детского сада.

8) Методический кабинет имеет подборку диагностических материалов для работы с воспитателями и детьми.

9) Были обновлены развивающие центры в группах.

10) Наглядный демонстрационный материал по познавательно-речевому развитию (систематизирован в папке “Методические пособия”). Имеется DVD-материал из серии “Хочу все знать!”, фотоматериалы и фонотека.

11) Накоплен большой информационный материал для педагогического просвещения родителей (рекомендации, памятки, советы).

2. Наличие перспективного тематического планирования.

За прошедший учебный год нами было разработано перспективное планирование по всем разделам образовательного процесса, в том числе и познавательно-речевому развитию, в соответствии с программой “Детство” и с учетом всех возрастных групп ДОУ. Что намного облегчило труд и стало большим подспорьем в работе педагогов.

3. Оперативная помощь молодым специалистам (“Школа молодого воспитателя”) – рекомендации по разделам программы, формы и методы работы с детьми, посещение занятий опытных педагогов.

4. Повышение квалификации.

Повышение квалификации педагогов осуществляется через курсовую подготовку, практикумы и семинары, а также через организацию работы воспитателей по самообразованию.

5. Работа творческих групп:

  • Выпуск газеты “Светлячок” для родителей (постоянно)
  • Творческая группа по организации и проведению недели “Игры и игрушка”
  • Творческая группа по организации и проведению недели познавательно-речевого развития.
  • Творческая группа по организации и проведению недели математики.
  • Творческая группа “Развитие познавательной активности детей средствами математики”

Используемые средства педагогической диагностики

Задачу определения состояния образовательной работы в ДОУ по разделам познавательно-речевого развития, стали решать через тематический контроль.

В ходе тематических проверок использовались следующие формы и методы проверки:

  • посещение открытых занятий,
  • наблюдение за детьми в педагогическом процессе,
  • беседы с детьми в свободной деятельности,
  • анализ развивающей среды,
  • смотр-конкурс,
  • анализ планирования учебно-воспитательного процесса,
  • анкетирование родителей и педагогов,
  • анализ наглядной информации для родителей,
  • вопросы деловой игры.

Предметно-развивающая среда.

Большое внимание в детском саду уделяется созданию современной предметно-развивающей среды.

Созданы маркеры игрового пространства, для каждой возрастной группы подобраны пособия, книги, дидактические игры, направленные на развитие детей. Предметно-пространственное окружение ДОУ эстетически продумано и оформлено. В каждой возрастной группе создана своя предметно-развивающая среда, позволяющая эффективно реализовать программу “Детство”.

Итогами работы по теме “Методическое обеспечение педагогического процесса по познавательно-речевому развитию" являются следующие достижения:

  • По результатам аттестации, в детском саду созданы хорошие условия для развития способностей детей. Из заключения экспертных оценок по направлениям раздела “Познавательно-речевого развития ребенка следует, что методическое обеспечение находится на хорошем уровне.
  • На базе ДОУ прошел семинар для заведующих и старших воспитателей по теме “Создание условий для развития познавательной активности детей средствами математики”, который получил высокие оценки.
  • Систематизирован учебно-методический комплекс по реализации базисной программы “Детство” в разделах познавательно-речевого развития.
  • Выпускники нашего детского сада имеют хорошие знания, умения и навыки по разделам программы, и получают хорошую оценку учителей при поступлении в школу.

За прошедший период, считаем, в детском саду созданы условия для улучшения качества образования и воспитания детей. В перспективе мы видим детский сад, который использует все свои ресурсы для развития воспитанников, а программное и методическое обеспечение способствует развитию воспитанников по всем направлениям (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное).

Приложение 2