Внеклассная работа по истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Разделы: Внеклассная работа


Надо отрешиться от мысли,
что для хорошей школы нужны
прежде всего хорошие методы
в стенах класса.
Для хорошей школы прежде всего

нужна научно организованная
система всех влияний.
А.С. Макаренко.

На мой взгляд, в ряду этих влияний на обучающихся одно из важнейших мест занимает внеклассная работа, которая является составной частью всей системы образовательно-воспитательной работы гимназии и достигает тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами.

Мой многолетний педагогический опыт учителя истории (48 лет) дает возможность сделать вывод о том, что внеклассная работа по истории способствует развитию у обучающихся интереса к изучению предмета и активизирует их познавательную деятельность. Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка; установить более тесный контакт и взаимопонимание.

Во внеклассную работу я вовлекаю детей на основе свободного выбора.

Добровольное начало – один из основных принципов внеклассной работы. Этот принцип в значительной мере определяет ее содержание и методы.

Внеклассная работа предполагает максимум самодеятельности и активности обучающихся, но принцип самодеятельности и активности отнюдь не исключает руководящей роли учителя. Именно он направляет инициативу и интерес детей, всемерно развивает их творчество, прививает им навыки самостоятельной работы, способствует активизации познавательной деятельности.

Внеклассная работа может протекать в разных формах. В своей педагогической деятельности я использовала: кружковую форму, индивидуальную форму, организовывала массовые мероприятия (вечера, конференции, дискуссии, дебаты, встречи с интересными людьми, исторические недели, олимпиады, конкурсы, театральные постановки, туристические походы, экскурсии по историческим местам, экскурсии в музеи и т.д.)

Во внеклассной работе нужны и массовые формы, и кружковые, и индивидуальные.

Очень важно для педагога знать мотивы участия обучающихся во внеклассной работе. Какие силы влекут их в необязательные для них занятия?

Результаты мониторингов, проводимых мной в средних и старших классах гимназии показывают, что прежде всего обучающиеся участвуют во внеклассной работе потому, что их влечет непосредственный познавательный интерес, возможность удовлетворить природную пытливость, проявить свою активность, коллективизм.

Готовя любое внеклассное мероприятие, я руководствуюсь следующими целями:

  • повышать интерес обучающихся к изучаемому предмету, так как это есть непременное условие улучшения качества обучения, а так же активизации познавательной деятельности;
  • формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;
  • способствовать развитию индивидуальных способностей, инициативы обучающихся;
  • дать возможность обучающимся ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания, глубже усвоить материал;
  • формировать мировоззрение обучающихся, патриотические чувства, развивать творческие способности.

Во внеклассной работе очень важно всегда помнить о том, что каждое мероприятие должно чем-то запомниться и обязательно нести нравственные идеалы, иначе это не внеклассное мероприятие по истории.

Важным компонентом в процессе учебной деятельности обучающихся является их участие во внеклассной работе. Как говорит пословица: « С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».

Деятельность – форма психической активности человека, коллектива, общества, направления, в основном, на преобразование окружающей среды.

Любая деятельность – это цепь действий человека.

В процессе деятельности формируется и сам человек, его физические и психические качества: выносливость, трудолюбие, самостоятельность, свобода, инициативность, честь и достоинство.

Деятельность служит средством самовыражения и самоутверждения личности: результаты деятельности приносят человеку ощущение удовлетворенности, самоуважение и уважение окружающих.

Существуют различные виды деятельности, например: духовная, которая включает в себя:

  • познавательную;
  • ценностно-ориентировочную;
  • прогностическую и т.д.

В данной статье я хочу остановиться на одном из видов деятельности, а именно – познавательной, ее активации во внеклассной работе.

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную на основе познавательного интереса; поэтому активизация познавательной деятельности обучающихся способствует совершенствованию методов обучения как на уроке, так и во внеурочной работе.

Идея активизации познавательной деятельности имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат философские взгляды Сократа, Пифагора и других.

Интересные суждения об активизации познавательной деятельности можно найти в работах чешского ученого Я.А. Коменского, швейцарского ученого И.Г. Песталоцция, французского философа Ж.Ж. Руссо, русского ученого К.Д. Ушинского и т.д.

К.Д. Ушинский писал, что «… ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способность самостоятельно без учителя приобретать новые познания» (К.Д. Ушинский, педагогические сочинения в 2-х томах. М., 1974 г.)

Разработкой методов активизации познавательной деятельности занимались и советские педагоги С.Т. Шацкий, Г.Т. Яговицкий, Д.Н. Богоявленский, А.М. Матюшкин и т.д.

