Урок литературы в 11-м классе "Сады души моей…". Особенности поэтического творчества Н.С. Гумилева

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить учащихся с этапами духовного развития поэта;
  • развивать навыки интерпретации поэтического произведения в контексте художественной культуры и традиций; выработать у учащихся умение соотносить определенные языковые средства, приемы их использования, сочетаемости, взаимоотношения с содержанием произведения, его идейной принадлежностью к тому или иному направлению, идейным замыслом, вкусами и знанием языка писателя;
  • формирование положительного отношения к взаимодействию и сотрудничеству; повышение качества межгрупповой (интерактивной) деятельности.

Оформление урока: репродукции картин П. Гогена, на доске - незаполненная таблица (можно использовать интерактивную доску), а также рисунки учащихся, на которых изображены символы.

Ход урока

1. Работа с формулировкой темы урока. Объявление целей урока. Порядок работы.

Ребята, как вы понимаете это необычное сочетание - "сады души:"?

У каждого человека две жизни. Одна - среди своих современников, человеческая жизнь с подъемами и падениями, со всеми мелочами жизненных отношений, а другая - длительное постижение своего внутреннего мира, а применимо к поэту - "сад" - творчество как результат работы души, воплощение души в творчестве.

Творческий путь Гумилева, необычного и талантливого поэта, продолжался примерно 20 лет (с момента публикации первого стихотворения до дня смерти). Естественно, за этот период времени меняются восприятие окружающего мира, интересы, характер поэта. И сегодня наша задача - проследить за этими изменениями состояния души, под влиянием чего эти изменения происходили и в чем выражались.

Для этого творчество Н. С. Гумилева мы пока формально (по названиям сборников) разделили на 3 этапа. Три группы работали со стихотворениями определенного периода творчества. Результат работы каждой группы должен стать частью общей характеристики поэтического творчества Гумилева.

С каких позиций характеризуется творчество любого поэта?

(содержания и формы)

Я предлагаю в ходе работы заполнять таблицу, где мы будем фиксировать особенности содержания и формы стихотворений (в каждой группе секретари на 2-х листах бумаги фиксируют эти особенности, которые после рассмотрения каждого этапа творчества помещаются на таблице).

  Этапы творчества (сборники) Символ Форма Содержание
1этап "Путь конквистадоров" 1905г.

"Романтические цветы" 1908"г.

"Жемчуга" 1910г.

     
2 этап "Чужое небо" 1912г.

"Колчан" 1916г.

"костер" 1918г.

     
3 этап Шатер" 1921г.

"Огненный столп" 1921г. (вышел после смерти поэта).

     

Но прежде мне хотелось бы узнать о ваших первых впечатлениях от произведений Гумилева, которые вы попытались выразить в символах.

1 этап творчества

Представитель от 1 группы выходит к доске, помещает символ - нарисованные пальму и жирафа и объясняет выбор группы: в стихотворениях первых трех сборников в основном присутствуют яркие, экзотические образы людей, животных, литературные герои (например, Дон-Жуан), мифологические (Агамемнон), исторические (Каракалла), некоторые стихотворения носят названия экзотических стран ("Озеро Чад"); создается такое впечатление, что лирический герой совершает виртуальное путешествие не только в пространстве, но и во времени.

- Вы верно выбрали слово для характеристики творчества раннего Гумилева - "путешествие", которое связано с мотивом странничества. Что понималось под словом "странничество" в русской литературе?

(поиск духовного идеала, совершенства, для поэта он начался с освоения земного пространства).

- Обратите внимание на символ. Не правда ли, получилась красочная картинка? Может ли она послужить иллюстрацией в детской книжке?

- Значит ли это, что стихи раннего Гумилева в какой-то степени детские, а, следовательно, - наивные и легкомысленные? (кстати, критики именно так и оценили первые шаги поэта).

Нельзя однозначно на этот вопрос ответить, не рассмотрев более детально стихотворения.

Чтение наизусть и анализ стихотворения "Мореплаватель Павзаний:" (1906 г.)

Можно ли это стихотворение пересказать? О чем это говорит?

(о наличии сюжета)

- Кто является героями событий? Давайте обозначим каждую строфу именем героя.

- Какую особенность вы заметили?

(четкая, стройная композиция - зеркально-кольцевая, причем она проявляется и внутри каждой строфы - 5 строф, в каждой - по 5 строк).

- Какие средства выразительности использует автор для характеристики персонажей?

(Эпитеты, обозначающие яркие цвета)

- Что объединяет эти прилагательные, обозначающие цвет?

