Открытый урок по технологии в 7-м классе на тему "Фрукты и ягоды. Блюда из них"

Разделы: Технология


Тип урока: формирование новых знаний.

Формы урока: фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесно-иллюстративный рассказ.

Здоровьесберегающие технологии:  физкультминутка.

Цель: подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

Задачи:

  • формирование и развитие знаний, умений и навыков с вариантами использования фруктов и ягод в кулинарии;
  • формирование обучения технологии приготовления  блюд из фруктов и ягод;
  • формирование правил  безопасной работы и соблюдения санитарно-гигиенических требований;
  • формирования овладения основными способами  точного выполнения технологических операций;
  • формирование познавательного интереса  учащихся к предмету;
  • формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, экологических, экономических  качеств личности;
  • формирование знаний о фруктах и ягодах, их питательной ценности;
  • формирование знаний о применении фруктов и ягод как в кулинарии, так и в лечебных целях.

Методическое оснащение урока:

  • материально-техническая база: инструменты и приспособления, материалы;
  • дидактическое обеспечение: учебник «Технология» 7 класс В.Д. Симоненко и др., рабочая тетрадь, дополнительная литература;
  • учебно-техническая документация:  таблица «Блюда из фруктов и ягод»; технологическая карта «Приготовление яблочного сока» и «Технологическая  последовательность приготовления фруктового салата», игра «Угадай плод».
  • продукты: фрукты и ягоды, мед, йогурт, сахар, орехи, блюда из фруктов и ягод.

Оборудование: блюда, креманки, тарелки для сервировки, ложки, шпажки, обычные и фигурные ножи.

Словарь: плоды косточковые, семечковые, орехоплодные.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

1. Проверка  готовности  учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока.

II. Повторение пройденного материала

– Расскажите о пищевой ценности молока и молочных продуктов.
В молоке обнаружено 160 полезных  веществ, которые полностью усваиваются человеком. Молоко содержит высокий процент солей кальция и фтора, а также макро- и микроэлементы, которые участвуют в построении ферментов, гормонов, витаминов, в формировании костной ткани, восстановлении  крови, деятельности мозга и т.д.
– Какие молочные продукты называют кисломолочными? Назовите ассортимент кисломолочных продуктов.
Молочные продукты, которые получают с помощью брожения, называются кисломолочными. Ассортимент  кисломолочных продуктов очень велик: творог, сметана, простокваша, варенец, кефир, ряженка, кумыс и др.
– Каков срок хранения молочных продуктов?
Сроки хранения молочных продуктов разные: например, сметана хранится при температуре от 0* до 1*С 24 часа, простокваша при температуре не выше 8*С не более 36 часов, кефир при температуре 8* С не более 36 часов и т.д.
– Назовите санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе на кухне.

1. Перед приемом и приготовлением пищи обязательно мойте руки с мылом.
2. При приготовлении пищи пользуйтесь только инструментами и приспособлениями  с соответствующей маркировкой.
3. После  работы тщательно убирайте  рабочее место.
4. Инвентарь и посуду храните в строго отведенном месте.
5. Не допускайте  совместного хранения сырья  и готовой продукции.
6. Не употребляйте в пищу продукты с истекшим сроком хранения  и сомнительного происхождения.
7. Соблюдайте правила и сроки хранения  продуктов.
8. Применяйте достаточную тепловую обработку пищевых продуктов.
9. Если продукты не требуют  дальнейшей тепловой обработки, тщательно промойте их теплой, а затем горячей водой.

III. Изучение нового материала

(Использование таблиц о классификации фруктов и ягод, натуральных плодов,  их муляжей. Демонстрация  фруктов в разрезанном виде, ягод в желе,  компоте).

1. Значение фруктов и ягод в питании человека

С незапамятных времен человек  употребляет в пищу  фрукты и ягоды. Пищевая ценность фруктов и ягод  зависит  от содержания  в них углеводов, органических кислот, азотистых, дубильных веществ, витаминов.
С фруктами и ягодами человек получает основную массу солей  щелочных металлов, которые играют важную роль  в поддержании  щелочно-кислотного равновесия в крови  и тканях человека. Кроме того, они обладают  многими лечебными свойствами: черника и груши оказывают закрепляющее, а сливы – послабляющее действие  на кишечник; малина используется для лечения простудных заболеваний.
Очень богат химический состав  химический состав фруктов и ягод. Он зависит от их вида, сорта, зрелости, сроков уборки, способов  хранения и других факторов.

