Урок по теме "Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познакомить учащихся с грамматическими особенностями деепричастия, их ролью в предложении,
  • добиться умения отличать их от других частей речи,
  • формировать навык разграничения основного и добавочного действия,
  • сформировать начальные представление о деепричастном обороте, о знаках препинания при нем.

Форма урока: урок объяснения нового материала.

Методы:

  • объснительно-иллюстративный (беседа, чтение учебника),
  • репродуктивный (анализ языковых единиц),
  • анализ языковых единиц (метод самостоятельной работы по осмыслению нового материала).

Этап урока Ход урока Деятельность учащихся
Оргмомент. Учитель проверяет наличие на партах учащихся учебников, тетрадей, письменных принадлежностей. Учащиеся готовятся к уроку.
Объяснение материала. Наблюдение над языковым материалом. На доске записаны предложения. Учитель и учащиеся работают вместе, анализируя данный материал. Фронтальная беседа с классом.

Котенок играет язычком ботинка и жмурится от удовольствия.

  • Подчеркните члены предложения.
  • Чем осложнено предложение? Чем выражены однородные члены? Докажите, что это однородные члены (отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, соответственно, являются одинаковыми членами предложения, в данном случае – сказуемыми)

Играя с язычком ботинка, котенок жмурится от удовольствия.

  • Подчеркните члены предложения.
  • Есть ли тут однородные члены? Докажите.
  • На какие вопросы отвечают слова “играя”? “жмурится”? От каких слов задаем к ним вопросы?

Делаем вывод, что эти слова отвечают на разные вопросы: как? или что делая? – “играя” и что делает? – “жмурится”. Вопросы к этим словам задаем от разных слов: котенок (что делает?) жмурится, жмурится (что делая? как?) играя. Таким образом, исходя из правила определения однородных членов, данные слова не могут быть таковыми.

  • Можно ли с помощью вопроса “что делая?” к слову “играя”, определить, каким членом предложения оно является? Какой вопрос помогает определить, какой это член предложения?
  • Чем слово “играя” похоже на глагол? Чем отличается от него?

Делаем выводы: 1) это слово отвечает на вопрос, похожий на глагольный, но не являющийся таковым, 2) слово не имеет привычных глагольных окончаний, 3) не является, как глагол, сказуемым, 4) не изменяется.

  • Что обозначает глагол как часть речи? Что обозначает слово “жмурится”? А что обозначает слово “играя”? Содержит ли это слово значение действия? Объясните.
  • Какое действие в предложении главное, основное, а какое – добавочное? Попробуем объяснить.

Делаем вывод, что слово “играя” дорисовывает основное действие, которое выполняет котенок, описывает его.

Эта часть речи, которая помогает глаголу, обозначает добавочное действие при нем, называется деепричастием. Термин возник в 18 веке, состоит из 2 частей: дее + причастие = причастность к действию.

Как и причастие, эта часть речи является гибридом. Есть грейпфрут – гибрид лимона и апельсина, есть причастие– гибрид прилагательного и глагола. Так и деепричастие – тоже гибрид двух самостоятельных частей речи – глагола и наречия.

  • Замените слово “играя” на глагол. Прочитайте полученное предложение. Почему вы смогли заменить это слово на глагол? От какой части речи оно образовано?
  • Есть ли у слово “играя” зависимое слово или зависимые слова? Докажите. Как называется причастие с зависимым словом? Как вы думаете, как называется деепричастие с зависимым словом?

Делаем вывод: деепричастие с зависимым словом– деепричастный оборот, который почти всегда выделяется запятыми, относится к глаголу (о знаках препинания при деепричастном обороте речь будет идти на следующих уроках), в предложении является обстоятельством.

  • Назовите деепричастный оборот в нашем предложении. Подчеркните его.

Запись в грамматические тетради (тетради-шпаргалки):

Деепричастие = грамматические признаки глагола (обозначает добавочное действие при глаголе, имеет вид – что Делая? что Сделав? Возвратность. Имеет зависимые слова) и наречия (не изменяется, отвечает на вопрос как?, в предложении является обстоятельством). Деепричастие всегда образуется от глагола.

Деепричастие + зависим (ое, ые) слов (о,а) = деепричастный оборот.

Устная и письменная работа по предложенному материалу. Фронтальная беседа с классом. Один учащийся работает у доски, выполняя задание под контролем учителя, затем его сменяет другой ученик.
Наблюдение по учебнику. Стр. 74 – правило.

Подводим итог, обобщая материал о грамматических признаках деепричастия.

Учащиеся читают правило, делают выводы о признаках деепричастия.
Работа по новой теме. Первичное закрепление знаний. Применение новых знания на новом языковом материале. 1. Упражнение 159.
  • Читаем предложенный текст.
  • Определите тип речи? Стиль?
  • Какие выделенные слова являются глаголами? Докажите? Какие деепричастиями? Что они обозначают? Какие вопросы и от каких слов вы зададите к деепричастиям?
  • Выпишите глаголы и относящиеся к ним деепричастные обороты. Подчеркните их как члены предложения.
Учащиеся читают текст, отвечают на заданные вопросы.

Выполняют предложенные задания по грамматическому анализу текста.

На доске задания попеременно выполняют 4 учащихся.

2. Наблюдение. На доске записано четверостишие из стихотворения Э.Асадова “Лес”:

Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!

  • Спишите, выделите грамматическую основу предложения.
  • Какие слова также указывают на действия, которые выполняют маслята?
  • С какой целью они использованы в стихотворении? Зачем нужны?

Делаем вывод, что слова “ежась”, “посинев”, “взявшись” и “греясь” украшают глагол, дополняют его другими действиями, создают живописную картину “действий” маслят.

  • Над деепричастиями напишите букву “д”. Найдите зависимые от деепричастий слова. Как называются деепричастия с зависимыми словами? Обозначьте деепричастные обороты.
  • У всех ли деепричастий в этом стихотворении есть зависимые слова?

Делаем вывод, что есть деепричастия, не имеющие зависимых слов, – это одиночные деепричастия, но они также выделяются запятыми, как и деепричастные обороты.

Учащиеся списывают четверостишие, выполняют грамматические задания. Один ученик работает с текстом на доске.
Итоги урока. Фронтальная беседа с классом.
  • О какой части речи мы с вами сегодня говорили?
  • Признаки каких самостоятельных частей речи включает в себя деепричастие? Чем деепричастие похоже на глагол? Наречие? Расскажите.
  • Что называется деепричастным оборотом? Может ли деепричастие не иметь зависимых слов? Как оно называется при этом?
Ученики отвечают на вопросы, при необходимости, используя грамматические и рабочие тетради, учебник.
Домашнее задание. Выписать фрагмент из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба” (учебник, стр. 191: “А из города уже…” до слов “…не переводя духу…”), подчеркнуть грамматические основы, обозначить деепричастные обороты и одиночные деепричастия. Устно объяснить роль деепричастий в тексте. Запись в дневники.

Использованная литература:

  1. Баранов М.Т, Ладыженская Т.А и др. Русский язык. 7 класс. М., Просвещение, АО Московские учебники, 2005.
  2. Журнал “Русский язык. Первое сентября”, № 39, 2004
  3. Иванова В.А., Потиха З.А, Розенталь Д. Э Занимательно о русском языке, Ленинград, “Просвещение” Ленинградское отделение, 1990.
  4. Федорова М.В “Уроки русского я зыка в 7 классе” М., Просвещение, 2000
  5. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 7 класс. М., Школьная пресса, 2004.