(цвета богатства, знатности, исключительности)

- Не показалось ли вам странным, что такими "знатными" цветами автор характеризует и императора, и животное - крокодила? Что автор хотел подчеркнуть тем самым - их сходство? Или герои находятся в оппозиции?

(сходство - оба хищники, 3 строфа указывает на различия: "солнце уходило" - император "вышел", чтобы "встретить крокодила").

- В чем суть этого конфликта? Почему автор называет крокодила "нарушителем гармоний"?

(проявляется романтическая ирония автора, так как вряд ли можно назвать гармоничным мир императора: мир войн, денег, гетер, зверинцев, мир человеческий, в котором правят животные страсти - это для животных естественно быть хищником, у людей должны быть другие законы); этому миру противопоставлен мир, который гармоничен, свободен, - мир солнца, моря, крокодила; император же будто находится в плену, он зажат в тиски толпы своих подданных).

Как обнаруживает автор свои симпатии?

(через кольцевую композицию, начинает и заканчивает стихотворение описанием крокодила).

- Официально Гумилев объявил о новом направлении в литературе - акмеизме - в 1912 году, до этого времени своими учителями он считал символистов, В. Брюсова и К. Бальмонта.

Признаки какого направления наблюдаются в этом стихотворении?

(уже проявляются признаки акмеизма, например, филигранность и совершенство формы: композиция, выверенный ритм, цветовые эффекты, звуковой состав; анализ формы стихотворения помог нам понять содержание стихотворения)

- Как вы думаете, в процессе творчества Гумилев задумывался над совершенством формы, ведь он считал стихи ремеслом, которым может овладеть каждый?

(скорее всего, нет; не отдавал себе отчета в этом, но подсознательно чувствовал).

Чтение наизусть стихотворения "Жираф" и его краткий анализ-впечатление.

Чем интересно это стихотворение? Только описанием экзотического жирафа?

В стихотворении 2 плана: экзотический мир, в котором живут жираф, черная дева, жираф (фольклорные африканские образы),- это воплощение мечты лирического героя, и реальный мир, который наводит на лирическую героиню тоску и грусть.

Лирический герой, желая отвлечь от грустных мыслей лирическую героиню, пытается увести ее в мир мечты, но лирическая героиня в финале плачет от невозможности преодолеть реальность.

- Почему именно это животное автор делает героем своего стихотворения?

Это самое высокое животное, ему видно то, чего не замечают другие, жираф, к тому же, яркое, притягивающее к себе взгляд солнечно оранжево-желтым цветом. Рисуя образ жирафа, с плавными, изысканными движениями, лирический герой словно призывает героиню возвыситься над своей печалью, с достоинством переносить жизненные невзгоды.

- Как образ животного соотносится с характером самого поэта?

Поэт сам был тем гордым, изысканным человеком, который верил в свою мечту и стремился воплотить ее в жизнь.

- Как помогает понять содержание форма произведения? Например, стихотворный размер?

Амфибрахий создает грустную, нежную и успокаивающую интонацию, используется кольцевая композиция.

Возвращаемся к вопросу, заданному перед началом анализа стихотворений:

- Можно ли стихи молодого автора назвать детскими?

С одной стороны, видна наивность автора в его желании уйти от тоски повседневного в сказку, желание обойти правду вымыслом, но, с другой стороны, за этим скрываются минуты раздумья взрослого человека, необъяснимая тревога. Сказка нужна для того, чтобы оттенить сложные, запутанные отношения цивилизованных людей, стремящихся чаще всего к материальному благополучию, обладающих духовной пустотой.

Творчество Гумилева и традиции русской литературы.

-Такое состояние души лирического героя, когда он пытается уйти в свою мечту, идеальный мир, характерно для какого литературного направления?

(романтизма, который выразился в мечте о земном рае, о внешнем преображении жизни)

Творчество Гумилева и мировое искусство

- Можете ли вы доказать другими примерами, что Гумилев придерживался в своем творчестве традиций русского романтизма?

(в стихотворении "Ягуар" и поэме Лермонтова "Мцыри" - явное сходство в сюжетной линии, показана исключительность характеров и обстоятельств, тоска по свободе, по героическому).

- Скажите, в своем стремлении к экзотическому, декоративному, к изображению рыцарей, капитанов, путешественников в масштабах мирового искусства Гумилев был одинок?

(подобный стиль у Киплинга: образы моря, героических людей, Африка; не зря поэт Борис Корнилов назвал Гумилева "царскосельским Киплингом").

- Посмотрите на репродукции картин французского художника Поля Гогена. Гумилев, когда бывал в Париже, посещал выставки этого художника и часами любовался на его картины. Как вы думаете, что могло привлечь поэта в этих картинах?