2. (Запись в тетрадь). В зависимости от строения  все плоды  фруктовых деревьев можно разделить на следующие группы: классификация фруктов:

– семечковые (яблоки, груши, айва);
– косточковые (слива, вишня, черешня, абрикосы и персики);
– ягоды (настоящие – виноград, смородина, крыжовник, брусника, черника, клюква; сложные – малина, ежевика;  ложные – земляника, клубника);
– субтропические и тропические плоды (цитрусовые, гранаты, инжир, хурма, бананы, ананасы и др.);
– орехоплодные (лещинные и  грецкие орехи, миндаль, фисташки, арахис).

3. Хранение фруктов и ягод

Все фрукты и ягоды  даже после того, как их сорвут и соберут, остаются живыми организмами. И во время  хранения  в них не прекращаются физические и биологические процессы, являющиеся продолжением  тех процессов, которые  происходят в период созревания. Наиболее важные из них: дыхание, испарение влаги, дозревание.
Для правильной организации хранения фруктов и ягод необходимо  создать такие условия, при которых будут максимально  заторможены все процессы, происходящие в них, а также процессы, связанные  с развитием микроорганизмов. Этого можно достичь, если в процессе хранения поддерживать определенную температуру и влажность.

4. Первичная обработка фруктов и ягод

Первичная обработка фруктов и ягод  начинается с сортировки и переборки. При этом отбраковываются плоды, имеющие загнившие места, механические повреждения. Плоды тщательно  моют в проточной воде, в которую для удаления с поверхности плодов  ядохимикатов добавляется сода (5-6 г на 1 л воды). Затем удаляют несъедобные части (плодоножки, остатки цветков, листья) и еще раз промывают проточной водой.
Полностью подготовленные плоды подвергают дальнейшей обработке.

Игра «Угадай плод»

Учитель кладет в коробку лимон (можно любой плод).
Учащиеся должны, задавая вопросы, угадать его и ответить, к какому  виду он относится. Вопросы ставятся так, чтобы учитель мог ответить только «да»  и «нет».
Например, ученик спрашивает:
– Плод круглый?
Учитель. Нет.
Ученик.  Он желтый?
Учитель. Да.
Ученик. Он кислый?
Учитель. Да.
Ученик. Это лимон?
Учитель. Да. Он относится к субтропическим плодам. И сейчас я расскажу вам  легенду о лимоне.

Легенды о лимоне

  • Греки восхищались ароматом и цветом лимона. Может, поэтому избрали его эмблемой своего веселья. В день праздника, когда богиня Земли получила известие о бракосочетании Юпитера и Юноны, она лакомилась лимонами; с того времени лимон фигурирует в брачных церемониях греков ...
  • Согласно легенде, в саду дочерей ночи Гесперид росли золотые яблоки. В этот заморский сад был направлен Геркулес, чтобы совершить один из своих подвигов, выведя Гесперид из сада. Этот подвиг сопровождался приключениями, а силы он черпал от золотых яблок – лимонов.
  • Однажды любимый слуга одного из кавказских царей Хосрова за какую-то провинность попал в немилость. Разъяренный повелитель велел немедленно посадить своего слугу в тюрьму и приказал стражникам кормить заключенного только одним видом пищи. На вопрос, каким именно, владыка, смилостивившись, ответил: "Пусть выбирает сам". Заключенному ничего не оставалось делать, как исполнить царскую волю. И он ее выполнил, попросив давать ему только ... лимоны. А недоуменным стражникам пояснил: "Аромат лимона будет веселить мне мысли, кожура плодов и зерна будут полезны для моего сердца, в мякоти же лимона я найду себе пищу, а соком буду утолять жажду". Трудно представить, как это было на самом деле. Но несомненно одно: в этой старинной легенде отражено то значение, которое имели эти плоды для наших предков.
  • Скандинавские легенды упоминают "золотые яблоки бессмертия". Кому посчастливилось полакомиться ими, тот не знал в своей жизни болезней – длительных, изнуряющих, с болью и муками в старости. Да и во многих русских сказках упоминаются "золотые молодильные яблоки".

