Урок обучения грамоте в 1-м классе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Научиться обозначать твёрдость- мягкость согласных с помощью букв О-Ё. Через составление звуковых моделей., указать на две работы, которые выполняют буквы.
  2. Учиться читать слова, высказывания с гласными О,Ё, находить их в незнакомом тексте.
  3. Начать знакомство с коротенькими текстами.
  4. Расширять кругозор , через выяснение лексического значения незнакомых слов, развивать логическое мышление , творческое воображение, умения сравнивать , анализировать.

Воспитывать: любознательность, внимание, логику, функцию контроля, самоконтроля, умения работать в парах, семейках (коммуникативные компетенции).

Тип урока: урок отработки частных задач.

Оборудование: букварь В.В. Репкин, Е.В. Восторгова. В.А. Левин ч. 1, иллюстрации с изображением МОЛА, учебный словарь В.В. Репкина, лента изученных букв, текст сказки Г. Юдина «Ёжик и ёршик», дидактическая кукла Дядюшка Ус.

Ход урока

Комментарии учителя: «На данном этапе обучения учащиеся знают, что такое имена собственные, могут составлять звуковые модели слов, умеют сравнивать звуки, выявлять различие и сходство лексического значения слов. Ребята познакомились с обозначением твёрдости- мягкости согласных звуков с помощью А- Я. »

I Актуализация полученных знаний:

Учитель: «С какими секретами мы познакомились на прошлом уроке чтения?»

Учащиеся «Мы узнали, что мягкость согласного звука зависит от рядом стоящей буквы.»

II. Закрепление пройденного материала :

Учитель предлагает проверить домашнее задание, используя метод выборочного чтения (слова записаны на доске, букварь на данном этапе не используется).

Маня

 

 

Аня

 

 

марля

няня

 

 

Аля

 

 

маляры

мала

 

 

мяла

 

 

Ляля

- Назовите слова, написанные с заглавной буквы. Объясните почему они так написаны? Прочитайте слоги в этих словах, где согласные звучат мягко. Кто отыщет слова, где все согласные звучат мягко? Какая буква им помогает?

(Звучат ответы учащихся.)

- Назовите слово, в котором все согласные звучат твёрдо, мягко. Какие буквы помогают прочитать их твёрдыми, мягкими?

- Назовите слово, обозначающее профессию. Кто может объяснить кто такие маляры? Назовите слог с мягкой согласной. Где он стоит?

- Давайте сделаем вывод-обобщение.

Обобщение: Мы познакомились с гласной Я. Если она стоит после согласного звука, значит данный звук будем читать мягко.

III. Постановка учебной задачи:

Учитель: « Вот мы и узнали секрет чтения слов с Я, стоящей после согласных. Наверно больше секретов нет.»

Ученики: «Мы познакомились только с обозначением мягких согласных с помощью буквы Я. А если другие гласные буквы, которые тоже стоят после гласных и помогают при чтении читать их мягко? »

(На доске появляется знак «?», фиксирующий цель урока).

IV. Физминутка.

Ёжик в бане вымыл ушки, (выполняются движения)
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту Ёж: «Ты мне спинку не потрёшь?»

V. Новый материал:

1. Учитель предлагает учащимся на доске и в тетрадях по чтению записать звуками слово МОЛ, при этом выяснив его лексическое значение. Уточнение лексического значения данного слова происходит по Учебному словарю русского языка В.В. Репкина.

МОЛ- сооружение в виде стенки в порту или у входа в порт для защиты судов от морских волн.

2. Элементы сюжетной игры: Один из учащихся вызывается к доске и учитель шёпотом предлагает ему выполнить действия с веником (подмести пол). «Что делал ученик? Ребята отвечают, что он мёл пол. Учитель предлагает назвать действие, которое выполнил ученик.

3. Слово «МЁЛ» ученики записывают звуками.

4. Затем сравнивается их лексическое значение.

5. Учитель: «Обозначьте буквами слово МОЛ». Идёт работа в парах. Данное слово обозначение буквами не вызывает затруднения.

6. Обозначение слова МЁЛ буквами (Идёт работа в семейках. Ребята записывают слово на индивидуальных дощечках, которые затем выставляются к доске для всеобщего обсуждения). На дощечках появились записи « МЬОЛ» , «МОЛ» , «МЬОЛ».

7. На следующем этапе идёт анализ записанных слов. Слово «МОЛ» ученики записывают без затруднений и ошибок. Учитель обращается к анализу записи слова «МЁЛ»:

- «Какой буквой обозначим первый звук М»?

