Интегрированный урок ИЗО и МХК по теме "Тихая жизнь" в натюрморте

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: Усвоение новых знаний

Цели:

Предметный уровень.

1. Обучающие.

  • Знания – продолжить знакомство с основными видами и особенностями изображения натюрмортов;
  • Умения – совершенствовать умения выделять характерные признаки у всех натюрмортов: по форме, цветовой гамме, по тематической направленности, композиции
  • Навыки – совершенствовать, расширить технические навыки рисования натюрмортов, составления композиций из них

2. Развивающие.

  • Знания – продолжение работы над представлением о целостной системе мира средствами ИЗО и Мировой художественной культурой(через осуществление межпредметной связи с уроками музыки, литературы); продолжать учиться принимать информацию через разные источники и носители.
  • Умения – дальнейшее развитие фантазии, развитие позитивного эмоционального отношения к самому себе и окружающему миру.
  • Навыки – совершенствовать уровень развития речи, навыков общения со сверстниками; развитие модальности восприятия(острота восприятия, чувство цвета, линии, пропорции, связь цвета и музыки и т. п.)
  • Работа с субъектным опытом – овладение техникой самовыражения различными средствами ИЗО через использование различных сенсорных систем; развитие способности к самовыражению в различных сенсорных “языках” описания действительности.

3. Воспитательные.

  • Любовь и любознательное отношение к окружающему миру; чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе в группе.

Методы: поисковые, проектные

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная

Технология: проектная, информационная технология

Компетенция: информационная

Оборудование: Медиапроектор, компьютер. Магнитофон.

Раздаточный (дидактический) материал: Альбомы, гуашь, А3, репродукции, клей, цветная бумага, ножницы, 3 конверта, постановочный натюрморт, заготовленные рисунки для аппликации, требования к для правильного составления натюрморта.

Музыкальный ряд: Чайковский П.И.”Вальс цветов”из балета “Щелкунчик”.

Зрительный ряд: презентация о развитии натюрморта в истории искусства.

Цель урока: Научить учащихся с основами композиции и правилами постановки натюрморта.

Задачи урока:

  1. Показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека
  2. Сформировать умения в создании натюрморта в ходе практической работы
  3. Умение словесно выразить настроение, состояние.

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята.

– Вы любите рисовать?

– Поднимите руки те, кто когда– либо посещал картинную галерею?

– Отлично, я тоже очень люблю рисовать, люблю живопись

– Вам знакомо имя Пабло Пикассо? Однажды этот великий художник 20 века сказал: “Художник– это собиратель впечатлений отовсюду: от неба, от земли, от кусочка бумаги, от паутины, от прошедшего мимо человека” (Презентация. слайд 1)

Этап подготовки к усвоению новых знаний

А теперь посмотрите, пожалуйста, на картину русского живописца Архипа Куинджи (слайд 2)

– К какому жанру относится данная картина?

– Что отличает этот жанр от других изобразительных жанров?

(Да, здесь изображена природа, живая природа.)

Как здесь хорошо! Опишите, что вы видите. Учащиеся с интересом описывают все, включая при этом элемент фантазии, например: “Трава…., да она мокрая….” т.д.

– Какие ощущения возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину?

Но сегодня мы будем говорить с вами о другом жанре изобразительного искусства.

Затем учитель переходит к доске и предлагает по одному представителю от команды подойти взять фрагмент картины, с магнитом, и на доске составить “пазлы” с картиной. Нужно сложить картину и сказать к какому жанру она относится.

– Что у нас получилось?

– Как называется это изображение?

Правильно – натюрморт.

Обращаясь к вашей практике, я совершенно точно могу сказать, что всегда вы приходите на урок и хотите узнать ответы на вопросы:

– что мы вместе сегодня узнаем

– чему мы сегодня научимся

– и что каждый из нас сегодня сумеет сделать

А на уроке узнать вам предстоит:

– что на самом деле представляет собой жанр живописи – натюрморт?

– еще одному способу групповой творческой деятельности – составлять из разных предметов натюрморты на заданную тему

– каждому из вас предстоит освоить новый способ личной оценки творческих проектов

Кто– то из вас уже слышал это слово натюрморт?

Конечно, а вот что оно обозначает?

Правильно, это изображение предметов, овощей, фруктов. Скажите это все живые предметы? Нет.

Этап усвоения нового материала

А вот у меня в руках – это яблоко. Оно живое, одушевленное. Нет. Но, оно настоящее. Потрогайте. А вот другое яблоко– оно не настоящее, как вы догадались. Теперь давайте посмотрим на цветок, вот растет в горшке – он живой? ДА. И показываю картину художника с изображением цветов. А на картине у художника, тоже цветы, но они уже какие? Да, уже не живые.

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. Эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи есть своя история и судьба, так же как и у людей.

Одни вещи аристократы – это дорогие, любимые, красивые вещи.

А другие – труженики – это каждодневные наши помощники.

– А как вы понимаете “неодушевленные предметы”?

– А можно ли так на самом деле говорить, что это мертвая природа?

А зачем тогда придумали жанр– натюрморт? Для чего он нужен людям? (слайд 3)

В переводе это слово обозначает:

1) с французского – “мертвая натура”,
2) с голландского – “тихая, недвижная жизнь”,
3) с английского – “безмолвная натура”.