(непохожесть на предыдущую живопись, яркость колорита, необычная композиция, выбор объекта изображения - экзотика; то же самое мы можем наблюдать и в стихотворениях Гумилева).

Вывод: Гумилев действовал в духе общих мировых тенденций, которые были связаны с поиском новых форм и тем в искусстве

Завершая разговор о первом этапе творчества Гумилева, я хочу предложить на ваше обсуждение оценку первых сборников поэта Ахматовой: "Невнимание критиков безгранично. Что они вычитывают из молодого Гумилева, кроме озера Чад, жирафа, капитана и прочей маскарадной рухляди?"

Согласитесь вы с этой оценкой?

(видимо, нельзя назвать так стихи, в которых автор проявляет себя как поэт, уже выработавший свой индивидуальный стиль).

итоги работы группы озвучиваются и размещаются на доске(см.Приложение)

2 этап творчества

Выходят двое учащихся, читают наизусть стихотворения "Отравленный" и "Война", крепят символы в таблицу - розу (символ любви) и дуб(символ мужественности)

- Что отличает эти стихотворения от предыдущих?

Если раньше Гумилев путешествовал во времени мысленно, то теперь это время конкретно - 1914 год - "Война"). Это не экзотическая страна, это Россия. И не вымышленные рыцари и капитаны, исторические герои, удаленные от нас веками, он сам становится участником событий. Исчезает декоративность, она тут неуместна (эпитет "ярко-красный" - это цвет смерти, страдания), присутствует предельная конкретность. Это реальный мир, зримый.

- Каково отношение автора к войне и к ее участникам?

Прославляет доблесть, труд воина, милосердное отношение к поверженному.

Заметно сходство этих стихотворений со стихотворениями А. С. Пушкина "Памятник" и "Я вас любил:" (":и милость к падшим призывал", ":так дай вам бог любимой быть другим").

- Какие признаки акмеизма присутствуют в этих стихотворениях?

Предметы реального мира несут на себе психологическую нагрузку.

Вывод: выбрав в качестве символов, характеризующих второй этап творчества поэта, розу и дуб, вы оказались правы, так как Гумилев, не отказываясь от своих излюбленных тем (например, тема Африки), активно развивает в сборниках "Чужое небо" и "Колчан" темы любви и мужественности.

итоги работы группы озвучиваются и размещаются на доске (см. Приложение)

4) 3 этап

Учащийся помещает на доске символ - Лотос и объясняет свой выбор(символ мудрости).

- Попробуем выяснить, в чем проявилась мудрость поэта в его последней книге "Огненный столп", которая издана была уже после смерти поэта?

- Что означает это сочетание огненный столп?

В книге Моисея говорится о том, что сам Господь шел перед народом Израиля, скитающимся по пустыне в поисках Земли Обетованной, днем в виде облачного, а ночью - в виде огненного столпа. Особенно грозным было явление огненного столпа у Черного моря, когда евреев догнали египетские войска и им грозила неминуемая гибель. Тогда огненный столп встал позади израильтян и светил им, а египтян ослеплял.

Сборник открывает стихотворение "Память", работа над которым позволит нам выяснить, как соотносится название сборника с его содержанием.

Чтение наизусть и анализ стихотворения "Память"

- Как вы понимаете смысл 1 строфы?

Змея сбрасывает кожу, чтобы обновить тело, душа змеи растет, но она стареет, так как не обновляется. У человека все по-другому. Он не может прожить свою земную жизнь (т. е обновить тело) дважды, но у него есть другая возможность - "менять душу", т. е. развиваться духовно, ведь настоящая личность проходит через разные этапы своего духовного становления. В основе первой строфы - предостережение: человек может повторить судьбу змеи.

- В стихотворении нашла отражение восточная теория о переселении душ. Сколько душ сменилось в теле лирического героя и каково отношение к ним автора?

  • 1 душа - "колдовской ребенок", он стремится к уединению, изображен на фоне природы, лирический герой с трудом верит, что отношение к жизни у него могло быть таким.
  • 2 душа - некто - под вывеской поэта, который хотел быть Богом и царем, автору не нравится эта юношеская самонадеянность, неразборчивость в творчестве, претензии на гениальность (имеется в виду сборник "Путь конквистадоров")
  • 3 душа - "избранник свободы" и "Мореплаватель и стрелок", стремящийся познать земное пространство. Автор воспевает отвагу, мужество, бесстрашие лирического героя, так как он напрягает все силы, чтобы преодолеть преграды и воплотить свою мечту в жизнь (этот этап как раз отражен в таблице).

- Что объединяет судьбу лирического героя с судьбами других людей?

