Открытый урок-игра по русскому языку по теме "Путешествие в страну Частей слова"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: обобщить знания учащихся о значимых частях слова, закреплять умения разбирать слова по составу, развивать логическое мышление, фантазию, воображение и речь учащихся, расширить словарный  запас. Воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма.

1. Вступительная беседа:

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок- игра.
( на экране 1-й слайд «Урок- игра»)
-Вы любите путешествовать? А на чём?
- Догадайтесь, в какое путешествие мы с вами сегодня отправимся, послушав запись на кассете? ( звучит  плёнка с записью шума  морского прибоя, криков чаек).
- Вы правы, мы отправимся в морское путешествие. Как к любому путешествию нам надо приготовиться. Итак, начнём.

2. Работа в тетрадях

- Для начала  запишем число в тетрадях, которые на сегодня превращаются в бортовые журналы.
- Морское путешествие требует особой выносливости, потренируемся  переносить морскую качку и завязывать морские узлы.
(на экране 2-й слайд  «морская качка» «морские узлы» ).
- На доске вы видите росчерк, напоминающий волны, и петли. Постарайтесь повторить  их у себя  в тетради.

-Молодцы, вижу, что вы успешно справились с заданием и готовы  к путешествию. Конечно же, вам не терпится узнать, куда мы отправимся. Вы     узнаете это, если  правильно переставите слоги и  прочтёте слова.

(на экране 3-й слайд, даны  слоги: НА СТРА   ТЕЙ ЧАС  ВА СЛО )
После того, как ученики отгадывают правильно  слова, на экране появляется
4-й слайд - название «Страна частей слова».

3.Словарная работа.

А если вы без ошибок напишите все словарные слова ,то сможете узнать, на чём мы с вами отправимся в путешествие.

- Орфограммы веселились
 И  пробелы получились.
Быстро  их восстановите,
 Буквы  правильно  впишите.
( если уч-ся правильно напишут пропущенные буквы, у них по вертикали получится  новое слово – корабль)
-Какое слово по вертикали получилось? Верно. Вот на таком красивом корабле мы с вами и поплывём в страну  Частей слова.( слайд)
- Перед отправкой проверим  готовность нашего судна, а заодно проверим себя и правильно назовём все части слова.

4. Повторение частей слова, их роль в предложении.

(на экране 5-й слайд – корабль, по мере того, как учащиеся отвечают на вопросы, появляются названия частей слова)
- Какая часть в слове главная?
-Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?  Для  чего она служит?
- Назовите часть слова, которая стоит после корня? Какова  роль  суффикса в словах?
- Что такое основа слова? Какие   части слова могут  входить в основу?
- Какую часть корабля напоминает окончание, почему?  (Якорь)
- Молодцы. Проверили себя и готовность нашего корабля и теперь отправляемся в путь. Я буду вашим капитаном ( надеваю  капитанскую белую кепку и беру в руки подзорную трубу), а вы будете моими верными помощниками. Согласны?
А девизом нашим будут такие слова:
(на экране 6-й слайд – «Только смелым покоряются моря»)
- Чтобы в пути было легче, давайте возьмём с собой  талисман - символ года  Бычка-морячка.
(на экране 7-й слайд – талисман)
-Курс на страну Частей слова. Поднять    якорь! Якорь поднят, но что-то мешает нашему кораблю, он стоит и не может сдвинуться. (с помощью сотового телефона имитирую звонок ) Поступило сообщение из машинного отделения: « На борту лишний груз».

5. «Лишний груз».

- Каждому ряду необходимо найти лишнее слово и записать без него группу слов по какому-то общему признаку. (однокоренные слова)
(на экране 8-й слайд с заданием для каждого ряда)
Проверка. Учащиеся каждого ряда  называют лишнее слово в их группе и доказывают почему. Выделяют корень в словах.
- Как понимаете значение слова «морить» ( после ответа уч-ся привожу  несколько значений : морить голодом; жара сморила, сон сморил; уморить со смеху - рассмешить).
-Лишний груз сброшен. В  путь!

6.Курс на остров Корень.

(на экране 9-й слайд- остров Корень)
- Здесь нас  ждёт ещё одно задание: разбейте слова на две группы.
Обводить
Наводить
Водитель
Наводнение
Проводник
Подводник
Водолаз
Проводы
Водичка

-Чем они похожи? ( корень -вод-). Чем отличаются?( по смыслу)
1вариант записывает слова близкие по смыслу слову  «вода», 2 вариант- близкие по смыслу слову «водить»
(на экране 10-й слайд- самопроверка. Слова, разделённые на 2 группы:
наводнение, подводник,  водолаз, водичка; обводить,наводить, водитель, проводник, проводы)
- Мы покидаем остров  Корень и плывём дальше.( смотрю в подзорную трубу)
- На горизонте я вижу остров Приставки. ( имитирую звонок на сотовый телефон) Однако наш радист сообщает, что на борт  поступила радиограмма.
(на экране 11-й слайд- радиограмма с пропущенными буквами)

7.Восстановление  текста радиограммы.

