Урок в 1-м классе "Литературное слушание" (сказка В.Г. Сутеева "Елка")

Разделы: Начальная школа


Цель: через слушание сказки Сутеева «Елка» развивать умения слышать художественное произведение; определять его тему и жанр; чувствовать его героев. Учить делать «свое открытие», «заставить» задуматься о понятиях: дружба, вражда, радость и веселье. Формировать навыки чтения.

Учебные задачи:

  • познакомить учащихся с произведением В. Сутеева «Елка»;
  • учить определять жанр и тему прослушанной сказки;
  • учить правильно называть произведения.

Учебные умения:

  • выражать свое отношение к поступкам героев;
  • называть героев положительных и отрицательных;
  • самостоятельно определять жанр и тему прослушанного произведения;
  • читать предложения и отрывки из сказки.

Ход урока

1. Орг. момент.

Учитель. Ребята мы много с вами говорили о дружбе. Составили даже правила дружбы. Я предлагаю сегодня на уроке работать ДРУЖНО!

Предполагаемый ответ: Мы согласны.

Учитель. Если вы работаете дружно, вы награждаетесь орденом «Дружбы» (наклейка с изображением звездочки).

Начинаем урок.

Игра «Помоги собрать название произведения и автора»

На доске разбросаны буквы, и из них нужно собрать слова Сутеев и Елка.

Причем место расположения названия произведения выше, чем могут дотянуться дети.

Предполагаемые события (дети собирают слова, догадываются встать на стульчик, чтобы вставить на заданное место, один ученик на стуле, другой держит стул, два-три уч-ся подают буквы).

Итог: на доске составлены слова: В.Г.Сутеев «ЕЛКА»

Вывод:

  • Мы сегодня познакомимся с произведением В. Сутеева «Елка».
  • Ребята вы так дружно работали, каждый из вас получает орден.

2. Повторение имеющихся знаний о жанрах произведения и о темах произведений.

Повторение идет по таблице (таблица на классной доске):

Жанры обозначаются фигурами:

 

 

Темы чтения замещаются цветом:

– стихотворение

 

 

- о Родине

– рассказы

 

 

- о природе

– сказка

 

 

- о детях

 

 

 

- о животных

Итог: дети повторили жанры и темы произведений, вспомнили, как мы их обозначаем. Но определить жанр и тему предложенного произведения не могут.

3. Вывод: возникла ПРОБЛЕМА! Для решения данной проблемы, дети предлагают учителю прочитать произведение.

4. Чтение произведения. Начинает читать сказку хорошо читающая ученица, продолжает учитель.

5. Определение темы и жанра.

Учитель предлагает ребятам определить тему, жанр произведения. Выбрать из имеющего набора карточек - моделей нужную, написать на ней название прочитанного произведения, фамилию автора. Форма работы индивидуальная.

Индивидуально каждый ребенок предлагает свой вариант модели обложки:

1 вариант: сказка о детях.

2 вариант: сказка о животных.

Вывод: мы прочитали сказку. Эта сказка о детях и о животных. В.Г.Сутеев пишет сказки о детях и о животных.

6. Физ.минутка. Упражнения на расслабление мышц спины, шеи, позвоночника.

7. Работа с текстом произведения.

1. Воспроизведение героев сказки. Подбор заместителей для героев сказки.

Назовите всех героев сказки, подберите им «заместителей».

Итог: на доске все герои-заместители.

2. Работа в тетрадях. Выполнение заданий №2 , № 3. Упражнение на определение положительных героев и отрицательных (Работа в парах)

(Задание: прочитайте всех героев сказки, назовите тех, которые на ваш взгляд, делали добрые поступки).

Проверка выполнения заданий.

Отвечает один ученик из пары, по договоренности.

Ответьте на вопрос: Кто из героев по- вашему больше всех трудился? Почему?

Дети выдвигают версии, дают характеристику и оценивают поступки героев.

Вывод: больше всех трудился Снеговик.

Наиболее дружно работающие пары (возможно все) получают ордена.

Учитель задает вопрос детям: Какая беда произошла со снеговиком?

Предполагаемый ответ: Снеговик развалился.

Учитель: Ребята, а можно ли что ни будь сделать, что бы не было так грустно?

Предполагаемый ответ: А давай те, и мы попробуем его собрать!.

8. Динамическая пауза в виде игры. Игра «Составь снеговика».

Знакомство с правилами игры.

Дети разбиты на две группы. Каждой группе предложены детали снеговика, а также лишние детали. Дети должны по очереди подойти к деталям выбрать одну нужную деталь и приклеить на доску, следующий выбирает другую и подстраивает к первой. И так каждый участник группы. Выигрывает та группа, которая быстрее и правильнее соберет снеговика, причем соберет из нужных деталей.

Детали находятся на первых партах каждого из рядов.

Вывод:

- Какая группа победила? Почему?

Предполагаемый ответ детей: Группа, в которой ребята работали дружно! Так же дружно, как и герои сказки В. Г Сутеева «Елка»!

Учитель: Вам понравилась сказка? Можно ее прочитать еще раз дома для родителей, младших братьев и сестер.

- Ребята давайте ещё раз посмотрим внимательно на наших снеговиков, и вспомним, что принес Снеговик из леса, и чего нет у наших снеговиков?

Предполагаемый ответ: Снеговик принес из леса ЕЛКУ! У наших снеговиков нет Елки!

На доске появляется новогодняя елка.

Учитель: А сейчас кого не хватает у елочки?

- ДЕТЕЙ!

Детям предлагает учитель снять со стены их собственные модели «СЕБЯ» и прикрепить около Новогодней Елочки.

Ребята украшают елку своими орденами.

Вывод: Какая добрая и веселая сказочная новогодняя история!

Урок окончен.