Урок математики в 1-м классе по теме "Решение задач"

Разделы: Начальная школа


УЭ-0. Цель.  Закрепление умения решать задачи изученных видов.

Задачи: 

  • Продолжить работу над развитием умения работать в малых  группах, навыков общения, сотрудничества.
  • Формировать навыки самостоятельной учебной деятельности.
  • Воспитывать у детей любовь к природе и бережное и уважительно отношение к ней.

УЭ-1. Организационный момент. Сообщение темы урока

– Ребята, скажите, какое сейчас время года?
– Как вы догадались? По каким признакам? Докажите.
(Та группа, которая называет признак весны – садится.)
– Молодцы! Действительно, данное время года – весна, вы мне доказали. И сегодня на уроке математики все наши задания будут связаны с тем, что происходит в природе весной. А тема нашего урока – решение задач. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке математики?
– Правильно. Но мы не только будем продолжать учиться решать задачи. Мы будем ещё  и составлять задачи, будем продолжать учиться работать в группах.    

УЭ-2. Устный счёт

– Но сначала – разомнёмся: посчитаем устно, разомнём пальчики.

(Учитель читает пример, а дети ответ показывают пальчиками.)

2 + 2          4 + 3         6 – 4           8 – 3           1 + 5           5 – 5 

– Молодцы!

УЭ-3. Актуализация знаний

– Прежде чем приступить к решению задач, вспомните, из чего состоит задача?
– Если в задаче неизвестно целое, как его найти? А как найти часть?

УЭ-4. Решение задачи

– Ребята, а как называются птицы, которые на зиму улетают в тёплые края, а весной возвращаются в родные места? Каких перелётных птиц вы знаете?
– Послушайте внимательно задачу.

С наступлением весны школьники готовились к прилёту скворцов. На уроках труда ученики 1 класса сделали 7 скворечников, а ученики 2 класса – 9 скворечников. На сколько больше скворечников сделали ученики 2 класса?

(На доске заготовлена схема. Разбор задачи идёт по схеме.)

– О ком и о чём говорится в задаче?
– Сколько скворечников сделали ученики 1 класса? 2 класса?
– Повторите вопрос задачи.    
– Можем сразу на него ответить?
– Посмотрите внимательно на схему. Что в задаче неизвестно?
– Вспомните, как найти часть?
– Значит, каким действием будет решаться задача?

(1 ученик записывает решение и ответ на доске, класс – в тетрадях)

Физминутка для глаз

УЭ-5. Составление и решение задачи

– Вспомните, какие цветы появляются весной первыми?
– А кто-нибудь знает, почему они так называются?
– Подснежники – это первые прекрасные весенние цветы. Если их увидишь на лесной полянке, так и хочется их сорвать, принести домой, подарить маме или просто поставить в вазу. Но дома в вазе они долго не простоят – завянут. Вот так вы сорвёте цветы, кто-то другой сорвёт, третий… И подснежников совсем не останется. Так что подумайте, прежде чем сорвать любой цветок. Природой можно только любоваться и наслаждаться её красотой.
– Давайте составим задачу о подснежниках по картинке.

«На одной полянке росли 3 подснежника, а на другой на 2 подснежника больше. Сколько подснежников росло на второй полянке?»

(Схема заготовлена заранее, но без данных. При разборе вставляются данные в схему. Разбор задачи. Запись решения и ответа в тетрадях и на доске.)

Физминутка

– Весна – прекрасное время года! Вся природа оживает и просыпается. У всех хорошее настроение, хочется петь и танцевать. Давайте и мы потанцуем!

(Физминутку проводит один из учеников. «Буги-буги»)

УЭ-6.  Работа в группах

– Следующую работу вы будете выполнять в группах. Но прежде, давайте вспомним, как надо работать в группе, правила работы.
– Ваше задание: задачу о подснежниках, которую мы составили, превратить в сложную, т. е. изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась в 2 действия.

(На партах приготовлены схемы и листы для решения.)

– Проверка: 1 – 2 и 3 – 4 группы – взаимопроверка; 5, 6 группы самопроверка с обратной стороны доски.
– Проверили? У вас была взаимопроверка и самопроверка, а теперь сравните ваши задачи, решения и ответы с тем, как должно быть.
– Поднимите руки те, у кого всё правильно, у кого не так. В чём ваши ошибки?
– Как изменили вопрос в задаче?
– Что узнавали 1 действием? 2 действием? Прочитайте ответ.

УЭ-7. Решение примеров

– Вы очень хорошо работали сегодня на уроке! Молодцы! Я сейчас испытываю определённое чувство, хорошее чувство. А вот какое, вы узнаете, решив примеры и расшифровав слово.

(У каждого на парте примеры. Решают и записывают ответы. Проверяют в группе и вставляют слово в таблицу.)

Т   5 – 3 + 4 =                       С   9 – 4 + 2 =
О   6 + 0 – 1 =                      Д   7 + 2 – 9 =
Г   5 – 2 + 6 =                       Р   8 – 1 – 3 =
Ь   6 – 3 – 1 =

9 5 4 0 5 7 6 2
г о р д о с т ь

УЭ-8. Рефлексия

– Действительно, сейчас я испытываю гордость. А что такое гордость? Гордость – это чувство испытывают люди, когда им очень приятно, когда они очень рады за успех. Я горжусь вами! Я рада за ваши успехи сегодня на уроке! А какие чувства испытываете вы? 
– Я дам вам 1 минутку для того, чтобы посовещаться в группах, и вы ответите мне на этот вопрос, выбрав соответствующую картинку (картинки на партах). Если у вас хорошее настроение, вам понравился урок – вы поднимите картинку с ярким весенним солнышком, если не очень хорошее настроение, где-то что-то вас огорчает – картинку с облачком, а если вам очень грустно, вы чем-то расстроены – картинку с тучкой.
– Большое спасибо за работу! Молодцы!