В 60-х–70-х годах XX века в советской педагогике и психологии начинает более широко разрабатываться идея проблемного обучения как средства активизации познавательной деятельности обучающихся, т.к. сущность проблемного обучения состоит в том, что обучающиеся под руководством учителя принимают активное участие в решении новых для них познавательных и практических проблем, при этом обучающиеся решают их главным образом самостоятельно.

Суть активизации познавательной деятельности обучающихся заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных проблем, она состоит в активизации их мышления, путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству.

Активность обучающихся в процессе познавательной деятельности – волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной познавательной цели.

Каким же образом в своей практической деятельности я использую теоретические аспекты об активизации познавательной деятельности обучающихся в их внеклассной работе? Об этом и пойдет речь дальше.

Выше было сказано, что формы внеклассной работы по истории весьма разнообразны, но содержание их должно быть проникнуто определенной целью: активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать интерес к истории, формировать личность, способную решать жизненно-важные задачи, быть достойным гражданином и патриотом своей Родины.

Возьмем кружковую работу. Как правило, в него приходят те, кто проявляет интерес к истории. Если в младших классах в кружке работает много детей, то в старших классах – их не очень много. Задача учителя удержать кружковцев не принуждением, а интересом к решению определенной проблемы.

Я стараюсь разнообразить и обозначить некоторые проблемы, а затем на занятиях кружка и самостоятельной работой обучающихся найти материал, который будет новым и интересным.

Так, например, были определены несколько проблемных тем:

  • Почему в период суровых испытаний выпавших на долю нашей страны, рядовыми уходили на фронт наши сверстники? Что подвигло их на это? А наше поколение смогло бы поступить также?
  • Казаки, казачество, казачий край… В чем состоит противоречивость и драматизм истории казачества? Моё видение истории казачества на примере моей семьи.
  • Эти удивительные сталинградцы. Чем же они удивительны?

Далее, все кружковцы сами определились, какими проблемными темами они будут заниматься. Началась кропотливая поисковая, исследовательская работа по сбору информации: работа в фондах краеведческого музея, «Панорама Сталинградской битвы», в архиве «Новейшей истории Волгоградской области», в библиотеке имени А.М. Горького г. Волгограда, встречи с ветеранами войны и труда, поездки по местам боевых действий, выезды в казачьи станицы Прихоперья.

Все данные обрабатывались и в конечном итоге это привело к написанию творческих работ по темам:

«Рядовыми уходили на фронт» (на примере истории 422-й дальневосточной 81-й гвардейский стрелковый дивизии); работа выполнена Марченко Любовью, обучающийся 11 класса; «Волгари в боях за Сталинград»; работа выполнена обучающимся 11 класса Четвертновым Николаем; «Эти удивительные сталинградцы», работа выполнена Вахниной Эллиной, обучающийся 11 класса; «Откуда пошла, есть станица Кумылженская и род Широковых»; работа выполнена братьями Алексеем и Николаем Широковыми, обучающимися 11 класса.

Работая над данными темами, у всех ребят значительно вырос интерес к расширению и углублению исторических знаний, активизировалась их познавательная деятельность, укрепилась вера в свои силы и способности; они получили навыки архивной и исследовательской работы – выступления с докладами перед кружковцами, одноклассниками, родителями, «Научным обществом старшеклассников» города; участие в городской научно-практической конференции «Гордимся историей родного края».

Кружковцы стали активнее на уроках истории, с удовольствием участвовали в массовой внеклассной работе по истории. Кроме того, в процессе решения проблемы, обучающиеся показали, что в их деятельности четко прослеживались этапы продуктивной деятельности: проблемная ситуация – проблема – поиск способов решения – решение проблемы. Были отмечены у обучающихся элементы новизны, эмоционального изложения добытого материала, а также формирование внутренней мотивации в более глубоком изучении истории.

