Природные комплексы Самарской области (интеллектуальная игра "Счастливый случай")

Разделы: География


Оборудование урока:

  • Атласы Самарской области,
  • Задания для команд и болельщиков,
  • Рекламный ролик о детской поселковой библиотеке;
  • Выставка книг по Самарской области (школьная);
  • Физическая карта Самарской области,
  • Кроссворды,
  • Уникальные ландшафты родного края. Видеофильм.

Реализуемая педагогическая технология: КСО (элементы коллективных способов обучения), ИКТ.

Оценка педагогической ситуации:

  • учащиеся имеют необходимые базовые знания, полученные на уроках географии по Самарской области;
  • учебные возможности класса средние;
  • практическая работа с картами при решении кроссвордов;
  • коллективная технология позволяет учащимся работать как коллективно, так и в индивидуальном темпе.

Цель урока: Закрепить знания о природе Самарской области.

Задачи урока:

  1. Образования – в результате овладения содержанием данной темы учащиеся будут знать уникальные природные комплексы Самарской области;уметь объяснять топонимику названий географических объектов, определять их местоположение на карте.
  2. Воспитания – формирование гордости и ответственности за свою малую родину.
  3. Развития школьников – продолжить совершенствование навыков самостоятельной поисковой деятельности с дополнительной литературой.

Ход урока

Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости!

Сегодня мы проведем необычный урок. Итак, мы начинаем! Интеллектуальная игра «Счастливый случай»!

На доске надпись:

«Широка страна моя родная
Много в ней равнин и гор, и рек…
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!»

(приведите примеры, которые подтверждали бы эти слова)

  • (протяженность с З на В более 9 000 км;
  • Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье;
  • Кавказ, Урал, Саяны, Алтай;
  • Волга, Енисей, Кама, Лена).

Итак, тема нашего урока: «Природные комплексы Самарской области»

Цель урока: Закрепить знания о природе Самарской области.

Что же узнали мы об истории освоения и изучения, топонимике, природе родного края, покажет наша игра. А если что-то не знаете и захотите узнать, вам помогут книги и журналы.

Начало игры.

Играют две команды по 7 человек и команды болельщиков. Игра проходит в 5 геймов. Названия геймов написаны на отдельных листах. Время ограничено.

I гейм «Дальше, дальше»

Вопросы командам (2 мин)

Команда А

  1. Площадь Самарской области? (53,6 тыс. кв.км)
  2. Сколько областей граничит с нашей областью? (3)
  3. В каком часовом поясе находится область? (III)
  4. С какой республикой мы граничим на севере? (Татарстан)
  5. Правобережье области представлено какими формами рельефа? (Приволжская возвышенность, горы Жигули)
  6. Какого происхождения преобладают полезные ископаемые на территории нашей области? (осадочного)
  7. На глубине 1 500-2 000 м что находится? (кристаллический фундамент)
  8. Геродот называл ее Оар, Клавдий Птолемей (II в. до н.э.) Ра, византиец Феофан (671 г. н.э.) Аталь. О какой реке идет речь? (О реке Волге).
  9. Чего больше на территории Самарской области: лесов или степей? (степей)
  10. Какие почвы преобладают в нашем крае? (черноземы).
  11. В Самарской области есть Жигулевское море? (Да, так называют Куйбышевское водохранилище).
  12. В какой области исток реки Самары? ( в Оренбургской области)

Команда Б

  1. Чему равна протяженность области с З на В?(315 км)
  2. Как называется самая высокая отметка Самарской области? (г. Стрельная)
  3. По какому времени мы сейчас живем? (зимнему).
  4. Рельеф нашей области представлен горными породами какого происхождения? (морского и континентального).
  5. Какое море заливало территорию Самарской области? (Акчагыльское)
  6. По своим размерам наша область значительно превышает территории ряда европейских стран? Каких? (Швейцария, Бельгия, Албания, Андорра и др.)
  7. Количество морей, к которым река Волга дает выход самарским судам? (5)
  8. Древние называли их Печенежскими, Девьими, Бурлацкими. Как называются эти горы сейчас? (Жигули)
  9. Назовите реки Правобережья? (Уса и Сызранка)
  10. Какое животное обитает в озерах-старицах, является «старожилом» области, занесено в «Красную книгу»? (выхухоль)
  11. Кого относят к «новожилам» Самарской области?
  12. Какое питание имеют реки нашего края? (преимущественно снеговое).

Рекламная пауза. Сергиевские минеральные воды.

II гейм «Заморочки из горшочка»

Вопросы командам (правильный ответ оценивается в 1 бал) (2 мин)

Используется керамический горшочек, а вопросы – бочонки из игры «Лото». На вопросы 6,7 и 8 выпадает «Счастливый случай» (3 очка).