Судьбы человеческие несовершенны, от каких-то ошибок мы бы и хотели отказаться, но это невозможно, человеку свойственно заблуждаться, состояние 1 и 2 души - это как раз время заблуждений, так как душа была сосредоточена на своих личных интересах. Но тем не менее автор смиренно принимает и эту часть прожитой жизни.

- Почему эта третья, любимая, уходит, уступая место четвертому, - угрюмому и упрямому, который променял веселую свободу на бой?

Душа поэта подчиняется не собственным желаниям, мечтам, интересам, а священному долгу - откликнуться на жизнь страны и всего народа - это война 1914 года. Но это испытание для героя - прежде всего физическое.

- В чем же теперь видит свой долг лирический герой, который обретает 4-ю душу?

(строительство храма - Нового Иерусалима - Земли Обетованной)

- Какой смысл вкладывается автором в этот образ? Вспомните отрывок из книги Моисея.

Это для поэта - символ настоящего творчества, поэзии, которая силой слова способна вести за собой, преобразить людей, помочь им в стремлении к святости, творчества, которое способно покарать преступивших Божий закон и покровительствовать слабым. И в этом поэт приравнивается к Богу (сравнить со второй душой, обратим внимание на отношение к творчеству: раньше - ремесло, теперь - прозрение, интуиция, тайна, божественный дар).Только теперь он стремится преобразовать уже не земное пространство, а внутреннее, духовное.

- Что сложнее для поэта - постижение земного пространства или внутреннего, духовного?

Творчество "сжигает душу", это процесс мучительный в нравственном отношении, но цель "стены Иерусалима на полях моей родной страны" - благородна. Как Иисус Христос отдает свое тело в жертву ради истины, так поэт отрекается от собственного "я" ради преображения человека.

- В двух последних строфах - образ путника. Кто он?

Разные толкования: смерть, Христос, сам автор. Но то, что лев и орел, которые сопровождают путника, в библейской мифологии трактуются как Марк и Иоанн, ученики Христа, дает нам основание полагать, что это - Иисус Христос.

- Почему же эта душа должна умереть? Почему бы ей не перейти в другое состояние?

Она приблизилась к совершенству, так как обратилась к христианским ценностям; чтобы принести свои плоды, она должна умереть. Лирический герой не может смириться с тем, что все завершаемо, тленно, и потому бьется над продолжением себя. Он надеется, что его душа останется в творчестве. (Сравнить со стихотворением А. С. Пушкина "Памятник": "Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет:")

- О чем говорит тот факт, что некоторые образы могут трактоваться по-разному?

Обращение к символизму. Читая это стихотворение, мы и не вспоминаем об акмеизме. Подобно символистам, он пытается интуитивно передать ощущения человека, стоящего перед лицом Вечности, Смерти, Бога. И мужество Гумилева как поэта еще и в том, что он не ограничил себя рамками созданного им нового направления - акмеизма.

итоги работы группы озвучиваются и размещаются на доске (см. Приложение)

4. Итоги урока

- Каковы были истоки творчества Гумилева?

Романтические традиции русской литературы - Лермонтова, Пушкина, мировая литература, влияние символизма, собственные наработки, в духе нового направления - акмеизма и , конечно, талант поэта.

- В чем особенность творческого пути поэта? Какие изменения произошли в содержании и форме? (по таблице)

- от внешней яркости и декоративности к предельной простоте и глубокому содержанию;

- от постижения пространства земного к постижению духовной сущности человека;

- при значительном изменении содержания многие элементы формы остаются почти неизменными.

- Какое определение вы бы дали "садам души" Н. Гумилева?

(сам Гумилев: "сады души моей всегда узорны:")

- Стихотворения какого этапа творчества вам понравились больше и почему?

- В 2011 году исполнится 125 лет со дня рождения Н.Гумилева. Недавно в Санкт-Петербурге проводили опрос на улицах города: Что жители северной столицы могут сказать о Гумилеве? Самыми распространенными были следующие ответы:

- Офицер, расстрелян за участие в "таганцевском заговоре".

- Русский поэт.

- Муж Анны Ахматовой.

- Вроде бы поэт, лично я не читала.

- Два Георгия за храбрость.

- Кажется, историк, недавно умер.

- Путешественник, исследователь Африки и мой любимый поэт.

- Дрался на дуэли с Волошиным.

- Девушка, дорогая, кому это сейчас нужно.

- Представьте, что среди опрошенных оказались вы. Что вы можете сказать о Н.Гумилеве?

5. Домашнее задание.

Прочитать стихотворения из сборника "Костер". Первое впечатление выразить с помощью символа, объяснить свой выбор.

Приложение.