Урок "Поэтический образ Родины в стихотворениях поэта XX века Н.М. Рубцова"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Показать мастерство поэта Н.М.Рубцова в создании образа Родины.
  2. Формирование навыков художественного анализа стихотворения.
  3. Выработка умения выразительного чтения стихотворения.
  4. Воспитывать в детях любовь к Родине, к природе.

Оборудование: Портрет Н.М.Рубцова, выставка сборников его стихов, репродукции пейзажей средней полосы России любимых поэтом, тексты стихотворений для анализа и чтения, план анализа стихотворения, презентация мультимедио .

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Тема Родины, отчизны занимает особое место в творчестве талантливого, самобытного поэта, “незаурядного русского лирика” (В.Коротаев) Николая Михайловича Рубцова, прожившего нелегкую и обидно короткую жизнь. Показываю портрет поэта, годы его жизни .(Презентация. Слайд 1)

Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование, мы познакомимся с творчеством этого удивительного человека. Вам предстоит быть исследователями и литературоведами. Работать будем группами по 4 человека.

2. Начнем мы урок с такого задания. Я назову слово, а вы скажите то, с чем для вас это слово ассоциируется.

Это слово-Родина.(Слайд 2.)

– Скажите, что вы представили?

(Ответы детей: свое село, маму, папу, нашу речку, цветы в поле, родную школу и т.д.)

3. Знакомство с творчеством поэта мы начнем со стихотворения

“ Тихая моя Родина” . Картины пейзажей природы средней полосы России любимых художником. (Слайд 3.) Читаю стихотворение наизусть.

Тихая моя Родина В.Белову

Тихая моя Родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
– Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. –
Тихо ответили жители:
– Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил..
Тихая моя Родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

4. Запишите в тетрадях:

Николай Михаилович Рубцов “ Тихая моя Родина”

5. Обсудите в группе и запишите в тетрадях, какая Родина у Рубцова.

Начните предложение так: Родина у Н.М.Рубцова – это…

(Ответы детей: тихая деревня, где он родился и прошло его детство, обмелевшая река, где он рыбачил, церковь, деревянная школа.)

6. А теперь обсудите в группе, что можно узнать из этого стихотворения о жизни поэта. Сделайте записи в тетрадях.

тветы детей: родился в деревне, в раннем детстве у него умерла мать, учился в школе, ловил в реке рыбу, любил бывать на природе, вскоре покинул родной дом.)

7. Обсуждаем ответы детей. Что записали?

8. Прочитайте биографическую справку о Н.М.Рубцове.

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 г. в поселке Елецк Архангельской области. Отец его был военным, приходилось часто переезжать с места на место; поэтому вскоре семья переехала в Тотемский район Вологодской области.В пять лет мальчик становится сиротой: мать его тяжело заболела и умерла. Вскоре после смерти матери Н.Рубцова началась Великая Отечественная война, которая окончательно осиротила мальчишку. В анкете Литературного института, где он учился, о родителях он написал:

“Сведений почти не имею”. С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли (сначала Красновидовский, потом Никольский детдом).

Семь лет Рубцов провел в Никольском детском доме, потом отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум. Именно с тех пор Никольское стало для него навсегда родиной, к которой он возвращался после своих скитаний. Коля, никогда не видевший моря, мечтал о нем. В 16 лет он приезжает в Архангельск, качегаром он попадает на рыболовецкое судно. В 1955 году он едет в Ленинград. Отсюда уходит служить на флот. Здесь же начинает писать стихотворения и печатать их. Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, учится в вечерней школе, затем окончив ее, посещает литературное объединение при многотиражке “ Кировец”. В 1962 году проходит творческий конкурс в Литературный институт, в 1965 году издает первую книгу “ Лирика”. В 1971 году трагически погиб.

– Что совпало с вашими записями? (Обсуждение.)

9. А теперь используя план анализа стихотворения (слайд 4), проанализируйте стихотворение “Тихая моя Родина” в группах. (Посоветовавшись, ребята отвечают по очереди классу, каждая группа дополняет ответы предыдущих групп, в это время дети делают записи в тетрадях.)