  1. Врач, основатель первой в России кумысолечебницы? (Постников Нестор Васильевич)
  2. Его называли Новым Орлеаном, Русским Чикаго, Волжской Одессой...О каком городе идет речь? (О Самаре)
  3. К названию животных приставь одну из мер – Получишь полноводную реку в РСФСР. (Вол-га)
  4. Рыба, которая водилась в большом количестве в реке Волге, подавалась к царскому столу? (осетр)
  5. В 1717 г. Петр I направил сюда штаб-лекаря Готлиба Шобера, который провел анализ воды и сделал вывод: «Сероводород может проходить в потовые скважины кожи и к здоровью человеческого тела пригоден». Ныне это всероссийская здравница. О каком курорте здесь идет речь? (Сергиевские минеральные воды)
  6. Один из крупных мастеров русской реалистической живописи второй половины XIX в., в 1870 и 1872 гг. дважды посещал Самару и ее окрестности, черпая здесь вдохновение и находя новые сюжеты для своих картин. Картина «Бурлаки на Волге», эскизы которой были написаны в с. Ширяево летом 1870г. – одна из вершин творчества этого художника. (Илья Репин)
  7. Этот фестиваль проводится ежегодно с середины 1960-х годов в окрестностях Жигулевских гор. Начинается в первую субботу июля, и длится два дня. Во время главного концерта, идущего всю ночь, зрители располагаются прямо на склоне крутой горы, а сценической площадкой служит плот в форме гитары. Поддерживая исполнителей, зрители не только аплодируют, но и зажигают фонарики – вся гора в один миг зажигается тысячами огней. (Грушинский)
  8. Это один из самых популярных в стране байдарочных маршрутов. Его можно совершить за 5-6 дней. В ходе этого путешествия можно посетить наиболее интересные места Жигулей: г. Лепешка, Молодецкий курган и Девью гору, Каменную чашу и Верблюд-гору, пещеры Степана Разина и братьев Греве. Как называется этот маршрут? (Жигулевская кругосветка)
  9. Высока, стройна, душиста,
    В небо тянется она.
    Вся одежда золотиста,
    Только шапка зелена. (полотна Шишкина: «Зима», «Дорога в сосновом бору», «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору» запечатлели необыкновенную красоту такого леса)
  10. Что Вы можете рассказать о гербе Самарской области?(голубой фон, коза и т.д.)

Рекламная пауза. Библиотека приглашает…

Демонстрируется снятый ребятами фильм, где библиотекарь дает обзор изданий о Самарской области.

III гейм «Ты – мне, я – тебе».

В этом гейме учащиеся рассказывают о легендах, связанных с некоторыми уникальными местами родного края (домашнее задание).

IV гейм «Темная лошадка».

В качестве темной лошадки приглашен очень светлый и просвещенный человек нашей школы – Татьяна Ивановна, библиотекарь.

Рекламная пауза. Уникальные ландшафты родного края.

Фильм «Уникальные ландшафты родного края»

V гейм «Гонка за лидером».

Команды работают с кроссвордами.

Составить кроссворд, используя названия природных объектов, расположенных на территории родного края 

                                                                                                 
                                                 
                        С                        
                        А                        
                        М                        
                        А                        
                        Р                        
                        С                        
                        К                        
                        А                        
                        Я                        
                                                 
                        О                        
                        Б                        
                        Л                        
                        А                        
                        С                        
                        Т                        
                        Ь                        
                                                 

Подведение итогов.

Возвращение к цели урока

Оценить работу команд.

Дать домашнее задание: подготовиться к тестовой работе по данной теме.

Люблю мой край…
Как странно это слышать
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше
И в цвет сирени здесь окрашен май
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою Волга – река
А осень золотом одета,
Плывут по небу облака…
Люблю мой край!
Я много мест видала
И можно хоть полмира обойти
Но ближе и родней моей Самары
Я, думаю, мне больше не найти
/А. Коблова/

Обязательная литература:

  1. Воронин В.В. География Самарской области. Самара: СИПКРО,2004.
  2. Учайкина И.Р, Лопухов Н.П., Учайкин А.В. Самарская область. Хрестоматия по географии. Самара: 2000.
  3. Учайкина И.Р., Савкин И.М. Дидактические материалы по географии самарской области. Самара: 2000.

Дополнительная литература:

  1. Жуков Б.Н., Яковлев В.Г., Шебуев М.Г., Коршикова Т.В. Курорт Сергиевские минеральные воды и его лечебные факторы. Изд-во Саратовского университета, 1990.
  2. Скобелев П.О. Самара Культура провинции. Самара: 1995.
  3. Грызлова Л.П. Ах, Самарушка, любушка моя. История Самары в песнях, фактах, преданиях, хрониках.