Информационные технологии на уроках литературы по теме "Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого "Журавли""

Разделы: Литература, Информатика


Цели урока:

Обучающая:

  • Изучение и закрепление новых знаний, восприятие лирического произведения, умение видеть авторское отношение, видеть эстетическую функцию языковых средств, умение самостоятельно определять размер стихотворения.

Воспитывающая:

  • Воспитание самостоятельности, сотрудничества, любви к природе, видеть и ценить красоту.

Развивающая:

  • Владение техникой грамотного чтения, техникой выразительного чтения, умение грамотно строить монологические высказывания, развитие речи, мышления.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Проверка домашнего задания.

1. Сообщение учащихся о творчестве Н.А.Заболоцкого. <Приложение 1, слайд 1>

2. Дополнение учителя: <Приложение 1, слайд 2>

Да, перед нами человек с чуткой к красоте душой, с душой, наполненной любовью. И все потому, что человек этот ощущает кровное родство с суровой природой, он неотделим от нее. Но Заболоцкий не только нежен к природе и чуток к красоте. Это человек, много переживший и научившийся выражать свои чувства без ненужных вздохов, сдержанно, по-мужски. Тяжелая жизнь слабого калечит, а сильного закаляет. Не о себе ли говорит Заболоцкий в стихотворении “Одинокий дуб”?

3. Выразительное чтение стихотворения “Одинокий дуб” учащимся. <Приложение 1, слайд 3>

Вопросы:

- Предложения прерываются в середине строки. Почему? Что передает поэт таким способом?
- Тяжелые условия существования развили в этом кряжистом дубе свои достоинства. Какие?
- Какие силы борются в произведении?

Стихотворения Заболоцкого проникнуты мыслью о том, что человек и природа едины. В этом мы убедимся, прочитав стихотворение “Журавли”.

3. Чтение стихотворения “Журавли” учителем. Анализ. <Приложение 1, слайд 4>

1. Не спеша, подобно полету сильных птиц, начинается стихотворение. Обратите внимание на третью строку: все три слова звучат протяжно. (Длинным треугольником летели). Эту же протяженность журавлиного клина подчеркивает слово во второй строфе. Какое? (Немногочисленный).

2. А теперь вчитаемся, вдумаемся в текст:

а) Чтение 1 и 2 строф. Найдите деепричастные обороты. (Вылетев из Африки в апреле к берегам отеческой земли, утопая в небе, вытянув серебряные крылья через весь широкий небосвод).

Что такое эпитет? Найдите эпитеты. Какое чувство вызывает картина? При помощи каких слов?

Мы любуемся этой картиной, как по бездонному весеннему небу летят журавли. Мы чувствуем красоту полета, их свободу и величие. Ни одно слово не нарушает красоты этой картины.

б) Чтение 3 и 4 строф. Почему поэт сказал не “Журавль” или “Вожак”, а “Частица дивного величья”? <Приложение 1, слайд 5>

Вспомним первые две строфы. Полет серебряного клина журавлей в бездне голубого неба был дивом, чудом. Гибель одной из птиц – удар по чудесному миру, а сама погибшая птица – часть этого чудесного.

в) Чтение 5 и 6 строф. Найдите сравнительный оборот. (Как два огромных горя). Смерть птицы, крылья которой утратили серебряный живой блеск (“в рубашке из металла”), явила последнее чудо. Как природа простилась с вожаком стаи?

4. Самостоятельная работа. <Приложение 1, слайд 6>

Перечитать 4 строфу, определить размер стихотворения, нарисовать схему в тетради.

5. Обучение выразительному чтению.

  1. Как нужно читать 1 и 2 строфы, чтобы передать красоту полета, их свободу, величие?
  2. Постарайтесь передать внезапность удара в чтении 4 строфы.
  3. Как читать последнюю строфу?
  4. Чтение стихотворения учащимися.

6. Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите репродукцию картины А.А.Рылова “В голубом просторе”. <Приложение 1, слайд 7> Можно ли назвать ее иллюстрацией стихотворения Н.А.Заболоцкого? Какие строки из стихотворения хочется прочитать, глядя на эту картину?

7. Обобщение.

- Какие чувства, настроение выразил автор?
- Чем поэт обогатил наше представление о состоянии природы и чувствах человека?
- С помощью каких выразительных средств поэт выразил чувства?

Заболоцкий пишет о родной природе, о единстве человека и земли-родины. Также он размышляет о некоторых духовных ценностях: воле к борьбе, стойкости и постоянном самосовершенствовании человека.

8. Домашнее задание: <Приложение 1, слайд 8>

  1. Выучить наизусть стихотворение и рассказать выразительно;
  2. Подумать, о чем заставило задуматься данное стихотворение.