Изучение экономики семьи как одно из основных условий развития индивидуальности ребенка

Разделы: Работа с родителями


Цель работы: Изучение семьи.

Задачи:

  1. Изучение трудов педагога-новатора К.С.Чиряева.
  2. Исследование семьи.

Методы: Анкетирование.

Изучение экономики семьи как один из основных условий развития индивидуальности ребенка.

С принятием Закона РФ “ Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания личностного развития ребенка. Родители, не владея достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалификационная помощь со стороны школы.

Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота об индивидуальном развитии ребенка.

Прикасаясь к судьбе ребенка, организуя его детскую жизнь, необходимо помнить важные мысли.

Дети не такие, как мы, взрослые. Они тоньше , чище, искренне. Мир детства иной, нежели мир взрослых. Поэтому нельзя к детям подходить с нашими мерками и судить на основе их. И вершить с позиции возраста(знающего и опытного) детские судьбы. Дети живут как бы в другом измерении. Им трудно понять и принять наш мир. Значит, им надо помочь, заняв при этом правильную жизненно-психолого – педагогическую позицию. Суть ее состоит в следующем: надо быть не “над”, не “возле”, ни “перед”, а “ вместе” с ребенком, т.е.следует избрать позицию взаимодействия и педагогического сотрудничества.

Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогического процесса, который он организует, выносит коррективы ,отслеживает его результаты на практике. В определенный момент появляется необходимость подвести итоги, проверить результаты, сопоставить “ замысел” с результатами, справить достигнутое с имеющейся практикой. Проанализируя результаты , педагог строит новые планы, привлекает новые варианты взаимодействия с воспитанниками.

Для этой цели классный руководитель должен изучать самого ребенка, его окружение и ,главное, его семью, ведь ,как подчеркивал в своей книге “Дьиэ кэргэн – омук биhигэ” педагог-новатор К.С.Чиряев, “ фундамент личности ребенка заключается в семье, которая является его первой школой воспитания, основой его нравственно-духовных качеств и навыков социального поведения. Опыт взаимоотношений с родителями и близкими взрослыми, приобретенными в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми в его последующей жизни”. А воспитание ребенка основывается на совместных усилиях семьи и школы, педагога и родителей. Для этого необходимо выяснить особенности отношений ребенка с членами семьи, особенности применяемой системы воспитательных воздействий, влияние некоторых условий воспитания в семье на формирование личности ребенка и характера функционирования методов народной педагогики.

К.С.Чиряев предлагает уделить особое внимание изучению семьи. По его мнению, следует обследовать материально-бытовой и культурный уровень семьи , связанные с современным развитием жизни. (Таблица 1.) При этом необходимо учитывать окружающую среду ребенка: сельские или городские условия жизни, а также особенности и отличительные черты национального характера народа, жизненно-бытовые условия, существующий общественный строй современности. При этом одним их этнических функций семейного воспитания детей является хозяйственно-экономическая (Таблица 3.) – ведение общего хозяйства, бюджета, организации материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение, из которой следует одна из групп семейно-бытовых традиций – обеспечение условия жизни ребенка. (Таблица 2.)

Вот почему мне хотелось бы подчеркнуть, что основой для оптимизации взаимодействия классного руководителя с семьей и развития индивидуальности ребенка является изучение семьи. Семьи, из которых приходят в школу ученики, неоднородные. В них в различный материальный достаток. Это влияет на здоровье ребенка, его психику, на его отношение к учению. Осуществлять воспитательную работу без сотрудничества с семьей невозможно, и когда процесс воспитания ребенка в школе идет вне сотрудничества с семьей, это приводит к печальным результатам. Из этого следует, что семейное воспитание зависит от социально-экономического положения семьи в экономическом аспекте.

В виду того, что мы живем в сельской местности, основной доход берется от ведения личного производственного хозяйства .В период развития рыночных отношений экономика семьи создает новые условия для возрождения и развития экономической и социальной роли семьи. Поэтому планирование воспитательной работы в классе я начинаю с изучения социально-экономического статуса семей.