Дети отвечают: стихотворение написано дактилем, автор использует художественные средства: метафоры “ Речка за мною туманная будет бежать и бежать”, эпитеты “ самую жгучую, самую смертную связь”, сравнения “Словно ворона веселая, сяду опять на забор”, аллитерации “Тина теперь и болотина..”, несколько раз повторяются слова “ тихая”, “ тихо”, основная тема стихотворения отношение к тому месту, где он родился и вырос, мысли и чувства автора – любовь к деревне (к Родине), желание еще раз побывать в родных местах, с которыми связано самое дорогое в жизни (могила матери, родная школа, речка, родные места).

10. Выразительное чтение стихотворения детьми (по желанию).

11. Работа над стихотворением “ Звезда полей”.

(Стихотворение читает подготовленный ученик.)

– В тетрадях запишите название этого стихотворения.

Продолжите запись: “ Я понимаю это стихотворение так:….” (слайд 5)

(Ответы детей: Н. Рубцов не описывает какое-то конкретное время года, он сосредотачивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью, к добру, автор объединяет личные чувства с чувствами своего народа, в этом стихотворении слышится глубокая любовь к Родине.)

– Анализ художественных особенностей стихотворения. Выделите такие поэтические средства, на которые обратили внимание сами и хотели бы поделиться с друзьями.

(Ответы детей: стихотворение написано ямбом, метафоры “ звезда..смотрит в полынью”, “ сон окутал родину мою”, каждое из трех первых четверостиший начинается словами “ звезда полей” от этого все стихотворение кажется звездным).

– Прочитайте это стихотворение еще раз (про себя), а теперь попытайтесь вспомнить четверостишья, я читаю стихотворение, а вы произносите вместе со мной строки, которые запомнили.

12. Появилось ли у вас желание узнать другие стихи Н.Рубцова?

Читаю наизусть стихотворение “ Русский огонек”.

13. – Мы с вами на уроках говорили, какие стихи легче ложатся на музыку.

– Как вы думаете, легко ли ложатся на музыку стихи Н.Рубцова?

(Существует более 100 песен на стихи Рубцова. Поэт очень хорошо играл на гармошке и на гитаре, многие свои стихи часто напевал.)

14. Сейчас мы послушаем записи песен на стихи Н.Рубцова, у вас на столах слова с текстами, желающие могут подпевать вместе со мной.

(Песни “ Тихая моя Родина” в исполнении Г.Заволокина, “ Букет” в исполнении А.Барыкина и другие.)

15. В тетрадях запишите начало предложения “Когда я читаю стихи Н.Рубцова….” (слайд 6) продолжите, высказав свои впечатления от стихов, то, что вы представляли, когда читали и слушали стихи Н.Рубцова, или о чем вы задумались, что вам хочется.

– Прочитайте, что у вас получилось.

(Ответы детей: “ ..я представляю себе зиму, дом, большие сугробы, что-то такое глубокое, что нельзя объяснить. Все самые хорошие моменты моей жизни”, “ .. я представляю себе мир, любовь, леса, реки. Чистый воздух, стог сена, ледяные ручьи в березовой роще.”, “ … я думаю о нашей Родине”, “ тема Родины в лирике Н.Рубцова включает в себя и тему природы: любовь к родной земле предполагает и любовь ко всему, что с ней связано”.)

16. Итог урока.

– Прошло не так много времени со дня гибели , a именем Николая Рубцова названа улица в Волгограде. Она такая же короткая , как его жизнь . Одним концом упираясь в улицу Гоголя – любимого писателя Николая Михайловича , – другим она выходит на реку Вологда и белокаменный храм Софии , воспетый поэтом и не единожды им посещаемый . В родном его городе Тотьме имя Николая Рубцова присвоено районной библиотеке , а на берегу реки Сухоны недавно разбит парк в честь поэта, а бескорыстными стараниями талантливого скульптора Вячеслава Михайловича Крылова , лауреата Государственных премий СССР И РСФСР , воздвигнут памятник.

Народ помнит, чтит и бережет дорогое сердцу имя.

Светлое имя Рубцова все еще чаще встречается в титрах серьезных кинофильмов , где исполняются песни на его стихи. Новые и новые композиторы пытаются проникнуть в такую вроде бы доступную ,а на деле далеко не простую мелодику рубцовских шедевров. Как бы ни складывалась судьба поэта, где бы он ни был, в его сердце всегда жил образ его “ малой родины”, тех мест, где он вырос, где началось его формирование как личности и как талантливого поэта.

(Слайд 1)

17. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение Н.М.Рубцова, которое больше всего понравилось, тексты предлагаются, но можно и самим выбрать в библиотеке из сборника стихов.