Занятие для 3-го класса «Я учусь общаться»

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Развитие навыков взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками, повышение уровня развития познавательных процессов, способствовать развитию позитивного самовосприятия.

Задачи:

  1. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях.
  2. Формирование у детей умений владения выразительными средствами общения: мимикой, жестами.
  3. Развитие чувства эмпатии.
  4. Расширение общего кругозора.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас обобщающее, заключительное занятие. Мы с вами покажем, всё то, что уже узнали на предыдущих занятиях по теме «Общение».

Но, ребята, к нам в гости пришла девочка. Вы узнали её? Это Мальвина.

Она хочет, чтобы мы с ней поделились своими знаниями, дали советы. Вы согласны?

Итак, общение. С помощью него мы можем передавать друг другу информацию, узнавать об окружающем, о друг друге и т.д

А, что помогает нам общаться? Какие средства общения вы знаете? Мимика, жесты, слово.

Что такое мимика? Выражение лица. Давайте, вспомним, какие мы знаем? Как можно понять, какие чувства испытывает человек? (брови, глаза, рот). Рассматриваем карточки с изображением людей испытывающих различные эмоции.

Игра «Ассоциации». Если бы грусть была погодой, какой она была? А радость? А каким растением она была бы? и т.д.[1]

А какие выражения лица мешают общению? Какая помогает общению? (Ответы детей).

Ребята! Вспомните ситуации связанные с радостью. Предлагаю, вам подумать и закончить предложения.[2]

  • Для ребёнка радость – это…….
  • Для ученика радость – это…….
  • Для мамы радость – это……….
  • Для друга радость – это……….

Следующее, это у нас жесты. Вспомните, какие понятные для всех жесты вы знаете?( ответить на уроке, остановить машину, поздороваться, попрощаться, передать привет.)

Давайте, посмотрим какие ещё жесты бывают и, что они означают. Какие жесты помогают общению? Выбираем.Рассматриваем карточки с изображением жестов.

Игра « Передай сообщение» [2]. Без слов, одними жестами передать классу разные сообщения, а класс должен угадать. (Раздать карточки.). Например: садитесь, не балуйся, молодец.

Следующее средство: Слово. Что может слово?

Слово может:

  • Приласкать
  • Помирить
  • Ободрить
  • Обрадовать
  • Оттолкнуть
  • Поссорить
  • Прогнать

Слово может, очень многое. И это мы сейчас, с вами докажем.

Игра «Одинаковые скульптуры» [2]. 2 человека выходят к доске. Одному завязывают глаза. Другой должен принять определённую позу, а мы с помощью словесных инструкций должны помочь партнёру принять точно такую же позу.

Он нас не видел, а только слышал, но принял такую же позу.

А какие слова помогают общаться? Злые или добрые?

Игра «Найди добрые слова» [1]. Ситуация: Твой друг попал в беду. Скажи ему добрые слова.

Ещё, ребята! Одно слово мы можем говорить по- разному.

Игра «Интонация» [1]. Слово «Спасибо» – сказать с разной интонацией (печально, удивленно, радостно и т.д.).

Игра «Объяснялки» [2]. С помощью мимики, жестов, слов описать свою картинку, а класс должен догадаться, что или кого он описывает. (Работа с карточками).

Молодцы! Хорошо!

Теперь, я думаю, вы будете помнить что важно для общения. И Мальвина, тоже всё поняла. Она очень довольна вами!

А теперь, предлагаю вам написать друг другу записку с добрыми пожеланиями, и передать её адресату.( карточки с изображением сердечек).

Передают сердечки с пожеланиями!

Большое спасибо за занятие! Молодцы! До свидания!

Литература:

  1. Уроки самопознания в начальной школе. Е.А. Сорокоумова. – Москва, 2007 г.
  2. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1- 4). О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2008 г.

Презентация.