Урок по теме "Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из тонколистового металла". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-игра, проблемно-поисковый.

Цель урока: изучить виды тонколистового металла и проволоки.

Задачи урока:

  • Познакомить с понятиями “тонколистовой металл” и “проволока”, “свойства металла”, развертка детали; с процессом получения и применением тонколистового металла и проволоки, с особенностями изображения изделий из проволоки.
  • Развитие: познавательного интереса, исследовательских навыков, коммуникативных качеств: умение слушать и слышать, толерантность, абстрактно-логическое мышление, умение анализировать, обобщать, умение выполнять эскиз развертки.
  • Воспитывать самостоятельность, ответственность, целеустремленность, взаимовыручка.

Межпредметные связи: история, физика.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (лабораторно-практическая) работа.

Оборудование урока:

  • наборы тонколистового металла и проволоки для лабораторной работы;
  • образцы тонколистового металла и проволоки и изделий из них, Экспонаты школьного краеведческого музея (пластины панцирной брони воинов государства чжурчжэней);
  • карточки-задания, проектор, экран, компьютер, картина “В мастерской средневекового оружейника”;

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

II. Подготовка учащихся к сознательному и активному усвоению нового материала.

Перед вами картина “В мастерской средневекового оружейника”. Что изображено на ней? А зачем они нужны рыцарю?. А как вы считаете, какими должны быть доспехи? Как вы думаете, из чего изготовлены доспехи?. Доспехи изготавливались из т/л металла. Именно “Тонколистовой металл и проволока” является темой нашего урока (Приложение 2, Презентация, Слайд 1.)

Не хотели бы вы совершить воображаемое путешествие во времена рыцарей?..... Представьте, что мы с вами находимся в средневековой мастерской оружейника. Я буду мастером, а вы – мои подмастерья. В мастерскую поступил заказ от рыцаря на изготовление доспехов. Сможем ли мы выполнить его сейчас? Знаете ли вы виды и свойства т/л металлов?.... Чтобы этот заказ выполнить мы с вами должны изучить виды тонколистового металла и проволоки, свойства металлов и сплавов, научится различать виды тонколистового металла, для того чтобы вы могли в будущем правильно подбирать материал для доспехов и других изделий.

III. Повторение.

Фронтальный опрос по теме прошлого урока.

IV. Изучение нового материала

Металлы играют огромную роль в жизни человека. Из них изготавливают различные машины, строительные конструкции, предметы быта.

Металлы обладают различными свойствами: физическими, механическими. (Слайд 2.)

Физические свойства: электропроводность – все металлы проводят ток, теплопроводность, цвет (демонстрация металлов), блеск, жидкотекучесть.

Механические свойства металлов: пластичность – способность металла менять форму под действием нагрузок, прочность – способность металла выдерживать нагрузки не разрушаясь; и твердость.

Часто металлы используют для изготовления изделий не в чистом виде, а в виде сплавов. Самые распространенные сплавы: сталь и чугун (сплавы железа с углеродом), дюралюминий (сплав алюминия с медью, магнием и др.), бронза (сплав меди со свинцом, оловом и др.), латунь (сплав меди с цинком).

Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прутков, труб, проволоки, что значительно облегчает изготовление из них различных изделий.

(Слайд 3.) Раньше листовой металл получали ковкой (плющили нагретые заготовки молотами), эта работа была очень долгой и кропотливой. Очень трудно было получить одинаковую толщину заготовки. Один неверный удар мастера мог испортить всю работу (перед вами детали брони воина государства чжурчжэней, которые найдены такими же, как и вы, ребятами на Краснояровском городище с. Утесное Уссурийского района. Это – пластины панцирные изготовлены в 12 веке то есть, им более 800 лет)

.(Слайд 4.) На современных предприятиях листовой металл получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станах, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины.

Листовую сталь делят на толстолистовую (толще 2 мм) и тонколистовую (тоньше 2 мм).

В свою очередь, тонколистовая сталь бывает нескольких видов

(Слайд 5.) Жесть (толщиной от 0,2 до 0.5 мм) бывает черная и белая.

Белая жесть – это листовая сталь, покрытая с двух сторон тонким слоем олова. Такая жесть имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность из нее изготавливают консервные банки, крышки для стеклянных банок, игрушки.

Кровельная сталь, (толщиной от 0.5 до 0.8 мм), не имеющая покрытия, называется черной. Для защиты ее от коррозии покрывают краской, применяется в основном в строительстве: покрывают крыши, отделывают балконы, строят заборы, обшивают деревянные строения.

Чтобы поверхность листов не ржавела, ее покрывают тонким слоем цинка (оцинкованная сталь). Этот полуфабрикат используют для покрытия крыш, из него делают ведра, водосточные трубы, карнизы.

(Слайд 6.) Холоднокатаную сталь (толщиной 0,8–2 мм.) получают путем повторной прокатки листовой стали, она применяется для изготовления деталей корпуса автомобилей, холодильников.