- Из-за помех некоторые буквы потерялись, появились лишние знаки. Попробуйте восстановить текст.
( ученики цепочкой объясняют  пропущенные орфограммы, открывается восстановленный текст радиограммы)
(на экране 12-й слайд- радиограмма)
-Молодцы, справились  отлично. Теперь надо спешить, на помощь рыбакам
отправляем  3 шлюпки .
(на экране 13-й слайд- задание командам)
( каждый  ряд получает листок из цветной бумаги, вырезанный в форме лодки со словами:  подводный, надстроили, перевозит, поезд,  вылетел, ошейник, полоса, подарок, вписал.)
- На шлюпках-листах надо быстро и  правильно выделить приставки.
( каждый ряд совещается и выделяет коллективно приставки).
Проверка. Самопроверка   с экрана, проверка учителем- капитаном. Побеждает ряд, правильно и быстрее выполнивший задание.
- Какая ловушка в словах? ( слово «полоса», в нём нет приставки)
Подплываем к острову Приставки. Предлагаю выйти на берег, отдохнуть.

8.Физкультминутка.

-Все моряки владеют морской азбукой, чтобы передавать сообщения с корабля на корабль. Повторяйте  за мной движения ( махи руками за учителем, аналогично положению рук на экране).
-Разминку закончили.
-На острове Приставок нам необходимо выполнить  задание - определите, какие приставки в словах: подводный,  подоконник, ушники, перевозка, отвёз. ( на экране поочерёдно появляются слова с последующей проверкой)
-Молодцы, успешно справились с заданием, продолжим путешествие.
- Курс  на остров Суффиксов.
- Ребята, но что я вижу в свою подзорную трубу? Нас преследуют морские пираты!
-Что же делать? Вот  нам и пригодится наш талисман. Бычок-морячок подсказывает, что есть способ отвлечь пиратов- отгадать загадки.

9.Загадки.

Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки.
Ведь это - … (снегири) 

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. ( снег)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке. (снежинки)

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)
Внучка с дедом бородатым
Каждый год среди зимы
Дарят радость нам, ребятам,
С ними  веселимся  мы. (Снегурочка)

-Что объединяет отгадки? ( корень –снег-)
-Молодцы, ребята, мы смогли отвлечь и сбить с курса пиратов своей дружной  работой.
-Плывём к острову Суффиксов!

10.Остров суффиксов.

-Выберите  нужный суффикс –ник, -ышк, -ок,- ик,- чик,- очк, -ов, -еньк  и образуйте новые слова от данных слов:.
Работа Клен Рассказ  Зерно Сладкий  Звезда Кот
-Какие слова получились?
Работник  Кленовый  Кленок  Рассказчик
Зёрнышко  Звёздочка  Котик  Сладенький
- На горизонте показалась большая земля. Это и есть Страна частей слова.
-А вот и сами части слова приветствуют нас!

11. Стихи  о частях слова.

( К доске выходят ученики с  коронами, изображающими значки частей слова и читают стихи)

Корень:  Главной частью слова я являюсь
И никогда не изменяюсь.
В корне смысл слов упрятан,
Это помните, ребята.
От него растут всегда
Быстро новые слова:
Лес, лесник, лесной, лесок,
Дружный, друг, дружить, дружок.
В этих семьях есть глава
Это корень слова, да!

Приставка:
А приставка перед корнем
любит место занимать.
Впереди него проворно
Норовит всегда стоять.
У приставки дело важное-
Изменяет слово каждое.
Новый смысл даёт словам,
Удивляться только нам.
Делал, сделал, переделал,
Ехал, выехал, приехал,
Вертит  словом так и сяк
И работа не пустяк!

Суффикс:
Суффикс - важная часть слова,
Им кончается основа.
После корня он стоит,
превращая дом в  домишко,
А  ружьё, друзья -  в ружьишко,
Кота Мурзика - в котёнка,
А  собаку - в собачонку.

Окончание:
Та часть слова, что изменяется,
Окончанием называется.

Основа:
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.

Корень выступает вперёд и передает ребятам пакет со словами
-Когда вернётесь домой, распечатайте его и выполните наше задание.

 В пакете  следующий текст:
-Ребята, соберите  слово из его частей:
Корень мой находится в «цене»,
В  «очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся ж  я – в  дневнике или в журнале.
                                (оценка)
- Желаем вам получать только хорошие оценки и радовать родителей и учителей. Успехов  вам! Части слова.

-Спасибо вам, уважаемые части слова, я  думаю, все ребята с удовольствием выполнят ваши задания, а сейчас нам пора  возвращаться. Бросим последний взгляд на страну Частей слова.
-А чтобы путь домой был интересным, полюбуемся  видами  с корабля и заглянем в морские глубины.

12.Показ слайдов 

- Вот показался родной берег! Наш талисман рад за вас, что в пути вы были такими внимательными, отлично справились со всеми трудностями.
-Давайте откроем пакет  и выполним  последнее задание.

13.Учащиеся выполняют задание частей слова, отгадывают слово.

14.Итог урока.

- Вы молодцы! Я  рада, что сегодня вы  хорошо потрудились и многие из вас получают хорошие оценки ( называю оценки за работу) Спасибо за работу! А сейчас сюрприз!( учащиеся  получают  конфеты из  коробки от  талисманчика  Бычка-морячка.

15.Домашнее задание - творческое: написать рассказ о путешествии в страну Частей  слова или сочинить сказку о частях слова.   

Презентация