Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства в 3-м классе на тему "Дымковская игрушка"

Разделы: Начальная школа


1. Предмет: Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства в 3 классе (сдвоенный урок).

2. Вид занятия: лепка, декоративно-прикладное рисование.

3. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

4. Тема урока по учебно-тематическому плану: Лепка из пластилина Дымковской игрушки.

5. Проблема урока: Что это за игрушка?

6. Изделие: лисичка.

7. Номер урока по теме: данный урок является первым по теме «Путешествие в Город Мастеров».

8. Форма урока: урок сообщения нового материала.

9. Цели урока:

  1. Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента.
  2. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
  3. Формирование навыков работы с пластилином, художественной росписью.
  4. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

10. Задачи: создание художественного образа (свой оригинальный, неповторимый образец создаёт каждый ребёнок); научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России; добиться единства формы и декора (внешнее оформление не мешало форме, конструкции игрушки, а наоборот, работало на неё).

11.Оборудование и материалы:

  1. Видеофильм «Процесс изготовления лисички»;
  2. Авторская работа (Карповой С.А.) – презентация по теме «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка»;
  3. Глиняные и пластилиновые изделия;
  4. Музыкальный ряд: русские народные песни;
  5. Для учителя - пластилин или глина, компьютер, экран, мультимедиа проектор, стеки, грунтовка (водоэмульсионная), гуашь, кисти, словарь Ожегова (скульптура).
  6. Для учащихся - дощечка-подставка, пластилин или глина, стеки, тряпка, банка с водой, краски, кисти для рисования, салфетка, грунтовка (водоэмульсионная), гуашь, кисти, фольга от конфет.

12. Ожидаемые результаты:

  1. Привести имеющиеся знания детей в систему, расширить и углубить их.
  2. Повысить интерес учащихся к изучаемой теме.

13.Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

  1. История возникновения дымковской игрушки.
  2. Просмотр видеофильма «Процесс изготовления лисички».
  3. Последовательность изготовления лисички.

IV. Физкультминутка– пляска «Барыня».
V. Формирование умений и навыков.

  1. Повторение правил техники безопасности.
  2. Повторение правил личной гигиены.
  3. Критерии оценок.
  4. Самостоятельная работа учащихся (Лепка игрушки - лисички).
  5. Роспись готового изделия (последовательность выполнения работы).
    a) Анализ росписи дымковской игрушки;
    б) Грунтовка.
  6. Знакомство с основными и составными цветами.

VI. Физкультминутка («Под весёлые напевы»)

VII. Роспись игрушки (практическая работа).

VIlI. Итог урока. Выставка и оценивание работ учащихся. Рефлексия.

  • Экспресс-выставка.
  • Рефлексия.
  • Выставление оценок.
  • Уборка рабочих мест.
  • Итог.

IX. Домашнее задание. Посмотреть дома игрушки, рассказать о материалах, их которых они изготовлены, чем украшены. Поискать в книгах примеры игрушек народных промыслов, постараться что-нибудь узнать о самих промыслах дополнительно к тому, о чём говорилось на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и загадки,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

II. Сообщение темы и целей урока.

(1 слайд, приложение 3) Тема нашего сегодняшнего урока: Дымковская игрушка.

Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Научимся определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России. (Филимоновская, Каргопольская, Тверская)

Декоративно-прикладное искусство – это художественно оформленные предметы, которые человек использует в быту. (Работа со словарём Ожегова).

К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся утварь (посуда, предметы быта), мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, ювелирные изделия, витражи и многое другое. В декоративно-прикладном искусстве ярко отражаются традиции народного искусства.

Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего сделаны? Где? Вот мячик! Все фабричные детские мячики похожи – один от другого не отличишь.

А вот игрушки, которые у меня в руках все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы…. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. Вот эти игрушки, посмотрите!

(Демонстрация игрушек: барыня, лисичка, коза, козел…)

Кроме Дымковских игрушек существуют ещё Тверская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. О них мы поговорим на следующих уроках.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. История возникновения дымковской игрушки

(2 слайд, приложение 3)

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Наше путешествие начинается у реки Вятки.

(3 слайд, приложение 3) Когда очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение – слобода. (4 слайд, приложение 3)

(5 слайд, приложение 3) По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

(6 слайд, приложение 3) Земля вятская не особо богата на урожай.

Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимой так длинны,
И лепили там из глины.
А чем же славится село Дымково?
- Отгадайте загадку

(слайд 7, приложение 3)

Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.

- Проверим. Так чем же славится, догадались?

Правильно, игрушками. А называют эти игрушки «дымковскими»

(8 слайд, приложение 3)

Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава.

(9 слайд, приложение 3) Лепили из местной красной глины. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали.

(10 слайд, приложение 3) Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу.

Создавая игрушку, человек вкладывает в неё частичку своей души.