Очень тонкий листовой металл называют фольгой (толщиной менее 0,2 мм). Медная фольга широко применяется в радиотехнике, а алюминиевая фольга – для упаковки шоколада, конфет, чая, в кулинарии.

(Слайд 7.) Кроме листового металла, в промышленности широко применяется также проволока, которая отличается большой длиной и незначительной толщиной. Медная и алюминиевая проволока используется для изготовления электрических проводов и заклепок. Из мягкой стальной проволоки изготовляют гвозди, шурупы, винты, заклепки, а из твердой – пружины, струны и другие изделия.

Проволоку толщиной более 5 мм получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки. Такую проволоку называют катанкой.

Более тонкую проволоку получают волочением – протягиванием катанки через фильеры – детали с отверстием, выполненные из очень твердых материалов и даже из алмазов. Волочильные станы обслуживают волочильщики.

(Слайд 8.) Во времена рыцарей проволоку волочили в кузнях, качаясь на качелях. Волочильщик, сидя на качелях, упирался ногами в фильеру, захватывал клещами конец проволоки, отталкивался и таким образом протягивал поволоку. Эта проволока применялась в основном при изготовлении кольчуг.

Изготовлением изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Рабочие этих специальностей должны знать устройство оборудования, на котором работают, свойства металлов, уметь читать чертежи.

На заводах прокатные станы для получения листового металла обслуживают вальцовщики.

Изготовлением изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Они должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них, применяя различные инструменты.

V. Самостоятельная работа учащихся (работа в парах). (Слайд 9.)

Вводный инструктаж:

А вы не забыли о заказе от рыцаря? Нам необходимо правильно подобрать материал для доспехов. И для этого сейчас мы выполним с вами лабораторно-практическую работу

  1. Рассмотрите несколько образцов тонколистового металла (кровельная, черная и оцинкованная сталь, жесть черная и белая).
  2. Определите цвет каждого образца и название материала.
  3. Попытайтесь согнуть каждый образец.
  4. Вспомните, где применяется изучаемый вами материал.
  5. Запишите в таблицу результаты своих наблюдений.

(Приложение 1. Лабораторная работа.)

Заключительный инструктаж

Фронтальный опрос по вопросам:

  1. Из какого т/л металла лучше всего изготовить доспехи и почему?.
  2. Чем отличается черная жесть от белой?
  3. Каким образом получают тонколистовой металл?
  4. Где применяется фольга?
  5. Каким образом получают проволоку?
  6. Где применяется проволока, т/л металл?

VI. Изображение изделий из тонколистового металла.

Итак, мы с вами выбрали материал для доспехов и можем приступить к их изготовлению. А как вы думаете – с чего нам надо начинать изготовление доспехов? А с чего мы начинали изготовление изделия из древесины? С построения чертежа или эскиза.

(Слайд 10.) Изображения изделий из тонколистового металла имеют некоторые отличия от изображений деталей из древесины. Если нужно изготовить объемное изделие из тонколистового металла, например совок или коробочку, то вначале необходимо вырезать плоскую заготовку, а затем уже ее согнуть. Поэтому на чертежах показывают не изображение изделия, а его развертку. Линии сгиба на развертках обозначают штрихпунктирной линией с двумя точками. Контур обводят сплошной толстой основной линией. Центр отверстия показывают штрихпунктирными линиями с одной точкой пересекающимися под прямым углом.

Изделия из проволоки толщиной менее 2 мм. изображают одной сплошной толстой основной линией. Если толщина проволоки более 2-х мм. то изделие изображается двумя параллельными сплошными толстыми основными линиями между которыми проводят штрихпунктирную линию.

На чертежах Вам часто будут встречаться различные условные обозначения.

  • S – толщина летали;
  • R – радиус дуги;
  • L – длина детали;
  • Ф – диаметр отверстия.

VII. Самостоятельная работа учащихся. (Слайд 11.)

  • Вводный инструктаж:
    Мы с Вами восстановим доспехи воина государства чжурчжэней. Для этого сначала выполним эскиз панцирной пластинки в тетрадях. Что такое эскиз, как он выполняется?
  • Приемы выполнения эскиза на доске.
  • Выполнение эскизов в тетрадях.
  • Заключительный инструктаж.

Фронтальный опрос по вопросам:

1. Что такое развертка? 2. Какими линиями показывают на чертеже места сгиба заготовки? 3. Как показать на чертеже центр отверстия?

VIII . Итог урока. Выставление оценок, их аргументация.

Молодцы! Я очень доволен вашей работой на уроке. А вам понравился урок? Что вы сегодня узнали нового и интересного для себя? Теперь вы стали мастерами и как настоящим мастерам вам положено иметь свое клеймо, которое мастера ставили на свои изделия.


 Рис. 1. Клеймо мастера.

Приложение 3. Приложение 4.