Согласные буквы в суффиксах -чик- и -щик-

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познакомить учащихся с правописанием суффиксов;
  • отработать умения и навыки правописания слов;
  • проверить навыки морфемного разбора;
  • продолжить работу над формирование навыков самостоятельной работы с текстом;
  • совершенствовать работу по развитию речи.

План урока:

1. Организационный момент 1
2. Объяснение нового материала  
2.1 Ребус 2
2.2 Определение суффикса 3
2.3 Запись темы урока 2
2.4 Лексическое значение 2
2.5 Работа с теорией 3
2.6 Переход к орфограПрезентация (Приложение1)е 5
2.7 Графическое оформление орфограПрезентация (Приложение1)ы 2
3. Тренировочные упражнения. Работа с учебником  
3.1 Словообразование 2
3.2 Упр. № 925 5
4. Комплексный анализ текста 5
5. Закрепление материала. Выборочный диктант 5
6. Подведение итогов  
6.1 Рефлексия 1
7. Самостоятельная работа 5

Оборудование:

учебный комплекс “Русский язык. Теория. 5-9 кл.” / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; “Русский язык. Практика. 5 класс” / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др., мультимедийное оборудование, презентация “Согласные буквы в суффиксах -ЧИК-, -ЩИК-”, тест

Оформление доски: запись числа и вида работы

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1)-слайд № 1 - титул

2. Объяснение нового материала

2.1. Ребус

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 2 – ребус

- Посмотрите на рисунки, изображенные на экране. Откройте тетради, запишите дату и вид работы. Запишите слова.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 3-слова

- Проверьте правильность записанных вами слов. Подчеркните первую букву.

Составьте предложение, выбрав одно слово из тех, что отмечены звездочкой.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 4-суффикс. Какое слово получилось? (Суффикс)

- Какие суффиксы вы нашли в словах иголка и слоненок? (-к-, -ёнок-). Разберите эти слова по составу в тетради и у доски (2 чел.)

2.2. Определение суффикса (Беседа по вопросам. Работа с теорией)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 5-определение суффикса

- Давайте вспомним, что такое суффикс? (Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов)

- Какой раздел науки о языке изучает суффиксы? (Морфемика – раздел науки о языке, изучающий части слова)

- Вспомните, какие суффиксы вы уже знаете? Приведите примеры.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с суффиксами -ЧИК- и -ЩИК-

2.3. Запись темы урока

- Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему сегодняшнего урока: “Согласные буквы в суффиксах -ЧИК- и –ЩИК-”. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 6-тема. Запись в тетради).

- Давайте вместе подумаем чему мы должны научиться сегодня? Что должны знать? Что уметь? (Знать лексическое значение суффиксов, узнать правило выбора согласной в суффиксе, научиться его применять)

2.4. Лексическое значение

- Давайте образуем при помощи суффиксов -ЧИК-, -ЩИК- слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске и в тетради, не забудьте выделить суффиксы.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 7-слова с выделенными суффиксами)

- Человек, который читает доклад. (Докладчик)

- Солдат с пулеметом. (Пулеметчик)

- Человек, который занимается погрузкой. (Грузчик)

- Человек, который что-то разносит. (Разносчик)

- Предатель, перебежавший на другую сторону (Перебежчик)

- Человек, работающий в шахте, забое. (Забойщик)

- Человек, который пилит. (Пильщик)

2.5. Работа с теорией

– Вот какие слова мы образовали: и с буквой Ч, и с буквой Щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?

- Откройте учебники теории на стр. 111. Прочитайте первое значение основной группы суффиксов: “суффиксы, образующие существительные со значением лица: - ист, -тель, чик, щик, ник”

2.6. Переход к орфограПрезентация (Приложение1)е

- Получается суффиксы -ЧИК-, -ЩИК- образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.

- Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -ЧИК-, -ЩИК- пишется буква Ч, когда -Щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность?

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) - слайд № 8-звездочка орфограПрезентация (Приложение1)ы)

- Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -ЧИК- (-ЩИК-) после букв Д, Т, З, С, Ж пишется буква Ч; в остальных случаях пишется буква Щ. Опознавательный признак орфограПрезентация (Приложение1)ы – согласной – стечение согласных.