(11 слайд, приложение 3) В старину вятичи весной встречали Ярилу-бога солнца и плодородия - веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех - у взрослых и детей. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Свистулька

Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!

(12 слайд, приложение 3)

Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.

(13 слайд, приложение 3)

Козонька – рогатая,
Козонька – бодатая,
Бежит по дорожке,
Разминает ножки.

(14 слайд, приложение 3)

Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

А чтобы узнать кого мы сегодня с вами будем лепить вы должны отгадать загадку.

Посмотри она какая, вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой, хвост пушистый и большой. (Лиса)

– Сегодня на уроке мы будем лепить лисичку.

– Как мы называем людей, которые хорошо работают?

– Вы тоже рабочие люди, а ваша работа – это учеба. У каждого рабочего человека есть свои правила, и у нас тоже есть правила рабочего человека. Давайте вспомним эти правила:

  1. Каждый работает на своем рабочем месте.
  2. Внимательно слушать объяснение учителя.
  3. Прежде чем начать работу, правильно приготовь свое рабочее место.
  4. На уроке соблюдай тишину, не отвлекай товарища.
  5. Во время работы содержи рабочее место в порядке.
  6. Научился сам – помоги товарищу.
  7. Работать надо дружно.
  8. Закончил работу – убери свое рабочее место.

- Чем же мы будем работать на уроке?

2. Просмотр видеофильма «Процесс изготовления лисички».

3. Последовательность изготовления лисички.

Составим план работы:

  1. Фигурку лепим из целого куска пластилина. У скульптора есть свои секреты в работе. Самый главный – лепить из целого куска пластилина и ничего не присоединять к нему – ни лапы, ни голову, ни уши. Это легко – ведь пластилин мягкий.
  2. Делаем с помощью стека с двух сторон надрезы.
  3. Голову, туловище и хвост лисы вытягиваем в одну линию. Чтобы вытянуть форму из общей массы, большим и указательным пальцами нажимай на пластилин постепенно со всех сторон. Повторяя эти нажимы, вы увидите, как он вытягивается сам. Так можно сделать шею, лапы или хвост животного. Вытянутую форму можно заломить в любую сторону.
  4. Оттягиваем небольшую часть для головы. Из целого куска вытягиваем шею, формируем голову животного, заламываем какую-то часть туловища для передачи движения. Но не расчленяем общую массу на кусочки, чтобы вылепить отдельные части тела.
  5. В последнюю очередь оттягиваем хвост.
  6. После того как общая форма частей вылеплена, можно приступить к уточнению формы. Теперь на вытянутой форме защипи пластилин двумя пальцами. Получилась форма, похожая на ушки, хохолок, гриву. Кусок пластилина можно аккуратно вдавить большим пальцем в некоторых местах. В процессе работы детям оказывается индивидуальная помощь, а по мере необходимости акцентирую внимание всего класса на типичные ошибки.
  7. Готовую игрушку нужно кое- где подправить стекой и разгладить.

Запомните: детали фигурки лучше не соединять отдельными кусочками, а вытягивать, защипывать, вдавливать.

- А чем рисунок на бумаге отличается от вылепленных изображений? Рисунок на листе бумаги как бы лежит на плоскости, а вылепленное изображение «живет» в пространстве. Его можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Такое изображение называется - … (скульптура).

8. Словарная работа: скульптура. (Работа со словарем)

9. Закрепляем на дощечках.

IV. Физкультминутка – пляска «Барыня».

(Дети выполняют характерные плясовые движения под запись русской народной мелодии.)

V. Формирование умений и навыков.

1. Повторение правил техники безопасности.

– Какие правила техники безопасности вы должны соблюдать при работе со стеком?

2. Повторение правил личной гигиены.

– Работу надо выполнять не только правильно, но и аккуратно.

– Какие правила личной гигиены вы будете соблюдать при работе пластилином?

3. Критерии оценок.

Я уверена, что вы все выполните работу правильно, аккуратно и получите хорошую оценку.

4. Требования к работам:

  • соблюдение пропорций;
  • работа над мелкими деталями;
  • общая выразительность;
  • завершённость;
  • аккуратность

5. Самостоятельная работа учащихся.

(Лепка игрушки «Лисички».)

6. Роспись готового изделия и последовательность выполнения работы.

a) Анализ росписи дымковской игрушки

У. Сейчас мы приступим расписывать дымковскую игрушку.

У. Как вы уже знаете, дымковские игрушки очень разнообразны. Это и уточки, и лошадки, и барышни, и всадники на конях. Стиль росписи очень яркий и красочный. Давайте рассмотрим дымковские игрушки.

Показываю игрушки.

– Что использовали художники для росписи игрушек?

Д. Они использовали геометрические фигуры.

У. Какие геометрические фигуры вы видите?

Д. Мы видим круги, окружности, линии.