Полезная информация о лимоне

История лимона

Родина лимона – Индия, где он рос в диком виде в горных местностях, у подножия Гималаев, откуда потом попал в страны Юго-Восточной Азии и значительно позднее – в Европу.
Первые литературные упоминания о цитроне можно встретить у Теофраста (приблизительно 300 лет до н.э). Он писал, что душистый плод совершенно не употребляли в пищу, а использовали только для борьбы с молью. Ароматные кусочки лимона прятали в складки одежды.
В популярной медицинской литературе можно встретить самые разноречивые мнения о показаниях и противопоказаниях к применению цитрусовых. Одни авторы рекомендуют использовать их для лечения сахарного диабета, другие – категорически запрещают употреблять их при гастритах, панкреатите, энтерите, колите, язвенной болезни.
Натуропаты считают, что нежелательно соединять цитрусовые с другими видами плодов.

Свойства лимона

Несмотря на то, что лимон уже более двух столетий имеет официальное признание медиков как вернейшее противоцинготное средство (еще в 1795 году в английском флоте был введен обязательный ежедневный прием по 30 г лимонного сока), до сих пор его свойства полностью не изучены.
Современная медицина ограничивает свои рекомендации применением его при гипо- и авитаминозах, как освежающее питье и в косметических целях. Лимонная кислота, наряду с яблочной и янтарной, имеет огромное значение в обменных процессах организма, происходящих на клеточном уровне.

Лимоны полезны

Лимоны могут быть полезны людям, страдающим подагрой, а также некоторыми формами мочекаменной болезни. Это связано со свойствами лимонной кислоты растворять мочевую кислоту и ее отложения в суставах и хрящах. Хорошим способом остановки носового кровотечения считается закапывание свежего лимонного сока в носовые ходы.

Состав лимонов

Химический состав лимонов чрезвычайно богат. Их сок содержит много калия, самое большое (из всех фруктов) количество цитрина, который в сочетании с аскорбиновой кислотой укрепляет и делает эластичными стенки мелких кровеносных сосудов, активно участвует в окислительно-восстановительных процессах (то же относится к апельсинам, мандаринам, грейпфрутам, но несколько в меньшей степени). Вот почему так много рецептов лечения склероза, включающих лимон.

Физминутка

IV. Практическая  работа

(Перед выполнением практической работы учащиеся моют руки с мылом, одевают  фартуки и косынки).

1. Запись в тетрадь. «Технологическая  последовательность приготовления фруктового салата» (Приложение 1), «Технологическая  последовательность приготовления яблочного сока» (Приложение 2)

2. Вводный инструктаж. Распределение обязанностей учащихся по операциям

3. Самостоятельная  практическая работа учащихся (Приложение 1)

Приготовление фруктового салата:

– первичная обработка фруктов и ягод: (сортировка, мойка ) яблоки, груши, киви, виноград;
– нарезка кубиками, соломкой;
– смешивание фруктов и ягод с йогуртом;
– оформление салата в креманки;
– уборка рабочего места и мойка приборов и инструментов.

4. Самостоятельная практическая  работа учащихся  (Приложение 2).

Приготовление сока:

– первичная обработка яблок (сортировка, мойка, нарезка);
– подготовка фужеров для сока (обработка краев фужера  лимоном и сахаром);
– получение сока в соковыжималке;
– оформление  фужеров дольками лимона, киви, винограда;
– уборка рабочего места и мойка приборов и инструментов.

5. Текущий инструктаж по ходу выполнения самостоятельной практической работы учащихся:

– проверка учителем организованности рабочего места;
– соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических  правил;
– инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
– концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
– контроль за бережным отношением учащихся  к средствам и орудиям труда;
– рациональное использование рабочего времени.

6. Сервировка стола

7. Заключительный инструктаж учителя:

– анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
– разбор типичных ошибок  при выполнении работы;
– повторное объяснение способов устранения ошибок.

8. Правила хорошего тона за столом

сервировка стола;
– правильная посадка за столом;
– правильное пользование приборами.

V. Подведение итогов урока

– Анализ урока.
– Выставление оценок, их аргументация.
– Уборка рабочих мест.

Список используемой литературы:

1. Технология: учебник для учащихся  7 класса общеобразовательной школы. Под редакцией В.Д. Симоненко, М.Вентана-Граф, 2004 г.
2. «Тысяча рецептов сладких блюд», Санкт-Петербург, М. Диамант, 1999 г.