Интегрированный урок алгебры и русского языка в 7-м классе "Решение задач с помощью уравнений"

Разделы: Математика, Русский язык


Цели:

  • способствовать формированию у учащихся умения решать задачи с помощью уравнений, то есть умения выбирать величину, которую будем считать неизвестной, умения выражать величины через переменные;
  • повторить правописание корня -равн- -ровн-;
  • способствовать развитию речи учащихся, умению выражать свои мысли ясно, лаконично;
  • совершенствовать умения анализировать, сравнивать, доказывать, опровергать;
  • формировать у учащихся гуманное отношение друг к другу.

Оборудование:

  1. цитата на доске: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе». (С.В. Ковалевская);
  2. плакат с высказываниями о математике (Приложение 4);
  3. раздаточный материал на цветной бумаге:
    Приложение 1 (розовая),
    Приложение 2 (желтая),
    Приложение 3 (белый лист),
    Приложение 5 (тест, задачи из журналов «Математика в школе»),
    Приложение 6 (задача №2 на голубой бумаге);
  4. магнитофон, диск с записью песни «Чему учат в школе».

Приложения 1-6.

Ход урока

Звучит музыка.

Учитель русского языка.

В школе учат всему:
И математике
И русскому языку.

Учитель математики. Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок - урок алгебры и русского языка. На уроке вы будете не только решать задачи с помощью уравнений, но и применять правила русского языка, для того чтобы грамотно вести записи при решении задач.

Учитель русского языка. Запишите тему урока, вставив пропущенные буквы.

Р..шение задач(?) с помощью ур..внений.

Задание. Объясните орфограммы: решение, задач , уравнение.

Почему в слове уравнение пишется – а? (Ответ: равный)

Подберите синонимы к слову равный (одинаковый).

Этот корень с чередованием – -равн-/-ровн-. Подберите синоним к слову ровный (прямой).

Подберите и запишите по 2 слова с корнем -равн-/-ровн-.

Учитель математики. На доске записаны уравнения:

  1. х+3х=44;
  2. х+(х+20)+(х+30)=200.

По данным уравнениям составьте устно задачи.

Молодцы…

А сейчас мы решим задачу, которую составил ваш одноклассник Ховрах В. Приложение 1

Но прежде чем приступить к решению, прочитайте памятку решающему задачу. Приложение 2

Беседа.

  1. О каких объектах идет речь в задаче?
  2. Условие и вопрос задачи.
  3. Каковы известные и неизвестные величины?
  4. Какую величину удобно выбрать за Х?

Ученики составляют уравнение и решают задачу. Задача проверена. На доске записано все решение и учитель обращает внимание на последние строки х=9.

Ответ: 9 машин было на первом этаже, 27 машин было на втором этаже.

Учитель русского языка. Задание. Запишите словами: х=9. (Икс равен девяти).

Найдите сказуемое, выделите окончание. Почему окончание нулевое?

Задание. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения в ответе задачи.

Физкультминутка. Вспомним и повторим корни с чередованием. Я называю слово, а вы показывайте: "о" – руки вверх, "а" – в сторону.

Кто неправильно покажет,
Тот нам правило расскажет.

Касательная, пригореть, расположиться, равновеликий, выращенный, равны, подровнять, слагаемые, загар, уровень, росток, коснуться, приравнять, излагать, равнобедренный.

Молодцы!

Учитель математики. Возьмите белый лист с задачей (Приложение 3, задача записана крупными буквами на листе формата А4).

Прочитайте задачу. Что необычного в этой задаче? ( Слова в ней с орфографическими ошибками).

Учитель русского языка. (Работа в парах). Отредактируйте текст задачи и объясните орфограммы.

Учитель математики. Давайте решим задачу. Самостоятельно запишите условие задачи, составьте уравнение и решите его (один из учеников представляет свое решение у доски).

Учитель русского языка. На доске висит плакат с высказываниями о математике известных людей. (Приложение 4). (Они зачитываются).

Дома у вас было задание написать сочинение-миниатюру на одно из высказываний. (Зачитывается несколько сочинений).

Учитель математики: Сегодня на уроке вы успешно справились с заданиями. Что полезного, важного, нового вы узнали на уроке?

(Один из ответов ученика: «Я понял, что предметы алгебра и русский язык связаны между собой. На уроках алгебры я учусь логически мыслить, а это пригодится мне также на уроках русского языка при разборе предложения, при изучении орфограмм, при составлении текстов).

Дополнительные задания. Приложение 5, Приложение 6.