У. А какого цвета эти геометрические фигуры?

Д. Красного, синего, зеленого, желтого, черного.

У. Каждый цвет у народных умельцев имел свое значение. Например, белый цвет – это цвет чистоты, а красный цвет связывали с солнышком. Обратите внимание, что каждая игрушка при расписывании имеет фон. На каком фоне написаны все кружочки, овалы, линии, крестики?

Д. На белом.

У. Белый цвет придает игрушкам яркий, нарядный и праздничный вид.

б) Грунтовка.

Ее выполняют либо водоэмульсионной краской, либо мукой (обмакивают со всех сторон) или мелом (муку и мел можно развести на ПВА и чуть добавить воды).

Грунтовать игрушки можно погружением в раствор (мел, размешанный на молоке до густоты сметаны, так грунтуют дымковские художники), но чаще всего их белят мягкой широкой кистью.

7. Знакомство с основными и составными цветами

У. С росписью игрушек мы познакомились. Теперь, казалось бы, можно начинать работу. Однако прежде посмотрим: краски, каких цветов стоят у нас на столе?

Д. Красная, синяя, желтая.

У. А какие цвета нам потребуются для росписи игрушек?

Д. Красные, желтые, оранжевые, черные.

У. А как же нам быть?

Д. Нам нужно смешать имеющиеся у нас цвета и получить новые краски.

У. Вам нужно знать, что цвета красный, желтый, синий – это основные цвета. Называются они так потому, что их нельзя получить смешиванием. Следовательно, они должны быть у художника обязательно. А вот наличие остальных цветов – их называют составными – не обязательно. Кстати, почему они так называются?

Д. Их можно составить из других цветов.

У. Какие это цвета и как их можно получить?

Д. Оранжевый – смешиванием красного и желтого. Зеленый – смешиванием синего и желтого. Фиолетовый – смешиванием синего и красного.

У. Назовите еще раз основные цвета.

Д. Красный, желтый, синий.

У. А составные цвета?

Д. Оранжевый, фиолетовый, зеленый.

VI. Физкультминутка («Под весёлые напевы»)

Под веселые напевы

 

Топни правою ногой!

Повернёмся вправо, влево.

 

Вправо шаг. На месте стой!

Руки вверх! Руки вниз!

 

Топни левою ногой!

Вверх! И снова наклонись!

 

Влево шаг. И снова стой.

Вправо, влево головою!

 

Повернись направо к другу.

Руки вверх! Перед собою!

 

Правую дай руку другу.

VIl. Роспись игрушки (практическая работа).

После высыхания грунта игрушки приступаем к декоративной росписи своей игрушки гуашью маленькими кистями по загрунтованной водоэмульсионной краской поверхности. Народные мастера в деревнях, слободах, создавая игрушки, часто пели при этом. (На уроке в качестве фона звучит русская народная песня).

Начинать расписывать игрушку нужно с самой светлой краски. Раскрасив одной краской все намеченные участки детали, а также отдельные элементы узоров, переходят к следующей, более темной краске и так до тех пор, пока не будет полностью раскрашена вся игрушка.

Обратите внимание на целостность цветового решения всей игрушки, на соответствие цветового решения создаваемому художественному образу. Вспомните какие цвета создают радостный, весёлый образ, а какие грустный.

На расписанную игрушку народные мастерицы нередко наклеивали ромбики и квадратики из фольги.

Все работы закрепляем лаком для волос. (Эту работу делает только учитель!).

VIIl. Итог урока. Выставка и оценивание работ учащихся. Рефлексия.

1. Экспресс-выставка.

В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с детьми выбираю лучшие работы. Не забываю похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

2. Рефлексия.

- С каким материалом мы сегодня работали?

- С какими новыми понятиями вы с познакомились?

- Чем отличается Дымковская игрушка от других игрушек?

- Вам нравятся ваши игрушки?

- Как вы оцениваете свою работу и работу своего товарища по парте?

3. Выставление оценок.

– Расскажите каждый о своей игрушке. Поделитесь: чему вы научились на уроке? Что нового для себя узнали?

– Все вы, дети, молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Теперь ваши работы будут стоять у нас в кабинете, и радовать всех, кто приходит к нам в гости. Спасибо за урок!

4. Уборка рабочих мест.

5. Итог.

- А теперь попробуйте найти среди представленных игрушек «дымковскую».

На следующем уроке мы поговорим с вами о филимоновской игрушке.

Ставлю перед детьми задачу следующего урока.

Материал на следующем уроке будет проверяться в форме теста.

IX. Домашнее задание.

Посмотреть дома игрушки, рассказать о материалах, их которых они изготовлены, чем украшены. Поискать в книгах примеры игрушек народных промыслов, постараться что-нибудь узнать о самих промыслах дополнительно к тому, о чём говорилось на уроке.

Приложение 1

Приложение 2