Урок-исследование "Общее знакомство со сложными словами"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся со сложными словами, с орфограммой сложных слов ( соединительной гласной);

  2. Воспитывать интерес к русскому языку;

  3. Развивать речь учащихся;

  4. Формировать основы исследовательской деятельности

Оборудование: мультимедийный проектор, разноуровневые карточки, конверт с листочками разного цвета

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

Прочитайте слова . (Слайд 2) Что общего у этих слов?

  • Г.л.ва, б.р.га, ст.р.на, ст.б.льки.

  • М. л.ко, с.л.вей, м.г.зин, к.р.ндаш

-Как быть, если в корне не одна орфограмма? Назовите проверочные слова.

-Чем слова 2 строчки отличаются от слов 1?

-Запишите эти слова в тетрадь. (Взаимопроверка)

III. Изучение нового материала

Постановка проблемного вопроса

-Ребята, вы уже знаете, что в корнях бывает две и больше орфограмм, две орфограммы может быть на месте одной буквы, в основах бывает два суффикса. А бывает ли в словах два корня? (Слайд 3)

-Кто догадался , что мы будем исследовать сегодня на уроке?

Гипотеза.

(В русском языке есть слова, в которых два корня. В таких словах есть новая, для нас орфограмма)

IV.Сообщение целей урока

Наблюдение за строением слов.

а)Чтение шуточного стихотворения о носороге(Слайд 4)

-Объясните, как получилось название животного, и запиши это название в свою тетрадь.

б)-Подумайте, почему так назвали вещи и людей (слайды 7-13))

Звездопад , самовар, паровоз, пылесос, ледокол, листопад, пешеход

-Запишите слова, покажите все их части

-Может ли в слове быть два корня?

-Какими буквами соединены эти корни?

-Сделайте вывод.

- Проверьте правильность своих выводов ( Слайд 14)

V. Закрепление изученного.

1.- В предложениях найдите и выпишите сложные слова, покажите их строение. Найдите проверочные слова для орфограмм корня.

Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
Знают люди с давних пор
Несъедобен мухомор.

VI. Физкультминутка

2. Подчеркните в тексте сложные слова и покажите их строение. Вставьте все буквы.(упр 71 тетрадь-задачник)

- Проверьте свою работу с помощью карточек зеленого цвета . Оцените свою работу.(На карточках текст с выполненными заданиями)

3. Разноуровневая самостоятельная работа.(карточки розового и желтого цвета)

1 уровень

Составь слова по описанию.

  • Человек, который любит книги________________

  • Явление падения листьев______________________

  • Приспособление для варки кофе_________________

  • Помещение для хранения овощей________________

2 уровень.

Подбери сложные слова к схемам.

______ о______, _______е_______

VII. Домашнее задание

(Составить коллекцию сложных слов)

VIII. Итог урока.

-Какие слова называются сложными?

-Какими гласными буквами соединяются корни сложных слов?

Рефлексия.

(В конверте у каждого ученика листочки зеленого, желтого, коричневого цветов)

Оцените свою работу. Если вы работали на уроке с желанием, вам было интересно и в ваших тетрадях чистота, то выберите листик зеленого цвета.

Если вы работали с желанием, но не очень уверенно, да в тетради были недочеты, то выберите листик желтого цвета.

Если вы работали без желания, вам было скучно на уроке, то выберите листик коричневого цвета.

Спасибо за работу! Урок окончен.