Повторительно-обобщающий урок по теме "Российское общество XVII века"

Разделы: История и обществознание


Цель: систематизация, обобщение и закрепление пройденного материала.

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о 17 веке, когда проявились новые черты в истории России в политике и в социальной сфере.
  • Развивать у учащихся интерес к историческим событиям 17 в., стремление узнать и получить новую информацию; умение работать со схемами и документами, с историческими источниками.
  • Воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде, уметь оценивать свой ответ и ответы одноклассников; чувство патриотизма, любви к Родине.

Тип урока: обобщающее повторение.

Форма урока: урок-игра «Умники и умницы».

Оборудование:

  • атрибуты игры (три дорожки, ордена, фишки);
  • раздаточный материал (схемы, документальные источники);
  • компьютер, проектор, экран.

 Состав участников:

  • Ареопаг – 3-5 учащихся;
  • 3 команды по 5-6 человек;
  • Зрители-участники.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Объяснение цели урока-игры, требований и правил игры участникам.

II. Основная часть

А) Выбор дорожки (очередность устанавливается с помощью задания команде): написать письмо русскому царю Михаилу Федоровичу от имени казаков с просьбой принять их в свое подданство. (1636-37 г. Азов. 1654 г. Переяславская  Рада.)
Ареопаг оценивает лучшее письмо и дает право первого выбора дорожки.

Б) Вопросы участникам – зрителям (задает учитель в течении  урока, пока команды выполняют задания)

1) Что означает выражение «С  Дону выдачи нет!»
2) Что означает выражение «Поход за зипунами».
3) Государство продавало товары за медные деньги, платило жалованье медными рублями, а налоги в казну собирало по-прежнему серебром (1 серебрянный рубль – 2 медных, то в 1662 г. –8 медных монет). Это вызвало гнев народа, а потом бунт. Какой? Причины чеканки медных монет.
4) «Хлебный бунт»: когда и почему?
5) 1667 г. – Андрусовский мир: выгоден ли он был России и почему?
6) Чем знаменито Соборное уложение 1649 г.?
7) Чем отличаются полки нового строя, образованные по военной реформе Михаила Федоровича?
8) Где закупалось вооружение для русского войска при Михаиле Федоровиче?
9) Представители какого слоя населения не участвовали в работе Земских соборов 17 в.?
10) Кто в годы правления Михаила Федоровича отказался от притязаний на российский престол?
11) Назовите  лидера движения за воссоединение Украины с Россией.

Вопросы по Красной дорожке.

1. Объяснить по схеме событие, происходившее в 17 веке. Назвать дату события, его причины и причины поражения крестьян. Назвать предводителей. (Разинщина 1670-1671 гг.). Какие новые сведения получили из схемы? (Приложение 1, слайд 1)

2. По историческому источнику определить причины гонений на сторонников протопопа Аввакума. Назовите формы борьбы с последователями Аввакума. (Послание протопопа Аввакума) (Приложение 1, слайд 4)

«Из послания протопопа Аввакума: «Он же (патриарх Никон) нас мучил много, и розослал в ссылки всех. Епископа Павла Коломенского, муча, и в Новгородских пределах огнем сжег; Даниила, костромского протопопа, муча много, и в Астрахани в земляной тюрьме заморил. Со мною 60 человек у всенощной взял, муча и бив и прокляная, в тюрьме держал сослал, тысяч будет с 20 за Сибирь – и волоча вперед и назад 12 лет. А Соловецкий монастырь в осаде 7 лет от никониан сидит. На Москве старца Авраамия, Исаю Салтыкова в костре сожгли. А иные ревнители закона  собираются во дворы с женами и детьми, и сжигаются огнем своею волею. Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и сестра ее Евдокия Прокопьевна княгиня Урусова в Боровске, в землю живы закопаны, во многих муках, и пытках, и домов разорение, алчут и голодают».

Дополнительный  вопрос: объяснить понятие «местничество».

Вопросы по желтой дорожке.

1.Объяснить по схеме событие, происходившее в 17 веке. Назвать дату, причины, участников, последствия данного события. («Медный бунт», 1662 год) (Приложение 1, слайд 2)

2. Отрывок стихотворения Е.Федотовой в честь 300-летия Романовых. Назвать царей, упомянутых в поэме. (Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр Алексеевич).  (Приложение 1, слайд 5)

Святая Русь! Три века славы,
Три века – род богатырей!
Прославь же мощь твоей державы,
Пропой дела твоих царей!
Заря России восходила
В лучах священных торжества,
Когда на царство Михаила
Венчала древняя Москва.
От тех лучей святынь кремлевских
Зажегся светлых ряд огней,
И славный ряд царей Московских
Хранит свой трон до наших дней.
Заветы мира ограждая,
Пришла Тишайшего пора,
Вослед Россия молодая
Узрела гения – Петра.

1. Назовите основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы.  

Дополнительный  вопрос: объяснить понятие «регентство».

Вопросы по зеленой дорожке.

1. Используя фрагмент источника, ответить на вопросы:

А) Как названы скоморохи в указе царя?
Б) Как указ предписывает расправляться со скоморохами?
В) Почему правительство и церковь преследовали их? (Указ царя Алексея Михайловича от 1648 года о запрете скоморошества) (Приложение 1, слайд  3)

«…Нам стало известно, что в Москве, наперед сего (прежде всего) в Кремле, и в Китае, и в Белом, и в Земляном городах и за городом чинится (происходит) бесчинство: в воскресные дни и праздники игрецы бесовские – скоморохи – ходят с дудами, и с медведи, и над хлебом поругаются: пекут всякое скотское и зверино, и птичье (т.е.фигурные пряники)…
И мы указали о том учинить (произвести) на Москве, и в городах. И в уездах заказ (запрет) крепкий: чтоб ныне и впредь никакие люди по улицам песней бесовских не пели, и на качелях не качалися, и на игрища не сходилися, и личин (масок) на себя не накладывали. А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, те бесовские игры (инструменты), изломав, сжечь.
А которые люди от того дела не отстанут, тех людей бить батогами (палками). А которые люди от того дела не отстанут в третий и четвертый раз – того ссылать в окраинные города за опалу (за немилость). 

2. Назовите причины поражения русских войск в Смоленской войне.

3. Причины раскола Церкви. Лидеры раскольников.

4. Назовите детей Алексея Михайловича от 1 и 2 брака. (Федор, Иван, Софья, Петр, Наталья, Федор)

Дополнительный  вопрос: объяснить понятие «ясак».

III. Заключение

Подведение итогов. Оценивание участников. Награждение победителей.