Урок химии "Свойства воды"

Разделы: Химия


Цели урока:

Образовательная:

  • Создать условия для формирования знаний физических и химических свойств воды.
  • Начать формировать представления о важнейших классах неорганических соединений: кислотах и основаниях.
  • Научить записывать уравнения реакций воды с активными металлами, оксидами металлов и неметаллов.

Воспитательная:

  • Создать условия для воспитания навыков сотрудничества, формирования коммуникативных качеств.
  • Способствовать воспитанию интереса к процессу познания нового, расширению кругозора школьников.

Развивающая:

  • Создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, находить существенные признаки понятий.
  • Содействовать развитию представлений учащихся о типах химических реакций, умения применять знания полученные ранее.

Основные понятия. Гидроксид металла, основание, гидроксильная группа, кислоты.

Планируемые результаты обучения. Уметь составлять уравнения реакций воды с некоторыми металлами и оксидами металлов и неметаллов.

Демонстрации. Взаимодействие воды с натрием, магнием, оксидом кальция, оксидом фосфора(V).

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SmartBord;
  2. Приложение 1: презентация PowerPoint “Вода”;
  3. Приложение 2: презентация Smart Notebook “Свойства воды”;
  4. Приложение 3: апрель (звуковой файл);
  5. Наглядно – демонстрационное оборудование.
  Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика ИКТ – сопровождение
I. Организационный момент. Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.  
II. Целеполагание, планирование деятельности. Создает условия для формулировки темы, цели урока учащимися и её осознания. Предлагает учащимся, основываясь на текст слайдов, определить тему урока. Формулируют тему и цели урока.

Записывают тему.

Приложение 1 слайды 1-6, по выходу слайда №1 – переход на гиперссылку – приложение 3 (звуковой файл).
Организуя беседу, создает условия для составления плана урока.
  • Какими свойствами характеризуются вещества?
  • Что значит химические свойства?
  • Отношения воды к каким веществам мы можем рассмотреть?
Предлагают план изучения новой темы, путём переноса ранее изученного материала. Приложение 1 слайд 7.
III. Организационно-деятельностный.

1. Изучение физических свойств воды.

2. Изучение химических свойств воды.

Организует беседу о физических свойствах воды с опорой на знания учащихся и на материалы презентации “Вода” слайды 1- 6.  Участвуют в беседе, делают записи в тетради. Приложение 1 слайд 8-12.
1. Предлагает учащимся таблицу для записи химических свойств воды. В графе “уравнения реакции” предлагает учащимся делать запись одного из выполненных уравнений реакций.

2. Возвращается к плану изучения химических свойств.

Организует изучение химических свойств воды и отработку умения составлять химические уравнения, характеризующие её свойства. Координирует деятельность учащихся.

Знакомит учащихся с рядом активности металлов.

1. Взаимодействие воды с металлами.

а) Взаимодействие воды с активными металлами.

Демонстрация (Видеодемонстрация): взаимодействие натрия с водой.

Демонстрация (возможна замена на видеодемонстрацию): взаимодействие калия и кальция фосфора с водой.

б) Взаимодействие воды с металлами средней активности

Демонстрация взаимодействия магния с водой.

в) Отношение воды к неактивным металлам.

Знакомит учащихся с понятиями:

- гидроксогруппа;
- гидроксид;
- основание.

2. Взаимодействие воды с оксидами активных металлов.

Демонстрация взаимодействия оксида кальция, с водой.

3. Взаимодействие воды с оксидами неметаллов.

Демонстрация взаимодействия оксида фосфора (5) с водой (возможна замена на видеодемонстрацию).

4. Разложение воды.

Знакомятся с таблицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в изучении материала. Делают выводы о возможности реакций. Выполняют, предлагаемые по ходу изучения материала, задания (используя готовые объекты, составить уравнения реакции – передвигают, составляют). Делают записи в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в изучении материала. Выполняют задания. Делают записи в таблице.

Участвуют в изучении материала. Выполняют задания. Делают записи в таблице.

 

Самостоятельно записывают уравнение реакции.

Приложение 1 слайд 12, гиперссылка со слайда на Приложение 2 - стр. 1 . Приложение 2 - стр. 2 .

 

 

 

 

 

 

Приложение 2 стр. 2, гиперссылка на видеофильм,

гиперссылка на 3 страницу доски (шторка).

Цветом обозначены особенности групп:

красный – не взаимодействуют;

зелёный – взаимодействуют;

жёлтый – будут рассмотрены позже.

Приложение 2 стр. 2, гиперссылка на 4 страницу доски.

 

 

 

Приложение 2 стр. 3, гиперссылка на 5 страницу доски.

Приложение 2 стр. 3, гиперссылка на 6 страницу доски.

 

Приложение 2 стр. 3, гиперссылка на 7 страницу доски.

    Предлагает сделать вывод о химических свойствах воды. Участвуют в беседе.  
 IV.  Рефлексия. Предлагает задание по закреплению изученного материала.  Выполняют задания с использованием флеш-объектов. Приложение 2 стр. 8. Задание приготовлено с использованием ресурсов интерактивной доски.
Организует анализ степени продвижения по теме. Анализируют степень продвижения по теме (исходя из ранее составленного плана). Приложение 2 стр. 2.
Создаёт условия для заключительной рефлексии:
  • Сегодня на уроке я узнал (а)...
  • Сегодня на уроке я научилась (ся)...
  • Я доволен своей работой на уроке?
Рефлексируют свои знания. Приложение 3.
V. Домашнее задание. Предлагает домашнее задание на следующий урок: прочитать стр.84-85, проработать записи в тетради. Индивидуально: подготовить сообщение об охране водных ресурсов. Записывают задание в дневник. Приложение 2 стр. 9.

Вариант таблицы для учащихся

Химические свойства воды Уравнение химической реакции Тип реакции
1. Взаимодействие воды с ...