В моей деятельности был и такой вид массовой внеклассной работы, как клубы по интересам, например: клуб старшеклассников «Имеем право». Идея создания клуба возникла в связи с тем, что в гимназии в 8-9-х классах было введено изучение предмета «Основы правовых знаний». Среди обучающихся оказалось много желающих повышать свою правовую культуру и правовые знания, что и подвигло к созданию клуба старшеклассников. Мотивация была достаточно актуальна, ведь в современных условиях меняется характер отношений между Государством и Личностью, положение самого гражданина Российской Федерации. Россия сегодня преодолевает ряд субъективных и объективных трудностей. Среди них одной из наиболее значительных является утрата нравственных ориентиров в жизни и недостаточность правовой культуры населения России. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного формирования правового сознания граждан России и, в первую очередь, подрастающего поколения. Именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Вне всякого сомнения при организации клуба «Имеем право» главными целями его работы были:

  • расширение и углубление правовых знаний обучающихся;
  • повышение уровня правовой культуры обучающихся, их нравственных жизненных ориентиров;
  • формирование правового сознания обучающихся, при этом право станет регулятором их жизни, а не помехой, препятствием для реализации задач;
  • формирование и развитие гражданственности и патриотизма обучающихся.

Среди обучающихся был проведен мониторинг, результаты которого помогли определить интересы членов клуба, их возможности, индивидуальные особенности, формы проведения клубных занятий.

Опыт показывает, что если используется активные формы познавательной деятельности овладения обучающимися правовых знаний и правовой культуры, то первоначальный интерес пришедших в клуб не ослабевает, а наоборот – усиливается. Я не припомню случая, когда бы члены клуба покидали его; наоборот: количество обучающихся возрастало.

В работе клуба я чередовала теоретические занятия с практической работой, выполнением индивидуальных заданий с групповой работой. На занятия клуба приглашались юристы: помощник прокурора района Вертебная Е.В.; заместитель прокурора по делам несовершеннолетних Пономарева Н.И.

Весьма позитивно зарекомендовали себя семинары и конференции по правовой тематике («Твои права и обязанности», «Права ребенка во взрослом мире», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Права ребенка в семье» и т.п.).

Важное место среди активных форм занимают деловые и ролевые игры. В своем клубе мы проводили ролевую игру «Суд чести», «Выбираем профессию: кем быть?» и другие.

Неподдельный интерес вызывает и такая форма как выездные занятия клубы. Среди них: занятия в Центре Занятости по теме: «Правовое регулирование трудовых отношений». Заранее была проведена большая индивидуальная подготовительная работа, что удивило работников Центра занятости. В офисе Налоговой инспекции Ворошиловского района было проведено занятие клуба по теме: «Права и обязанности налогоплательщиков» . Руководила работой моих клубников инспектор по налогам и сборам Шабанова И.А.

Большой интерес вызывают у обучающихся встречи с депутатами Городской и Областной Думы, предпринимателями, работниками банковской системы. За три года работы нашего клуба дети вели активную просветительскую работу по основам правовых знаний среди младших школьников, в семьях, в период летнего отдыха в школьном лагере. Среди бывших клубников много тех, кто выбрал профессию юриста (Крылов Миша, Карапетян Тигран, Вертебная Катя, Акчурин Гаяз и другие). Финишем работы клубы стала его презентация под девизом «Имеем право».

Участие в работе клуба позволило обучающимся расширить правовые знания, научиться сопереживать, помогать друг другу, чувствовать ответственность за себя и друзей.

В данной статье хочу поделиться с коллегами большим опытом своей работы по проведению Уроков мужества. Наша волгоградская земля – благодатная почва для взращивания патриотов с активной гражданской позицией. Земля пробита пулями и полита кровью защитников города. На месте расположения нашей гимназии воевала 92 отдельная морская бригада. В гимназии создан и работает Музей боевой славы, отметивший в этом году свое сорокалетие. Музей – один их лучших в городе. У нас сложилась определенная система проведения мероприятий патриотического воспитания обучающихся, среди них проведение Уроков мужества. Учителя истории возглавляют эту работу. Когда я беру новые пятые классы, которые на уроках изучают историю Древнего мира, во внеурочное время я рассказываю им об истории нашего края, ее славных и героических страницах, начинаю с того места, где расположена школа и почему это место для нас священно. Затем я веду их в школьный музей, а потом мы идем к памятнику Североморцев, расположенному недалеко от школы. Среди североморцев были и бойцы 92-й отдельной бригады. С этого момента, по сути дела, начинается моя работа в системе проведения Уроков мужества. Каждый такой урок способствует формированию мужества и патриотизма, гражданственности; развитию интереса у обучающихся к истории страны; способствует укреплению связи старшего и нынешнего поколения.

