Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Разделы: Русский язык


Цель :

  • учиться определять способ подчинения придаточных предложений;
  • знать о постановке знаков препинания при однородном и последовательном подчинении на стыке союзов;
  • уметь правильно расставлять знаки препинания; находить союзы, грамматические основы.

Оборудование: презентация по теме.

Ход урока.

I. Организационно-психологический момент урока.

Настрой учеников на плодотворную работу.

II. Повторение изученного и подготовка к изучению нового материала.

1. Расставить знаки препинания, найти грамматическую основу, обозначить союзы и определить тип подчинения.

| | , (когда…..) , (когда…) .

2. Опрос учеников.

– Как называются предложения , которые имеют несколько придаточных предложений?
– С какими предложениями по своей структуре они схожи?
– Какие есть способы подчинения придаточных предложений и чем они различаются?
– Предложения с каким способом подчинения встретились вам в домашнем упражнении ?

3. Подготовка к изучению нового материала: расставить знаки препинания в предложениях и найти предложение, соответствующее схеме.

I……I (что….) (что….) .

(как…..) I……так I (как…..) .

I…….I (когда…) (что….) .

(слайд из презентации)

Мне часто кажется, что я не готов дать сразу ответ, что я не отстою свою точку зрения.

Сомневаешься в поступке тогда, когда ты не подумал над тем, что совершил что-то плохое.

Как это все запуталось, мы не могли понять и решили поступить так, как подсказало сердце.

III. Сообщение темы и цели урока. (Презентация)

IV. Изучение нового материала.

1. Чтение правила и разбор примеров на с. 108 п. 28.

Вывод учеников о постановке знаков препинания при однородном и последовательном подчинении.

2. Выполнение упражнения 169 (1части).

3. Выполнение упражнения 170 с проговариванием количества основ и определением способа подчинения придаточных.

А) найти I части упражнения слова проверяемой безударной гласной в корне слова.

Б) найти во II части этого упражнения словосочетание со связью примыкание и заменить на согласование

4. Разбор предложений при сочетании союзов

Что если, что когда, так что хотя, если есть вторая часть союза то, так, тем.

Он говорил что когда один предает другого то это дурно.

Юноша подумал что если дело шло о пустяках то он не противился.

Сунула тетерка голову в траву и думает что коли она не видит так и ее не заметят.

V. Самостоятельная работа: расставить знаки препинания, начертить схемы предложений и указать способ подчинения.

Мне нравится что возле дома много деревьев и что в саду витает аромат яблонь.

Солдаты жевали сырые зерна которые считались полезными потому что придавали им силу и бодрость

История кофе начинается с веселых животных эфиопского пастуха которые принимались “танцевать” когда наедались листьев и плодов кофейных деревьев.

VI. Выводы, итоги урока.

VII. Домашнее задание: п. 28, с. 108–110, упр. 173.