Открытый урок музыки по теме "Вальс"

Разделы: Музыка


Цели  урока:

  • Обучающая: дать понятие о вальсе, научить определять вальсовую музыку.
  • Развивающая: развитие музыкального  слуха, чистого интонирования, умения пения.
  • Воспитывающая: продолжить работу над формированием любви к музыке.

Оборудование: баян,  магнитофон,  компьютер, подготовленные слайды к уроку

ХОД УРОКА

 Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Вальс». (Приложение, слайд 1)  Давайте урок начнем со слушания музыки.

(Звучит вальс из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского). (Приложение, слайд 2)

– Вот мы с вами послушали волшебную мелодию, и я очень рада, что сегодняшний урок мы с вами начинаем с хорошего настроения.
Радостное настроение – почему?

Учащиеся: Потому что прозвучала музыка.

Учитель: А что, можно сказать о ней, что она радостная?

Учащиеся: Танцевальная, нежная, мелодичная, радостная, ласковая, поднимает настроение.

Учитель: Вот эти все определения относятся, ребята, к вальсу. И мы прослушали этот вальс из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

(Повторное слушание небольшого  отрывка вальса из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского)

Учитель: А что такое вальс? (Приложение, слайд 3)

Учащиеся: Это радостная, легкая мелодия, танец, чтобы танцевать вдвоем. (Приложение, слайд 4)

Учитель: Да, вальс, действительно, радостный, легкий, подвижный, трехдольный танец, формула аккомпанемента: бас + аккорд + аккорд,  где  подчеркивается только первая доля (т.е. бас), а два аккорда идут как вспомогательные и придают музыке вальса живость, легкость, стремительность его вращательным  движением.

(Игра мелодии любого вальса, показ движений вальса в исполнений учащихся)

Учитель: Сейчас  посмотрите слайд с танцами  и определите тот рисунок, на которой, танцуют вальс. (Приложение, слайд 5)

(Определение  вальса учащимися по рисункам)

Учитель: Почему вы считаете, что на этом рисунке изображен вальс?

(Ответы детей)

Учитель: Ребята, а вы умеете танцевать вальс? Давайте  разучим основные элементы танца!

(Разучивание)

Учитель: (Приложение, слайд 6) Хотя и  поется в песне «Вальс о вальсе», вальс устарел, этот танец любим до сих пор, и притягивает современных композиторов.  Предлагаю  вспомнить  песню, с которой мы познакомились на прошлом уроке.

(Исполнение песни «Школьные годы» Д.Б Кабалевского)

Учитель: А как вы думаете, какая это песня по жанру?

Учащиеся: Вальсовая

Учитель: Кто написал песню?

Учащиеся: Дмитрий Борисович Кабалевский

Учитель:  Многие композиторы писали вальсы, но только одного из них назвали «королем вальса». Это австрийский композитор Иоганн Штраус. (Приложение, слайд 7)
И.Штраус – очень увлекается вальсами, а один вальс был исполнен на «бис» 19 раз. Это «Аллегорический вальс». На свои произведения, вальсы он вложил всю свою душу, и поэтому всегда ценили и любили его сочинения.
Сейчас, давайте, послушаем один из великолепных вальсов И.Штрауса. Слушаем очень внимательно и готовимся ответить на один вопрос.

(Слушание вальса И.Штрауса  «Голубой Дунай»)

Учитель: Итак, прошу вас ответить одним словом, что такое вальс? Только не говорите мне, что это  танец.

Учащиеся: Это – радость, чудо, сказка, душа, загадка, прелесть, ласка, нежность (Приложение, слайд 8)

Учитель: Ребята, вы вспомнили столько хороших, красивых слов, а разве можно без этого всего жить?
Итак, к вальсу обращались и обращаются многие композиторы. И сегодня мыс вами познакомимся с новой  песней, звуки которой посвящены к вальсу.
Она называется: «Мальчишки и девчонки». А написал песню современный композитор Аркадий Островский. Сейчас я хочу вас познакомить с песней, внимательно слушайте, определите характер, а потом будем все разучивать.

(Исполнение песни «Мальчишки и девчонки» А.Островского  учителем и разучивание с  учащимися)

Итог урока

Учитель: Итак, ребята, что нового мы с вами узнали на уроке?

1) Что такое вальс?
2) Кто посвятил свое творчество созданию вальсовой музыки.
3) Какие песни вальсовой музыки вы знаете?

Оценка знаний учащихся

Домашнее задание:  Найти песни с вальсовой музыкой.