Обобщающий урок-игра "Путешествие по природным зонам России" по предмету "Окружающий мир" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по разделу «Природа России».
  2. Развивать умение учащихся обобщать, делать выводы.
  3. Развивать познавательный интерес и творческую активность.
  4. Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: карта «Природные зоны России», индивидуальные карточки с заданиями, гербарий, учебные картины: «В Арктике», «В тундре», «В лесной зоне», «В степи», «В пустыне», карточки с напечатанными словами.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Как называется раздел программы, который мы изучаем?

(«Природа России»)

Что можно сказать о территории нашей стране?

(Она имеет большую площадь.)

Обоснуйте свой ответ.

(Территория России расположена в нескольких природных зонах ,в разных часовых поясах )

Сегодня на уроке мы еще раз сможем в этом убедиться, совершив заочную научную экспедицию по России. Основная цель нашего путешествия – закрепление, проверка и обобщение полученных на уроках знаний о местоположении, климатических условиях, растительном и животном мире, занятиях населения каждой природной зоны.

Чтобы успеть за урок везде побывать, мы отправляемся путешествовать на самолете. Членами нашей экспедиции будут метеорологи, ботаники, зоологи, экологи. Самолетом будет управлять пилот-географ.

(Обязанности распределяются среди учащихся. Учитель- руководитель научной экспедиции)

II. Работа по теме урока.

Пилот-географ. Экипажу и пассажирам занять свои места! Пристегнуть ремни! Летим на Крайний Север. Арктикой считается пространство Северного Ледовитого океана с северным полюсом и островами: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля.

(Показывает по карте.)

Метеоролог 1. Зима здесь очень холодная, длится 10 месяцев. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров. Зимой здесь свирепствует пурга. Морозы достигают 50-60 градусов. Солнце в течение нескольких месяцев совсем не показывается на горизонте. Стоит длинная полярная ночь.

Метеоролог 2. Лето длится 2 месяца. Наступает полярный день. Солнце совсем не заходит за горизонт, но не поднимается высоко. Его лучи скользят по поверхности и отражаются от нее, температура лишь на несколько градусов выше нуля. Вдоль берегов океан освобождается ото льда на короткое время.

Пилот. Идем на посадку. Вот мы и в Арктике. (Обращает внимание всех на картину «В Арктике»).

Ботаник 1. Задание по карточке.

Используя гербарий, назвать растения Арктики. (Мхи, полярный мак, лишайники, камнеломка, ветреница).

Объяснить причину скудности растительного мира, назвать особенности жизни растений в суровых климатических условиях.

Зоолог 1. Задание по карточке

Назвать по картине птиц Арктики. (Чистики, тупики, гагары, кайры, чайки, маленькие пуночки).

Рассказать о приспособленности птиц к трудным условиям жизни, добавляя слова в текст.

Все они питаются в основном ……(рыбой), которую ……(ловят) в океане. Поэтому эти птицы хорошо…. (плавают) и … (ныряют). Гнезда делают … (в расщелинах скал и на камнях). При наступлении зимы ……(улетают на юг).

Зоолог 2. Задание по карточке.

Узнать по описанию некоторых животных Арктики.

Крупное морское животное длиной тела до 3-4метров и весом до 800-1000кг. Имеет клыки длиной 40-50см из очень прочной кости. Ими оно выкапывает со дна раковины и моллюсков. Кожа достигает 3-4см толщины. Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше. (Морж).

Крупное красивое животное весом до 800кг, очень хорошо плавает. Тело покрыто длинной теплой шерстью. (Белый медведь).

Добавить недостающие звенья в цепи питания:

Водоросли - …… (рачки) – рыба - … (тюлени) – белые медведи.

Эколог 1. Задание по карточке.

Дать советы людям, которые помогут сберечь природу Крайнего Севера. Вставить нужные слова в текст.

Люди не должны … (загрязнять моря Северного Ледовитого океана)
Люди должны ограничивать …(охоту на животных), ограничить … (вылов рыбы),
создавать … (заповедники для редких животных).

Пилот- географ. Мы отправляемся в путь. Всем занять свои места. Летим в тундру. Она находится южнее ледяной зоны и расположена вдоль берегов северных морей. (Показ по карте).