Тематика Уроков мужества весьма разнообразна: а цель одна: воспитание патриота и гражданина. К подготовке и проведению таких занятий я постепенно привлекаю самих детей, их родителей, особенно дедушек и бабушек. По мере взросления детей меняются формы и методы проведения Уроков мужества: от простых бесед, утренников я перехожу к дискуссиям, встречам за круглым столом, дебатам. Весьма удачно, на мой взгляд, прошла встреча нескольких поколений: 40-х – 70-х – 80-х годов и современного поколения, на которой рассматривались вопросы: «Как не любить нам эту землю?»; «Может ли быть современный молодой человек настоящим патриотом своей Родины?»

Данное мероприятие показало, что мы растим настоящих патриотов, граждан, о чем свидетельствовали искренние выступления ребят, а стих Юлии Шолоховой о нашем городе не оставил сомнения у взрослых, что мы можем смело смотреть в будущее нашей Родины. Тематика Уроков мужества, проводимых мною очень разнообразна. Например:

  • «История нашего края в истории страны»;
  • «Ратные страницы истории Отчего края»;
  • «200 огненных дней и ночей»;
  • «Стоять насмерть. За Волгой для нас земли нет»;
  • «Война в истории твоей семьи»;
  • «Эти удивительные сталинградцы»;
  • «Говорят улицы, дома и площади нашего города»;
  • «Восставший из пепла и руин»;
  • « Стоит над рекой исполин величавый» и т.п.

Я считаю, что системная и постоянная работа по проведению Уроков мужества (как правило, такие уроки проводятся во внеурочное время), способствует активизации познавательной деятельности обучающихся.

В данной статье мне хотелось бы рассказать также о том, что во внеклассной работе я широко использую такой вид активизации познавательной деятельности – игры: игра, одна из уникальных форм, позволяющая сделать интересной и увлекательной работу обучающихся не только на творческо-поисковом уровне, но и в будничных шагах по изучению, например, истории. Игра служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных как на уроке, так и во внеурочное время.

Игра объединяет эмоциональные и рациональные виды деятельности. В игре дети создают собственную реальность, творят свой мир. Эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции обучающихся.

Функции игровой деятельности: развлекательная, коммуникативная, самореализация, игротерапевтическая, межнационально-коммуникативная и др.

Целевыми ориентациями игр являются: дидактическая, развивающая, воспитательная

В свое время А.С. Макаренко говорил, что «игра без усилий, игра без активной деятельности – всегда плохая игра». К проведению любой игры готовятся и дети, и я сама. Если с младшими школьниками я провожу исторические игры-загадки, викторины, разгадывание кроссвордов, головоломок, решение простейших исторических задач, игры-путешествия, то со старшими школьниками я провожу деловые игры, ролевые игры, театрализованные постановки, узнай историческую личность и т.п.

С младшими школьниками, например, была проведена интеллектуальная игра «Путешествие в Древний мир» (см. приложение); с обучающимися старших классов – театрализованная постановка «Век минувшего» (на исторических и литературных материалах XIX века).

Деловая игра: «Наука побеждать». (Военный Совет: по страницам военной науки и жизни великих полководцев России: А.В. Суворова, М.И. Кутузова, советских военачальников, современной военной доктрине). Эта игра вызвала неподдельный интерес как у обучающихся, так и взрослых. На ряду с обучающимися , в деловой игре участвовали военнослужащие Волгоградского гарнизона, родители, прошедшие испытания в «горячих точках» Афганистана, Чечни.

Игра – одно из средств и условий развития интеллекта обучающихся. «Вся его жизнь – это игра, - писал А.С. Макаренко. – У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь» (А.С. Макаренко. Соч. т. 5, стр 272. М.,1958 г.)

Это высказывание А.С. Макаренко актуально и сейчас. Именно игра вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь обучающихся интересным содержанием, дает возможность самореализовать себя как личность, активизирует их познавательную деятельность.

Конечно, в одной статье (из-за лимита объема страниц) нет возможности раскрыть в полной мере свой опыт внеклассной работы по истории. И всё-таки «бегущей строкой» хочется вспомнить о таких видах внеклассной работы как:

  • Походы по местам боевой и трудовой славы;
  • Экскурсии в музеи и по историческим местам города, области, России;
  • Олимпиады, конкурсы, викторины, турниры;
  • Дебаты, дискуссии;
  • Презентации «Я познаю мир» (по исторической тематике) и т.д.

Мой опыт внеклассной работы по истории доказывает, что она является одним из средств активизации познавательной деятельности обучающихся.

Я убеждена в том, что настоящим учителем истории становится тот, кто в своей работе умело сочетает урочную и внеурочную работу, тем самым помогая обучающимся стать личностью, патриотом свой Родины, сформировать активную жизненную позицию, развить социально-образовательные компетенции.