Классный час с родителями в 3-м классе на тему "Посеешь привычку, вырастишь характер"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Цель мероприятия: пробудить желание и стремление ребенка к формированию нравственных основ взаимоотношений мальчиков и девочек, через понятия «мужественность» и «женственность».

Задачи мероприятия:

  1. Сформировать у младшего школьника начальное представление о влиянии внешней культуры человека на межличностные контакты людей.
  2. Показать роль самовоспитания в приобретении лучших черт мужского и женского характера.
  3. Раскрыть сущность этикета, основные этикетные правила в общественных местах, в различных ситуациях
  4. Развитие культуры речевого общения.

Ход классного часа

Приветствие (к гостям).

Учитель: Я вижу, что у вас хорошее настроение. У меня тоже, значит, мы доставим радость друг другу. Улыбнемся, и своей улыбкой пожелаем всем радости. Античный афоризм звучит: «Кто успевает в науках, а отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает».

Учитель: Так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос.

Звучит песня «Город детства» (муз. Миллера, ст. Р.Рождественского; исполняют мамы учащихся 3-го класса).

  1. Мама. Где ты, мое детство?
  2. Мама. Мое детство в моем сыне...
  3. Мама. Мое детство в моей дочке...

Учитель: В наших детях.

3-й класс «Б»

Ученица:

Волшебный символ жизни – семья.
В нем капелька Отчизны, в нем – я.

Ученик:

В нем мама, папа, братик, сестра,
В нем маленький квадратик двора.

Ученица:

В нем – солнце, и березка, и дом,
В нем все тепло смеется кругом.

Ученик:

Семь нот волшебных песни, семь фраз,
Чтоб солнца свет чудесный не гас.

Ученица:

Смеялись громко дети земли,
Продолжить род священный могли!

Учитель: Школа и семья единое целое в воспитании будущего поколения, в воспитании добрых чувств, которые становятся привычкой и лучшими чертами характера ребенка.

Тема: «Посеешь привычку, вырастишь характер».

Учитель: Ребята, как вы это понимаете?

Дети: ... (обсуждают).

Учитель: Чтобы вырасти достойным человеком, необходимо воспитывать в себе привычку делать людям добро, быть честными и вежливыми, культурно общаться. Не ради корысти, а ради интересной и хорошей жизни в обществе, среди людей.

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, гл. 6, стих 31).

Дети – наше продолжение, наше будущее. Каким оно будет, зависит от нас с вами уважаемые родители и от вас ребята, так как вы сами в себе тоже воспитываете отдельные черты характера.

Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие, мудростью ваших родителей воспитывается в вас честность, благородство, добропорядочность, взаимопонимание, культура поведения и другие замечательные качества характера, которые пригодятся вам в жизни.

Наш класс – это тоже наша школьная семья.

Мы учимся понимать друг друга, учимся дружить, учимся уступать друг другу, уважать мнение другого, быть внимательными – особенно к девочкам.

Сценка: «Какие хорошие дети учатся в нашем классе».

Юра: Добрый день Аня!

Аня: Здравствуй, Юрик!

Юра: Я очень рад, что встретил тебя.

Аня: Спасибо, я тоже рада. Юра, ты постригся? Какая замечательная стрижка!

Юра: Спасибо за комплимент. Я рад, что тебе нравится. Анюта, мне, кажется, что у тебя тяжелый портфель, давай я тебе помогу.

Аня: А тебе не трудно?

Юра: Что ты, мне доставит удовольствие – помочь тебе.

Аня: Ты очень любезен.

Юра: Ну, вот мы пришли, проходи, пожалуйста.

Мама: Дружба – одно из самых светлых и значимых чувств для человека. Настоящая дружба возникает между людьми, которые трепетно, бережно и терпеливо относятся друг к другу. И мы взрослые, должны помочь нашим детям в этом.

Учитель: «Если все вокруг подружатся – улыбнется вся Земля».

Учитель: Мы привыкли улыбаться тогда, когда нам хорошо, когда хотим подарить хорошее настроение другим. А вот в японском этикете есть деталь, которая особенно бросается в глаза и удивляет.

Этикет в миниатюре.

Улыбка, непременная принадлежность лица японца. В Японии считают: человек не должен портить настроение окружающим своим «кислым видом» и поэтому искусству улыбаться учат ребенка с раннего детства.

Увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам.

Учитель: Я упомянула слово этикет. Как думаете, что оно обозначает, и откуда к нам пришло?

Дети: ...

Этикет в миниатюре.

В XVII веке у французского короля Людовика XIV (по прозвищу «король-солнце») состоялся прием. Людовик распорядился вручить гостям карточки. На них перечислялись правила поведения. От французского названия карточек – «этикетка» и произошло слово этикет.

Этикет – это совокупность (сочетание, соединение) правил поведения, в которых проявляется отношения человека к другим людям (установленный порядок поведения в обществе).

