Урок трудового обучения в 3-м классе по теме "Урок юмора"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель урока: Способствовать развитию артистических и художественных способностей учеников.

Материалы и принадлежности:

  1. Принтерные распечатки с детскими анекдотами (каждый анекдот – на отдельном листочке).
  2. Цветная бумага, карандаши, фломастеры, ножницы, клей ПВА или клеевой карандаш, акварельные краски, тонкие кисти (синтетика или колонок № 2-3).
  3. Ватный конструктор, наклейки, комиксы (готовит педагог).

План урока:

  1. Подготовка к работе.
  2. Конкурс на самое смешное прочтение анекдота.
  3. Объяснение практического задания.
  4. Выполнение практической работы.
  5. Подведение итогов урока.

Урок начинается с организационной части. Поскольку предстоит работать с цветной бумагой, красками, ножницами и клеем, необходимо приготовить все исходные материалы и принадлежности, а также желательно застелить столы клеенкой. Каждому ученику раздается пакет с материалами для выполнения аппликации (ватный конструктор, страницы комиксов, наклейки). Учитель, сообщив ученикам тему занятия, переходит к теме «1 апреля – День смеха».

Учитель: День смеха, или день дурака, празднуют уже практически по всему миру, но никто не знает точно, когда и где он зародился. Поток шуток, похоже, совпадал с приходом весны еще со времен Древнего Рима и Кельтов, у которых был «праздник интриги», или «праздник баловства». Первые же упоминания «Дня всех дураков» в Европе относятся к Средневековью. Наиболее распространенной теорией о происхождении этого праздника является теория о переходе с Юлианского календаря на Грегорианский в XVI веке. По старому календарю Новый год праздновался в неделю между 25 марта и 1 апреля, а по новому – был перенесен на 1 января. Те, кто забывал о новом календаре или просто не был уведомлен, часто становились объектами шуток и насмешек во время «Старого нового года». Так, во Франции это приняло форму цепляния рыбы на спину тому, кто праздновал Новый год по старому стилю. Таких людей называли «Poisson d'Avril», то есть «Апрельская рыба». [1] А мы с вами сегодня проведем экзамен. Вы будете тянуть билеты, выходить к доске и отвечать. Готовы?

Ученики: Да!

Учитель раскладывает «билеты» текстом вниз. Ученики по очереди тянут их, выходят к доске и читают вслух. Тут же обнаруживается, что в «билетах» – анекдоты. Поэтому с первых же слов у доски в классе раздается дружный смех. Таким образом, учитель проводит своеобразный конкурс на лучшее, самое веселое прочтение анекдота. (Рис. 1)

Рис. 1. Конкурс на лучшее прочтение анекдота

Умение выразительно читать тексты очень важно для учеников начальных классов. Как правило, у детей в этом возрасте проверяется техника чтения, где ученики аттестуются по скорости и правильности чтения предложенных текстов, но читать выразительно – не менее важный навык. Вот почему такой урок не просто создает хорошее настроение как у школьников, так и у педагогов, но и таким образом прививает необходимые навыки артистичного чтения текстов. Анекдоты (Приложение 1) хороши тем, что они короткие: таким образом появляется возможность каждому из учеников класса выступить у доски. (Рис. 2)

Рис. 2. Чтение анекдотов у доски

Первая часть урока завершена. Вторая часть урока посвящена изготовлению аппликации с использованием ватного конструктора, наклеек и комиксов.

Учитель: Ваша задача – сделать смешную открытку ко Дню юмора. У каждого из вас на столе есть набор: ватный конструктор, наклейки (у девочек) и страницы из комиксов (у мальчиков). Из дома вы принесли цветную бумагу, клей и ножницы. Мы выполняем аппликацию и украшаем ее забавными зайцами. На открытке можно написать «1 апреля», хотя каждый сам выбирает сюжет и композицию. Приступаем к работе!

Современные ученики, особенно мальчики, зачастую слишком почтительно относятся к комиксам, тогда как урок смеха позволяет взглянуть на них менее серьезно. Поэтому каждому мальчику в нашем случае была выдана страница из комиксов «Человек-паук», из которой они вырезали персонажей для своей аппликации. (Рис. 3)

Рис. 3. Изготовление аппликации из страницы комикса

Учитель: Ватный конструктор [3] - это плоские кружочки и шарики из ваты, которых обмакнули в крахмальный клейстер и высушили. Из шариков мы можем сделать туловище наших зайчиков, а из плоских ватных пластинок вырезать им ушки и лапки. Дальше тоненькой кисточкой раскрашиваем ушки, рисуем мордочки и коготки на лапках. (Рис. 4)

Рис. 4. Изготовление зайчика из ватного конструктора

Урок завершается подведением итогов. Еще раз обобщаются полученные знания и творчески оцениваются результаты практической работы учеников. (Рис. 5, 6)

Рис. 5. Работы учеников

Рис. 6. Итоги урока

Для подготовки урока использованы материалы:

  1. Сайт «iscience.ru», статья «Откуда пошел день смеха? http://iscience.ru/2009/03/01/otkuda-poshel-den-smexa/
  2. Сайты с анекдотами для детей.
  3. Сайт «Материнство», статья про ватный конструктор: http://materinstvo.ru/art/1111/

Приложение