Урок литературного чтения в 3-м классе "А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане". Чудеса в сказке

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать навыки выразительного чтения;
  • развивать речь, внимание, память;
  • воспитывать красоту и культуру речи.

Оборудование: иллюстрации к сказке, аудиокассета с записью музыки к спектаклю Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», репродукция картины М.Врубеля «Царевна Лебедь».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

- Для того, чтобы хорошо читать, урок начнём с речевой разминки.

- Читаем слоги, чётко произнося каждый звук:

чпа – ачпа
чпы – ычпы
чпэ – эчпэ
чпо – очпо
чпу – учпу

 

 

чла – ачла
члы – ычлы
члэ – эчлэ
чло – очло
члу – учлу

3. Проверка домашнего задания.

- С какой сказкой мы познакомились?

- Кто её автор?

- Назовите главных героев.

- Какое домашнее задание было задано? (Дочитать сказку, нарисовать иллюстрации к чудесам.)

- Посмотрите на доску, перед вами выставка рисунков, на которых изображены чудеса. Расположите их по порядку, как они следуют в сказке.

4. Постановка цели урока.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Сегодня мы поговорим о чудесах, которые встретились в сказке. Будем учиться анализировать их, сравнивать и выразительно читать.

5. Работа над темой урока.

Давайте подумаем, что такое чудо? У вас на партах словарь С. И. Ожегова, найдите и прочитайте, как в словаре дано понятие этого слова?

- Перечислите чудеса по порядку.

- Как и почему возникают чудеса? (Город - за спасение царевны Лебедь, белка и 33 богатыря - завлечь отца в гости, царевна Лебедь - для женитьбы князя Гвидона.)

1 чудо

- Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о появлении города.

- Найдите и прочитайте, каким увидели город корабельщики.

- Город новый, златоглавый…Что это значит?

- Что рассказали о городе корабельщики царю Салтану?

- Выделите слова, описывающие, каким был город?

- Прочитайте, голосом выделяя выделенные слова.

(Звучит музыка Н. Римского-Корсакова к спектаклю «Сказка о царе Салтане».)

Вывод. Можно ли считать чудом появление города за одну ночь?

Рассмотрите репродукции картин. На них изображены старинные города, в которых до наших дней сохранилась русская старина.

2 чудо

- Найдите и прочитайте, о каком чуде рассказала повариха? (О белке.)

- Прочитайте, как корабельщики рассказали царю Салтану о белке?

- Что нового мы узнали из их рассказа?

- Как вы думаете, почему они приукрасили чудо?

- С какой интонацией надо читать о белке? Почему?

- Выделите в каждой строчке главное слово.

- Какие слова выделили? К какой части речи они относятся?

- Прочитайте выразительно этот отрывок.

- Почему белочку назвали диковинкой?

- Найдите в словаре С.И. Ожегова значение слова диковинка.

(Звучит музыка из спектакля Н. Римского-Корсакова к этой части произведения.)

Физминутка.

3 чудо

- Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха? (33 богатыря.)

- Найдите и прочитайте, как об этом чуде говорил князь Гвидон.

- Одинаково ли описание? В чём отличие? (Работа в парах.)

- Вернёмся к словам ткачихи. Найдите слова, которые помогают передать мощь и грандиозность чуда.

- К какой части речи относятся эти слова? (Глагол.)

- Прочитайте выразительно этот отрывок, силой голоса выделяя слова, соблюдая паузы.

- Можно ли это чудо назвать диковинкой?

- А как можно? (Диво.)

- Посмотрите значение этого слова в словаре С.И. Ожегова.

- Богатыри рождаются из морской стихии и также сильны, как и она.

(Звучит музыка из спектакля Н. Римского-Корсакова к этой части произведения.)

4 чудо

- О каком чуде рассказала баба Бабариха? (Царевна Лебедь.)

(Звучит музыка из спектакля Н.Римского-Корсакова.)

- Ожидал ли Гвидон, что царевна - это Лебедь?

- Обрадовался ли он, когда увидел её?

- Что вас больше всего поразило в облике царевны Лебедь?

- Почему это чудо последнее в сказке?

(Работа в группах.)

- Вам надо прочитать, выделить главные слова, подготовить выразительное чтение отрывка появления царевны Лебедь.

Проверка. Читает один представитель от группы.

- Рассмотрите репродукцию картины художника М. Врубеля «Царевна Лебедь». Удалось ли ему передать её сказочный образ?

6. Итог урока.

- Понравилась ли вам сказка?

- Есть ли чудо, которое понравилось вам больше всего?

7. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение фрагментов произведения о чудесах.