2.7. Графическое оформление Презентация (Приложение1)

- Откроем учебники практики на странице 297, проверим наши догадки и посмотрим как оформляется орфограПрезентация (Приложение1)а “Согласные буквы в суффиксах -ЧИК-, -ЩИК-”

- Попробуйте проанализировать еще раз обозначение орфограПрезентация (Приложение1)ы: какие условия написания суффиксов здесь отражены?

3. Тренировочные упражнения. Работа с учебником

3.1. Словообразование

- Давайте попробуем образовать существительные с помощью суффиксов –ЧИК-, -ЩИК-. Я начинаю слово, а вы продолжаете его, сказав суффикс. Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите орфограПрезентация (Приложение1)ы.

- уголь-ЩИК;

- обман-ЩИК;

- ключ-ЧИК;

- заговор-ЩИК;

- Разберите слово заговорщик по составу. (у доски 1 чел.)

3.2. упр. № 925

- Давайте потренируемся в применении нового правила.

- Прочитаем первое предложение “Бетонщки первыми выполнили работу”. Почему в суффиксе пишется Щ? (Перед суффиксом согласная Н).

- Запишите в тетради второе и третье предложение. Выделите в словах орфограПрезентация (Приложение1)у.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 9-офрография, фонетика)

- Объясните написание удвоенной согласной в словах “рассказчик”, “бесстрашным”)

- В каком слове произношение суффикса не соответствует написанию? (рассказчик - раскащик).

4. Комплексный анализ текста

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 10 – текст

Учащийся читает текст:

Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото.

Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы. Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка.

(по К. Паустовскому)

- Определите тему текста (Источники русского языка).

- Выпишите предложение, в котором выражена основная мысль текста (первое). Найдите в нем слова с суффиксами -ЧИК- и –ЩИК- и выделите в них орфограПрезентация (Приложение1)у.

- Объясните постановку тире в этом предложении? (подлежащее и сказуемое выражены существительными в И.п.)

- Какими членами предложения являются слова крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики? (однородными)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 11 – проверка текста

5. Закрепление материала. Выборочный диктант

- А теперь давайте немного отдохнем, я прочитаю вам небольшой текст. Обратите свое пристальное внимание на слова с орфограПрезентация (Приложение1)ой “Согласные в суффиксах -ЧИК- и -ЩИК-.

В тот день на стройке произошел скандальчик. Заказчик узнал от своего любимого советчика, что известный халтурщик грузчик Кутяпкин стал зачинщиком и подговорил каменщика и сварщика выкрасть у учетчика ключик, открывающий замочек от волшебного шкафчика.

- А теперь запишите в тетрадь слова, которые вы запомнили в этом тексте.

- Кто какие слова записал? Какую согласную вы написали в суффиксе?

- Многие слова, записанные вами, обозначают профессию. А что такое профессия? Давайте обратимся к этимологическому словарю.

- Сообщение ученицы: “Профессия – заимствованно в XIX веке из французского языка. Буквально – объявление о своей специальности”.

6. Подведение итогов урока

6.1. Рефлексия

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Запомнилось?

7. Самостоятельная работа

- А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили новое правило. Выполните задания теста, вписав правильные согласные в суффиксы. Не забудьте подписать листы работ.

I вариант

1. В каком слове пишется Щ:

1) буфет...ица

2) груз...ик

3) прессов...ик

4) объезд...ик

2. В каком слове пишется Ч:

1) развед...ик

2) пиль...ик

3) камен...ик

4) спор...ик

II вариант

1. В каком слове пишется Щ:

1) перебеж...ик

2) вертолёт...ик

3) рассказ...ица

4) надсмотр...ик

2. В каком слове пишется Ч:

1) компьютер...ик

2) экскаватор...ик

3) автомат...ик

4) обман...ик

- Внимательно проверьте свои работы и сдайте тетради с вложенными листами теста. Спасибо за урок.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 14. Спасибо за работу!)