Метеоролог 3. Зима в тундре долгая и очень суровая (мороз до 50 градусов). В середине зимы примерно 2 месяца длится полярная ночь. Лето короткое, прохладное. Часто бывают заморозки, а иногда даже выпадает снег. Поэтому почва оттаивает только примерно на полметра, а ниже лежит слой вечной мерзлоты. Летом в тундре царствует полярный день с незаходящим, невысоко стоящим солнцем.

Ботаник 2. Задание по карточке.

Назвать по гербарию растения тундры. (Береза карликовая, ива полярная, голубика, брусника, морошка, клюква).

Назвать особенности растений тундры, вставляя нужные слова в текст.

У деревьев и кустарников …(небольшой) рост, ……(неглубокие, стелющиеся) корни, …(искривленные, прижатые к земле) стволы, …(маленькие блестящие) листочки.

Зоолог 3. Работа по карточке.

Почему в тундре много птиц?

Кулик, белая куропатка, гусь, утка, белая сова.

Верно ли утверждение, что все эти птицы являются растительноядными?

Почему с наступлением зимы животные откочевывают поближе к лесам?

Почему с приходом лета многие животные откочевывают на север, на ветер открытых просторов?

Эколог 2. Задание по карточке.

Дать советы населению тундры, которые помогут не нарушать экологическое равновесие в природе. (В своем ответе использовать слова и выражения: браконьерство, тяжелая техника, оленьи пастбища, природные богатства).

Пилот-географ. Наш путь лежит в зону лесов. Она находится южнее зоны тундры и тянется широкой полосой от Балтийского моря до берегов Тихого океана. Она занимает больше половины территории России. (Показ по карте).

Метеоролог 3. В северной части лесной зоны зима холодная, поэтому здесь тоже есть вечная мерзлота. Но земля оттаивает на большую глубину, т. к. лето здесь теплее, чем в тундре. Чем южнее, тем теплее лето и мягче зима. Вечной мерзлоты нет.

Ботаник 3. Задание по карточке.

Расположить названия лесов в порядке их произрастания: смешанный лес, широколиственный лес, тайга.

Соотнести деревья с названием леса в котором они растут.

Ель береза дуб
Сосна ольха клен
Лиственница        ель липа
Пихта сосна черемуха
Кедр рябина          

Зоолог 4. Работа по карточке.

Какой птице кедр говорит «спасибо»? (кедровке)

Какой птице дуб говорит «спасибо»? (сойке)

(Поясните свой ответ).

Угадай, о каком звере идет речь:

Он самый чистоплотный. (Барсук)
Его называют грозой белок. (Куница)
Он санитар леса. (Волк)
Это бесшумный охотник. (Рысь)

Назвать причины разнообразия и богатства животного мира лесной полосы.

Эколог 3. Задание по карточке.

Про что так говорят: он кормит, поит, одевает, обувает, защищает, согревает, лечит? (Лес).

(Объяснить свой ответ).

Назвать две основные причины, которые ведут к экологическим проблемам лесной полосы.

(Вырубка лесов и браконьерство).

Дать советы жителям лесной полосы, закончив предложения:

По-хозяйски использовать ……… (древесину).
На месте вырубок ……… (сажать молодые деревца)
Охранять … (редких животных и растения)

Пилот-географ. Южнее зоны лесов находится зона степей. Летим в степь. (Показ по карте).

Метеоролог 4. Зима здесь короткая, но достаточно холодная. Снеговой покров очень маленький. Лето продолжительное. Погода стоит сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. Поэтому потоки воды не успевают просочиться в почву и быстро испаряются. В степи дуют суховеи, переходящие в пыльные бури. Осенью и весной в степи красиво. Все зеленеет, т.к. не очень жарко и часто идут дожди.

Ботаник 4. Работа по карточке.

Назвать особенности растений степной зоны.

Корни …… (длинные, мощные)
Корни-…… (пучки)
Корни-…… (луковицы)
Листья…… (узкие или мясистые седоватые с покрытием из маленьких светлых волосков)

Распределить растения по получившимся группам: ковыль, полынь, тюльпан, шалфей, донник, бессмертник, ирисы.

Зоолог 5. Задание по карточке.

Назвать особенности животных, которые помогают им выжить в степи.

………… (подземный) образ жизни,
…………(защитная) окраска,
жизнь в …… (расщелинах и пустотах).
способность быть …… (всеядным) в питании.