Дети отвечают, что буквой М. (Подтверждается выбор буквы.)

Учитель: «Какой второй звук в слове МЁЛ?»

Дети отвечают, что звук О.»Звук О»,- подтверждает учитель. «Какой же буквой обозначается звук О?»

Дети: «О».

Учитель: «Какой третий звук в этом слове? А буква?»

Дети: звук Л, который обозначается буквой Л.

Учащиеся с удивлением обнаруживают, что слово, которое они записали - слово»МОЛ», а не «МЁЛ».

Учитель: Какое же главное отличие слов МОЛ и МЁЛ?

Учащиеся «Главное отличие в первом звуке. В первом слове первый звук звучит твёрдо, а во втором слове - звучит мягко. Можно обозначить мягкость звука с помощью Ь, Запись МЬОЛ. (Часть детей стала сомневаться в правильности написания данного слова.)

Учитель «Как же нам узнать кто поможет согласному звуку М стать мягким?

Учащиеся предложили два выхода: спросить у учителя, (мол, он всё знает) посмотреть как записано это слово в букваре , который пишут учёные и допустить ошибок они не могут.

8. Учитель предложил открыть Букварь В.В. Репкина на стр. 61 , где Дядюшка УС («Намотаем все знания на ус») предлагает записи слов «МОЛ», «МЁЛ», отыскать слово МЁЛ, подчеркнуть карандашом букву, которая стоит после М.

Ребята вместе с Дядюшкой Усом сделали вывод» Мягкость согласного звука в слове МЁЛ обозначается с помощью специальной гласной Ё , которая обозначает звук О и указывает на мягкость предыдущего согласного звука, то есть выполняет две работы».

И в слове МОЛ у гласной О тоже две работы: указывать на звук О и твёрдость предыдущего согласного звука.

VI. Закрепление нового материала.

1. Составление и чтение слогов изученных букв М, Л, Н, Р. с помощью изученных гласных А, Я, О, Ё, У, Ы, Э. Учитель обращает внимание на чтение слогов с помощью гласных Я, Ё.

2. Чтение сказки Г.Юдина « Ёжик и ёршик». Запомните слова, с буквой Ё , которые встретятся в сказке.

Ёжик и ёршик.

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спиться.

- Мам! Что это мы всё спим да спим? Можно я схожу к своему другу ёршику?

- Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи!

Лежал- лежал ёжик, ёрзал- ёрзал, дождался, пока мама уснула и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым – бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

- Ой, как здорово! А ёршик – то сидит в реке, ничего этого не видит!

Прибежал к реке, а вместо реки – один лёд и прорубь посредине.

-Ёрш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!

Долго звал ёжик, замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:

- Ну, чего кричишь, спать не даёшь?

- А вы разве тоже спите?

- Ещё как! До самой весны. Шёл бы и ты, а?

Затрусил ёжик домой, в тёплую норку. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть и залёг спать до весны.

Учитель: «Назовите слова с буквой Ё. А каких вы ещё знаете животных, которые впадают в спячку?»

3. Работа с Букварём, ч. 1 стр.61.

- Чтение слов в столбиках, выяснение их лексического значения, нахождение слов, слогов, в которых находятся мягкие согласные? Выясняются работы гласных О-Ё.

Лом
Лён
Эля

 

 

орёл
Роман
умён

 

 

Алёна
мыло
Лёна

- Чтение высказываний:

У Алёны Рома. Он мал. Алёна у Ромы няня. (Идёт первоначальное знакомство с понятием – текст.)

- Творческая работа. Учащимся предлагается нарисовать подружек О-Ё в окружении согласных звуков.

VII. Рефлексия. Постановка целей на следующий урок.

Учитель:

- С каким секретом мы ознакомились на уроке чтения?

-Чему учились?

- Что понравилось?

- О чём дома расскажите своим родителям?

Учитель: «На уроке мы познакомились с секретами обозначения твёрдости- мягкости буквами О- Ё., мы уже знаем, что твёрдость- мягкость обозначается и буквами А-Я. Вот сколько мы уже много знаем. Может больше и нет никаких секретов, которые могут встретиться на уроках чтения.

Учащиеся: «Мы познакомились с секретами обозначения твёрдости- мягкости с помощью букв А-Я, О-Ё. А если ещё гласные, с помощью которых можно обозначать твёрдость- мягкость согласных звуков?»