Ученица: В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Мне бы хотелось, чтобы мальчики дружили с девочками, были вежливы и защищали их.

Ситуация в автобусе (рассказ ученика).

Я ехал в автобусе на задней площадке. Вдруг увидел Овечкину на передней площадке, обрадовался и крикнул: «Танька, привет!» На меня так посмотрели пассажиры... А женщина сказала: «Ты, парень, улавливаешь разницу между мальчиком и девочкой?»

Учитель: А как бы вы поступили в этой ситуации? Что важного сказала женщина?

Дети: ... (обсуждают).

Ученик: Я думаю, это произошло случайно, ведь мы еще не научились всегда себя контролировать. Каждый мальчик умеет понимать и ценить красоту добра.

Учитель: К девочке нужно спокойно подойти и добрым тоном обратиться по имени, при этом улыбнуться. Ну, так нужны нам хорошие нравы, манеры!

Дети: ...

Приветствие.

Учитель: Особое место в этикете уделяется отношению к женщине, представительнице прекрасного пола. Почему, как вы думаете?

Дети: Женщине природой дано материнство, поэтому мужчина относится к ней с особым почтением. Ей он старается отдать все лучшее. Женщину воспевали в песнях и сказаниях, ей преклонялись (почувствовать глубокое уважение, восхищение), добиваясь ее любви, сражались на дуэлях и рыцарских турнирах, отправлялись в дальние походы совершать подвиги в ее честь!

Учитель: Что вы цените в девочке больше всего?

Дети: Скромность, тактичность, доброту, уважение к людям, умение простить, умение выслушать...

Учитель: Мужчина считает за честь, вступится за женщину. Во многих литературных произведениях вы встречались с такими героями. Вспомните, откуда эти слова?

Вдруг какой-то старичок Паучок
Нашу Муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.

(К.Чуковский. «Муха Цокотуха»)

Сценка.

Муха:

Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!

Автор:

Ну, а гости-то
испугались по углам,
по щелям разбежались!
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руках его горит
Маленький фонарик.

Комар:

Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей! Ух! (Подходит к Мухе.)
Я злодея зарубил,
Я тебя освободил,
И теперь душа-девица,
На тебе хочу жениться!

Муха:

Милый, как же, очень рада!
Свадьба, вот тебе награда.
Все: Слава! Слава Комару –
Победителю.

Автор:

Веселится народ –
Муха замуж идет.
За лихого, удалого,
Молодого Комара.

Учитель: Ребята, как можно назвать такого героя?

Дети: Рыцарь – самоотверженный честный и благородный человек.

Игра «Фонарики зажечь, когда знаешь ответ».

  1. Кто такие рыцари?
  2. С какого возраста готовили рыцарей?
  3. Какими семью рыцарскими доблестями должен овладеть рыцарь? (Верховой ездой, фехтованием, владением копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов с честь дамы сердца.)
  4. Чему еще должен научиться рыцарь? (Мальчик должен научиться быть вежливым, держать данное слово, заступаться за слабого, благородно относиться к девочке и к женщине.)

Задания.

  1. Вы гуляете с девочкой, дождь, образовалась огромная лужа, ваши действия...
  2. Вы пришли со своей девушкой в кафе ваши действия...

Учитель: Издревле считается, что мерилом мужского достоинства является отношение к женщине. «Чтобы стать мужчиной, мало им родиться», сказал поэт. Стать и быть мужчиной – это не просто трудная, но еще и каждодневная работа над собой с самого детства.

Этикет в миниатюре.

Воспитанный современный мужчина не позволит себе входить в комнату впереди женщины; сидеть в присутствии стоящей дамы; садиться без приглашения.

Ситуация «В гостях» (Вика пригласила на день рождение Артема). «О чем мы должны помнить?».

Учитель: О чем надо помнить за столом?

Дети: ...

Артем: Добрый день!

Вика:. Здравствуй, Артем.

Артем: Поздравляю тебя с Днем рождения! Желаю тебе всего хорошего, ты сегодня такая красивая. (Вручает подарок.)

Вика (открывает подарок): Какой замечательный подарок. Проходи.

(Выходит Викина мама.)

Вика: Знакомься, это моя мама Лидия Константиновна.

Артем: Здравствуйте Лидия Константиновна, рад Вас видеть.

Лидия Константиновна. Добрый день! Проходи, пожалуйста, к столу.

(Артем вначале усаживает Лидию Константиновну, затем Вику и позже садится сам.)

Учитель: Мы очень много говорили о наших мальчиках – будущих мужчинах и папах. А что же девочки? Какой же должна быть девочка, девушка, женщина?

Дети: Женственной.

Учитель: Качество свойственное (присущее) женщине.