Распределить животных по получившимся группам: муравьи, шмели, пчелы, бабочки, жаворонки, скворцы, суслики, хомяки.

Эколог 4. Работа по карточке.

Объяснить два понятия:

Заказник – это территория, где ……… (ограничена охота, но разрешены некоторые виды деятельности человека).
Заповедник-это территория, где ……… (запрещена всякая деятельность человека, а растения и животные находятся под охраной закона)

Почему появилась особая необходимость в их создании? Назвать две основные причины. (Распахивание земель, браконьерство).

Дать советы жителям степей, которые помогут предотвратить более тяжелые последствия нарушения экологических связей в природе.

Пилот-географ. Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее на юго-западе. Мы в пустыне. В России пустыни занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря и к западу и востоку от низовьев Волги. (Показ по карте)

Метеоролог 5. Это большие открытые пространства к югу от степей с холмистой поверхностью. Пустыни бывают каменистые, глинистые, песчаные, смешанные.

В пустынях жаркое, засушливое лето. Зима короткая, но холодная. Реки начинаются в горах и питаются талыми водами снегов ледников. Многие из них не имеют притоков.

Ботаник 5. Задание по карточке.

Назвать растения по гербарию. (Песчаная осока, селин, полынь, верблюжья колючка, саксаул, кандым, колосняк, джузгун).

Какие из ниже перечисленных особенностей характерны для каждого из этих растений?

Глубокие корни,
крохотные листочки,
листья-колючки,
далекое произрастание друг от друга,
большое количество летучих семян,
рост и созревание за весну.

Зоолог 6. Задание по карточке.

Узнать животное по его приспособленности к жизни в пустыне.

Это крупное животное. Чтобы прокормиться, ест все растения, даже несъедобные на вид.
Шерсть защищает от холодов и от испарения влаги с поверхности тела. В теле есть запас жира и воды. Вместо копыт – мозоли. (Верблюд)
Мал по размерам, быстр и стремителен. Имеет защитную окраску шерсти. Издали чувствует запах воды, травы, хищников. (Джейран)
Маленькое животное. Кожа жесткая, сухая, плотная, т.е. малоиспаряющая влагу. Днем прячется в норах и зарослях. Имеет панцирь. (Черепаха)
Бесшумно передвигается по песку, охотится на мелких животных в сумерки. Имеет особое зрение и ямки за глазами, помогающие видеть в темноте и улавливающие тепло потенциальной добычи. (Змея)

Назвать способы выживаемости в пустыне:

Окраска …(защитная, покровительствующая),
слух …… (острый),
зрение …(отличное),
могут долго обходиться без … (воды и пищи),
образ жизни … (ночной), (стадами)

Эколог 5. Задание по карточке.

Исходя из экологической проблемы, назвать причину ее возникновения.

В почвах накапливается много солей –…… (неумеренное орошение полей).
Полностью уничтожается травянистый покров пастбищ - … (долгий выпас скота на одном месте).
Становятся редкими и исчезают некоторые виды животных - …… (браконьерство, орошение полей).

Дает советы жителям пустыни, которые помогут избежать экологической катастрофы в природе.

Пилот. Мы возвращаемся домой.

III. Подведение итогов.

Руководитель экспедиции. Вспомните все наше путешествие, послушав стихи.

(Читает заранее подготовленный учащийся).

Мы из Арктики выходим,
В тундру попадем.
А над нами красочно
Сиянье полыхает.
После тундры лес, тайга
Встрече с нами радуются.
Тут вот кедр, а там сосна,
Елочка-красавица.
Под кусточком зайчик
Прыгает и скачет.
Ну а с ветки белочка
Хвостиком нам машет.
Под деревьями грибов
Видимо-невидимо.
На полянке солнечной
Ягоды сбираем мы.
Только лес кончается.
Степи простираются.
Всюду яркие цветы,
Рады им и я, и ты
В любое время года.

К какому выводу мы пришли, совершив путешествие по природным зонам России?

Какая наша Родина?

(Огромная, разнообразная по природе, богатая, красивая)

Как мы должны относиться к ее природе? (Беречь, охранять).

К чему в конечном счете приведет нарушение экологических связей в природе? (Пострадают сами же люди).

Я благодарю всех участников экспедиции за работу. Достойная награда за нее – отличные и хорошие оценки.