Социально-экономический статус 7 класса выявила по следующим параметрам: количество членов семьи доходы от заработной платы, сдачи молока и мяса, садово-огородного участка, затраты на транспортные услуги в перевозке сена, дров, льда, на использование электроэнергии и телефонной связи, затраты на образование детей-студентов . В результате исследования можно вывести доход на одного члена семьи в среднем за месяц. Все это можно показать в следующей таблице(всего по классу) :

Основной бюджет (за год) Основной бюджет за месяц На семью учащегося (за месяц) В среднем на одного члена семьи (за месяц)
1050600 руб. 87550 руб. 6253 руб. 1137 руб.

Итак, на одного учащегося в среднем за месяц доход составляет 1137 рублей, что составляет 21% от прожиточного минимума на душу населения в месяц. Изучение экономики семьи показало, что социально-экономический статус класса относится ко второму типу семьи – малообеспеченные семьи.

Результаты изучения семьи показывают, что :

  • в современных условиях сельская семья может достичь благополучия лишь посредством ведения личного производственного хозяйства;
  • большая часть затрат – транспортные услуги по перевозке льда, дров, сена, а также транспортные расходы, так как проезд в один конец до города составляет свыше 500 рублей;
  • 71% родителей имеют общее среднее образование , следовательно, имеют низкую заработную плату, что сказывается на бюджет семьи; (Таблица 4.1.)
  • 89% составляет количество многодетных семей , тем самым затраты на одного члена семьи становится больше (Таблица 4.2).

Отсюда приходим к заключению, что социально-экономическое положение семей сказывается, в первую очередь, на здоровье учащихся. Возьмем к примеру 7 класс .В классе всего обучается 19 учащихся. Из них 11 учащихся имеют хронические заболевания, что составляет 58% от общего количества учащихся. (Таблица 4.3.) Следовательно, на лечение больных детей семья встречает большие трудности . В ходе исследования выявилось, что экономика семьи зависит от правильного обращения с деньгами в семье, от своевременного планирования семейного бюджета. Родители утверждают, что детей нужно с раннего возраста привлекать в решении вопросов экономики семьи, правильному обращению с деньгами. Кроме того правильное распределение трудовых обязанностей в семье способствует привитию у детей трудовых навыков.

Имея базу данных о каждом ученике в классе, появляется возможность направлять свои усилия на мобилизацию внутренних сил ученика для работы по самосовершенствованию, не на решение своими действиями проблем школьников, а на актуализацию и поддержку их собственных устремлений в преодолении трудностей, возникающих на их жизненном пути.

Глубокое изучение личности учащегося , его семьи и наличие у педагога целостного и адекватного представления о каждом ученике способствуют успешному протеканию процесса становления и проявления индивидуальности ребенка.

Таким образом, изучение семьи в экономическом статусе позволило мне сформировать более детальное и глубокое представление об индивидуальности и ее основных составляющих, что является одним из условий развития индивидуальности ребенка.

В заключении хочется привести слова доктора философских наук, профессора В.Т.Лисовского: “Хорошо зная возрастные особенности детей и изучая их индивидуальность, классный руководитель, как главный капитан, ведет свой корабль-класс по сложному жизненному океану. Важно при этом не потерять индивидуальность и неповторимость каждого ребенка, помочь ему самореализоваться и найти свою социальную нишу в жизни”.

В.Т.Лисовский

Использованная литература.

  1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя в 5 -8 классах. Издательство “ Феникс”, 2005г.
  2. Бандеров Н.С. Академик К.С. Чиряев – Булуугэ. Булуу, 2002с.
  3. Билых Н.И. Спутник классного руководителя. 5–7 классы.Издательство “Учитель”, 2006г.
  4. Николаев М.Е. Республика Саха.Стратегия развития в первой четверти ХХ1 века. Якутск, 2000г.
  5. Портнягин И.С. Этнопеагог К.С.Чиряев: педагогические мысли, идеи, взгляды. Якутск, 2002 г.
  6. Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе.Издательство “ Феникс”, 2004г.
  7. Тумусов Ф.С. Ыал Бии билиитэ. Якутск, 2001г.
  8. Чиряев К.С. О5ону дьиэ5э иитии. Якутск, 1969с.
  9. Чиряев К.С. Ыал ымыыта – ыччакка.Якутск, 1981 с.
  10. Чиряев К. С. Дьиэ кэргэн – омук биhигэ. Якутск, 1993.
  11. Журнал “ Воспитание школьников”. 2005 год, № 1.
  12. Журнал “ Воспитание школьников”. 2005 год, № 5.
  13. Методические рекомендации по работе родительского комитета образовательного учреждения. Вилюйск, 2005г.