Женственность – мягкость, нежность, изящество, иначе говоря: душевная доброта, внимание к людям, мягкость в общении и такт (чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом), заботливость, умение уступать и прощать, осознание собственной неповторимости (в словах, жестах, походке, облике).

Учитель: Что же мы можем сказать об этих качествах и как их нужно воспитывать в себе?

Дети: ... (обсуждают).

Учитель: Как же об этом нам рассказывает А.С. Пушкин?

Сказка «О мертвой царевне и семи богатырях».

Автор:

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.

Старший молвил ей:

Знаешь, всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так Бога ради
Помири нас как-нибудь,
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головю?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?

Девица:

«Ой, вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, –

Автор: Им царевна говорит, –

Девица:

Коли лгу, пусть Бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? Ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.

Автор:

Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.

Учитель: Что помогло им жить дружно?

Дети (рассуждение): Уважение, такт и добропорядочность ведут к взаимопониманию, доброму отношению между людьми.

Учитель: Так что же такое этикет?

Дети: Этикет – это не отвлеченное понятие, это наша жизнь, наши поступки, культура общения, культура поведения в обществе, в семье.

Учитель: Так нужны ли нам хорошие манеры, этикет?

Дети: ... (выступление).

Цветик-семицветик (лепестки с вопросами).

Вопросы, написанные на обратной стороне лепестков:

  1. Какие добрые слова ты сказал сегодня друзьям, близким? Что почувствовал при этом?
  2. Какое на сегодняшний день отличительное качество рыцаря?
  3. Опиши образ той, что способна вдохновлять на рыцарство? Каким качеством характера должна обладать подруга рыцаря?
  4. Сумел ли ты в отношении девочки, женщины проявить благородный поступок?
  5. Когда я вижу кого-то в нелепой ситуации, то я ...
  6. Мое терпение проявляется в том, что я ...
  7. Что в моей жизни зависит от меня? (Успехи в учебе, поступки, состояние здоровья, репутация, (авторитет-уважение), отношение ко мне людей...)

Учитель: Ребята, так нужны ли нам хорошие нравы? Для чего?

Дети: ...

Учитель: Ребята, а кто учит вас всему этому, кто помогает вам воспитывать в себе такие важные качества характера, честность, силу воли, уважение, готовность защитить слабого, защитить женщину, смелость, умение выслушать другого.

Дети: ... (предположение, почему).

Учитель: Это твоя мама! Единственная и неповторимая, самая добрая и самая любимая.

Метроном.

Ученица:

Встаньте все и выслушайте стоя.
Сохраненное во всей красе,
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем – исток всего! Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его: «Мама»!

(Р.Гамзатов «Берегите матерей».)

Ученики:

  1. Мама – это самое большое чудо, которое надо любить и беречь.
  2. Зная этикет в первую очередь, мы должны его использовать по отношению к нашим мамам и бабушкам.
  3. Все собравшиеся здесь любят своих мам – молодых и старых. Они для нас всегда самые лучшие.
  4. Берегите маму, берегите! Этот вальс посвящается вам наши дорогие и любимые мамы и бабушки.

Вальс. Подарки для мам (в честь «Дня матери»). (Вручают дети.)

Учитель: Подводя итог, обращаюсь к ребятам. Хочу узнать: все ли вы поняли из того, о чем мы говорили? Хочется ли вам быть культурными людьми, выработать в себе привычку быть вежливым, внимательным к людям, чтобы ваш характер отвечал всем нравственным нормам культурного человека. У вас на столах сердечки разного цвета. Вы должны выбрать только одно.

  1. Зеленый – все понял(а), буду стараться работать над собой, мне это нравится.
  2. Голубой – все понял(а), мне это нравится, но думаю, что сам(а) не справлюсь.
  3. Красный – мало что понял(а), у меня не получится или я не хочу собой заниматься.

Учитель: Счастья и здоровья вам уважаемые мамы, папы, дедушки и бабушки, уважаемые гости. Благополучия вашим детям. Ведь теперь вы живете еще и в детях ваших. А счастье детей – это ваше счастье.

Девочка:

Пусть молодость у вас не гаснет,
А вместе с ней любовь и доброта.

Мальчик:

Всех благ вам в жизни и здоровья,
Богаства, мира и тепла.

Список используемой литературы:

  1. Азбука нравственности / Сост. А.И. Алексеева. 2-е изд. М., 1977.
  2. В мире добра и порядка. «Поговорим об этикете» / «Московская правда», 1985.
  3. Газета «ПедСовет».
  4. Детская энциклопедия «Я познаю мир».
  5. Добрыч А.Б. Беседы о половом воспитании. М.: Знание, 1982.
  6. Журнал «Воспитание школьников».
  7. Журнал «Классный руководитель».
  8. Журнал «Начальная школа».
  9. Разумихина Г. Мир семьи / «Просвещение», 1986.
  10. Этикет во все времена. М.: АСТ, «Астрель-Олимп», 2000.