Пособие для работы с родителями и детьми

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Актуальность проблемы.

Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре, справедливости. Родительская любовь дает ребенку чувство защищенности, а кризисная ситуация в семье, напряженность в личностных отношениях, эмоциональная холодность и разобщенность ведет к нарушению детско - родительских отношений. Ребенок, порой, не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и как следствие дефицит чувства собственного достоинства, проблемы в общении, психосоматические заболевания. Для устранения указанных проблем создается группа, в которую входят родители, самостоятельно желающие узнать ребенка ближе, так и "родители по показаниям", дети которых имеют диагнозы: ММД, расторможенность, гиперактивность.

В пособии содержаться подробные конспекты занятий с родителями и детьми, включающие два раздела: "Занятия с гиперактивными, расторможенными детьми" и "Застенчивые, тревожные дети". Каждое из коррекционных занятий включает в себя:

  • Беседы с родителями по темам
  • Игры с родителями на снятие напряжения, объединение
  • Игры на переформирование стереотипов восприятия детей и взрослых
  • Игры для снятия агрессивных импульсов либо повышение чувства собственного достоинства
  • Игры на формирование умения управлять своими эмоциями, способами преодоления двигательного автоматизма, используя навык произвольного расслабления и сокращения мышц.

Цели адаптированной программы: формирование навыков общения у детей со взрослыми, у взрослых с детьми, формирование позитивных образов решения конфликтных ситуаций.

В связи с этим, адаптированная часть программы включает в себя следующие задачи:

  • Объединение родителей и ребенка, принятие детей такими какие они есть
  • Актуализация потребности в совместных играх
  • Развитие взаимной эмпатии у детей и взрослых
  • Развитие контроля двигательной активности у гиперактивных детей и снятие мышечного напряжение и повышение самооценки у тревожного ребенка.

Методы и приемы:

  • Упражнения (творческого, подражательно - исполнительского характера)
  • Игры с правилами: словесные, подвижные, музыкальные
  • Импровизации
  • Аутотренинг (с использованием музыки, стихов, движений)

Предмет коррекции: формирование навыков позитивного общения между родителями и детьми

Объект коррекции: родители и дети с проблемами межличностными и эмоциональными отношениями

Прогноз: в итоге психокоррекционной работы формируются определенные модели поведения в семье, развивается позитивное мышление. Родители начинают понимать своего ребенка лучше.

С семьями, проблемы которых после проведения программы исчезали не полностью, проводятся индивидуальные дополнительные встречи.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого дважды: до начала коррекционных занятий и после.

Материалы и оборудование:

  • Магнитофон, диски и кассеты с записями музыки, звуков природы
  • Дидактический материал: разрезные картинки, карточки с различными эмоциями и др.
  • Спортивный инвентарь: мячи, обручи, дуги и т.д.
  • Канцелярские принадлежности: ватман, писчая и цветная бумага, ручки, карандаши цветные и т.п.
  • Наборы для творчества: "Ваятель", "Скульптуры"
  • Газеты

Статья представлена в приложении.

Список литературы:

  1. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения. С-Пб, "Детство - Пресс", 2000г.
  2. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. С-Пб, "Речь", 2005 г.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-Пб, "Речь", 2005 г
  4. Под ред. Шипицыной Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. С-Пб, "Речь", 2005 г
  5. Шкурко Т.А. танцевально - экспрессивный тренинг. С-Пб, "Речь", 2005 г
  6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону "Феникс", 2006г.