– Мы с вами дальше будем определять, какое из этих определений нам ближе и на наш взгляд больше подходит к определению натюрморта.

И я предлагаю совершить экскурсию по картинной галерее,

А ваша задача – внимательно слушать мой рассказ и определить основные критерии, по которым мы будем создавать свои натюрморты.

Итак, мы входим в первый зал:

(слайд 4) Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это произошло тогда, когда после тяжелых боев с испанскими завоевателями, люди острее и тоньше ощущали окружающий мир, очарование природы.

В их картинах, отразились особое мироощущение, понимание ценности земной жизни, любовное и бережное отношение к миру вещей.

(слайд 5) В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего говорят, не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.

Натюрморты, как и люди, были очень разные.

(слайд 6) В Голландии любили “завтраки”– так называли там натюрморты, В Роттердаме – “кухонный натюрморт”, с изображением внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари. В портовом городе Гааге– рыбные композиции, в университетском городке Лейдене – “ученые” натюрморты.

А, теперь мы проходим во второй зал:

(слайд 7) Здесь нам представлены цветочные натюрморты, очень многие живописцы обращались к этому виду натюрморта. В основе интересах данной теме лежит образ жизни голландцев, которые на маленьких участках земли, выращивали самые разнообразные растения. Живописцы не могли равнодушно относится к такой красоте, они объединяли в своих композициях плоды и растения. В натюрморте отражено отношение человека к вещам, а через них – и к окружающему миру вообще. В нем очень важно как расположены предметы в пространстве.

В натюрмортах о цветах было много символов, например: сами цветы – обозначали – символ весны, колосья и фрукты – лето, виноград и овощи – осень, лимоны – зима.

(слайд 8) В следующем зале представлены натюрморты, на которых изображены фрукты, овощи и предметы домашнего обихода.

Каждый элемент натюрморта имел свое значение. Они объединены темой. Композиция, есть главный предмет.

(слайд 9) В последнем зале перед нами натюрморты, связанные с жизнью и деятельностью человека.

Натюрморт – это внимательный взгляд на вещи. Давайте пристальней вглядимся, прислушаемся, о чем нам говорят предметы, погружаясь в него.

Экскурсия подошла к концу.

А так ли просто составить натюрморт?

Натюрморт не может быть составлен из случайных выбранных предметов.

Показываю натюрморт с ошибкой (рассматривается композиция, симметрия, что лишнее по теме, по диагонали ,форма и объем предметов).

Поэт Александр Кушнер написал эти строки: (слайд 10)

Расположение вещей
На плоскости стола,
И преломление лучей, и синий лед стекла.
Сюда– цветы, тюльпан и мак,
Бокал с вином – туда.
Скажи, ты счастлив? – Нет. – А так?
Почти. – А так? – О, да.

А сейчас послушайте мелодию…. Цвет….

(слайд 11) Три картины с натюрмортом разные по цвету (колорит).

Оказывается наше настроение, передает цвет. Все мы знаем, что яркие и теплые цвета создадут хорошее настроение (веселое, радостное). Приглушенные, смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый– грусть, покой, размышление. Цвета темные, холодные,– создадут настроение горя, несчастья,

А что помогает каждому художнику в натюрморте показать свое настроение и отношение к предмету? Правильно, цвет.

Возьмите конверт у вас на столе. В нем находятся карточки с критериями для создания натюрморта. Нам нужны только три, 2 карточки лишние.

Отлично, я вижу, что вы готовы к творчеству.

Давайте откроем конверт, в котором лежит ключевой предмет своей будущей композиции. (Тихонько откройте конверт и подумайте, чтоб вы обсудили, как можно изобразить пантомимой данный предмет (в конвертах лежит нарисованный предмет)остальные группы должны определить, что означает эта пантомима.)

По очереди все выходят и показывают. Все другие группы угадывают.

А теперь вам предстоит руководствоваться полученными критериями для создания натюрмортов, где центральное место занимает только что показанный предмет, фрукт, овощ.

(слайд 12) Требования (критерии) для создания натюрмортов:

На сегодняшнем уроке работать будем с аппликацией. Мы попробуем составить натюрморт, применяя требования к нему;

(на партах лежит памятка по натюрморту) и репродукции картин художников.

А затем каждая команда попробует доказать правильность составленного натюрморта

(Выполнение самостоятельной групповой работы.)

Я вывешиваю сразу все три проекта, выходят всей командой.

Итак, вы сейчас эксперты– искусствоведы.

Затем каждый ребенок берет свой жетон и прикрепляет его к любому из вывешенных проектов на доске, тем самым как бы индивидуально анализирует и выставляет оценку правильно выполненной работе (индивидуальная рефлексия).

Этап первичной проверки.

Итак, сегодня мы научились составлять натюрморт.

Вспомните, какие учитываются критерии при составлении натюрморта.

Зачем художники создают натюрморты?

А теперь, вернемся к нашему определению натюрморта в начале урока, и какой же перевод является самым правильным на ваш взгляд? (Беседа с детьми.) (слайд 13)

Итог.

Огромное всем спасибо за работу на уроке.

Задание на дом по желанию.

Я вас благодарю за сегодняшний урок и попрошу вас дома составить для ваших родителей новогодний натюрморт. А началом вашей композиции пусть послужит мой небольшой подарок – это такая елочная игрушка.

До свидания.

Приложение.