Урок технологии в 4-м классе. Система развивающего обучения Л.В. Занкова "Тайна красоты. Работа с пластилином. Пластилиновая живопись "Ветка вишни"

Разделы: Начальная школа


Работа с пластилином. Пластилиновая живопись "Ветка вишни"

Цель: Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами художественного труда.

Задачи.

  • Показать способы получения различных живописных эффектов из цветного пластилина.
  • Создание пластилиновой аппликации "Цветы вишни".
  • Совершенствование ручной умелости, развитие мелкой моторики рук в процессе работы с пластилином, развитие воображения, фантазии, художественного вкуса.
  • Расширение познания окружающей действительности, формирование культуры личности ребенка, воспитание трудолюбия и аккуратности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

Быть может, вся природа -
мозаика цветов?
Быть может, вся природа -
различность голосов?
Быть может, вся природа -
лишь числа и черты?
Быть может, вся природа -
желанье красоты?
К. Бальмонт.

Красота - это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом... Остановись и ты в изумлении перед красотой. (Слайды 2,3,4)

Особую красоту дарят нам цветы.

Представьте, если бы на Земле не было цветов. Сколь мрачным и строгим было бы тогда все живое на Земле.

На Земле огромное количество цветов. Они имеют свою особую форму, цвет, аромат. (Слайды 5,6,7)

Цветы - сама жизнь. Родился человек - его встречают с цветами. Первоклассники и выпускники первого сентября идут в школу с букетами цветов. Дни рождения, юбилеи, свадьбы, праздники так же не обходятся без цветов.

Неповторимы и мимолетны картины окружающего нас мира. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все, что удивляло и радовало его, останавливало взгляд.

Знаменитые художники на своих полотнах изображали цветы: Тропинин "Девочка в маковом венке" (Слайд 8 ), Арсенюк "Розы" (Слайд 9) Меньшиков "Цветы" (Слайд 10), Шишкин "Цветы у опушки леса" (Слайд 11).

Мастера из Жостово расписывают подносы великолепными букетами. (Слайд12)

Художники рисуют красками, мастерицы - нитками, ленточками, бисером. (Слайды 13,14)

Мастера оригами создают цветы из бумаги. (Слайд15)

Лепить из пластилина одно удовольствие, он мягкий и податливый.

Главный инструмент для лепки - твои собственные пальцы. При работе можно использовать стеки. Из пластилина можно сделать любую игрушку, а пластилиновыми картинами можно украсить комнату. (Слайды 16,17)

Мы сегодня будем рисовать пластилином.

III. Работа по теме урока.

Тема нашего урока: Работа с пластилином. Пластилиновая живопись "Цветы вишни".

Одна из тайн природы - завораживающее цветение деревьев. Когда ветер срывает и кружит белые лепестки цветков, кажется, будто идет снег, только снег этот теплый и душистый.

Первыми зацветают абрикосы. Чуть позже зацветает вишня. Её белые крупные цветки плотными пучками сидят на тонких ветках, усыпая все дерево, раскрыв свои лепестки к небу.

В пору цветенья
Вишня сродни облакам -
Не потому ли
Стала просторной душа,
Словно весеннее небо...
Камо Мабути.

Когда в Японии зацветает сакура, японцы собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков.

(Слайд18)

Всюду вишня в цвету,
И куда ни бросишь взгляд,
Под весенним небом сад.
Бродит ветер по нему,
Словно в розовом дыму...
Это вишня в цвету. (Слайд 19)

Сегодня мы попытаемся при помощи пластилина нарисовать веточку вишни.

Давайте вспомним, какие приемы работы с пластилином вы знаете.

Приемы работы с пластилином

  • Отпечатки различными предметами на пластилиновой основе.
  • Выкладывание рисунка жгутиками.
  • Лепка объемных форм из отдельных частей.
  • Лепка вытягиванием.
  • Обрубовка стекой или с помощью готовых форм.
  • Барельеф.
  • Горельеф.
  • Контррельеф.
  • Сграффито.
  • Создание фактурной поверхности.
  • Налепные украшения.
  • Моделирование из пластилинового листа.
  • Рисунок из пластилиновой ленты.
  • Пластилиновая аппликация.
  • Рисунок пластилиновыми мазками.
  • Расписной пластилин.

- Давайте вспомним правила работы с пластилином

Правила работы с пластилином.

  1. Застели рабочее место клеенкой.
  2. Во время работы пользуйся влажной салфеткой для вытирания.
  3. Следи, чтобы пластилин не падал на пол и не попадал на одежду.
  4. Если пластилин упал на пол или попал на одежду, то аккуратно соскреби его. Пятно потри влажной салфеткой.
  5. После работы с пластилином вымой руки теплой водой с мылом.

Физкультминутка.

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши белые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.

- Ребята, работать будем в группах.

- Давайте посмотрим, какого цвета пластилин нам понадобиться. (Белый, желтый, зеленый, коричневый, красный)

- Какие детали мы должны будем изготовить? (Веточку, листочки, цветы)

- Как сделать веточку? (Веточку можно изготовить при помощи жгутиков)

- Как добиться нужного цвета? (Нужно смешать пластилин разных цветов)

-Какие цвета нужно взять для смешивания? (Жёлтый, коричневый и немного черного)

- Как сделать быстро большое количество листочков?

- Можно смешать пластилин зеленого и белого цвета. Скатать толстый жгут, придать ему форму ромба, проволокой нарезать тонкие кусочки. Стекой аккуратно прорисовать прожилки.

- Рассмотрите, как сделан цветок. Какие есть предложения?

- Нам понадобятся: жгутики белого цвета-5штук, (каждый жгутик необходимо завернуть в тонкую розовую пластинку), один жёлтый жгутик. Пять жгутиков прикрепить к жёлтому жгутику. Получиться модуль цветка. Затем нужно нарезать тонкие пластинки при помощи проволоки.

- Определитесь кто, какую работу будет выполнять в группе. Если кому-то, что-то не понятно, у вас на столах лежат информационные карты.

Знакомство с информационной картой.

  1. Рассмотри образец (при выполнении работы прояви фантазию). Выбери основу.
  2. Определи, какого цвета пластилин тебе нужен для разных деталей.
  3. Определи порядок сборки. (Веточка, цветки, листочки)
  4. Для изготовления ветки смешай пластилин черного, желтого и коричневого цвета. Скатай жгутики, из них выложи контур ветки.
  5. Обрати внимание, как изготовлен цветок. Сколько жгутиков и какого цвета тебе потребуется для работы? (Один жгутик - желтого цвета, пять - белого. Каждый белый жгутик заверни в тонкую розовую пластинку. Сгруппируй бело - розовые жгутики вокруг желтого.)
  6. Заготовку тонко нарежь проволокой, получатся цветы.
  7. Для изготовления листочков смешай пластилин зеленого и белого цвета. Скатай толстый жгут, придай ему форму ромба. Тонко нарежь кусочки проволокой. Стекой прорисуй прожилки.
  8. Из готовых деталей можно рисовать картины.

IV. Самостоятельная работа. (Дети работают в группах)

V. Выставка работ учащихся. (Слайды 20,21,22)

VI. Подведение итогов.

В каждой группе получились замечательные работы. Ребята, такие работы можно дарить своим друзьям, знакомым. Молодцы, хорошо потрудились.

VII. Домашнее задание.

- Подумайте, какую рамку мощно изготовить для такого изделия.