История одной вещицы

Разделы: История и обществознание


Позвольте вам задать один вопрос: без какой  вещи  не может обойтись человек? Эта вещь всегда лежит в дамской сумочке или в кармане! Если вы не догадались, я дам вам три подсказки.
Без  этого не может обойтись  ни один мужчина и ни одна женщина!
Когда ребенок уходит в школу, он  обязательно положит  эту вещь в карман!
А если вы  чувствуете недомогание, вам без него просто не обойтись!
Догадались? Ну, конечно же, это носовой платок!
А вы знаете, что в этой небольшой тряпице переплелась почти вся всемирная история. Не верите?

Многие тысячи лет человечество обходилось без носового платка. Но уже в Древнем Риме в моде были платки, только  применение  их было несколько другое: для отирания лица (сударии) – их носили, как теперь  полотенца, вокруг шеи;  для прикрывания рта (орарии); ритуальные, которые служили  символом высокой должности (маппы – ими давали отмашку во время состязаний и казней). Но ни те, ни другие, ни третьи, но прямому назначению не использовались. Слово «мукциниум», которое судя по всему, как раз и означало тряпицу для носа, впервые встречается в 3 веке у христианского писателя Арнобия в перечислении предметов обихода. Однако последующее исчезновения термина на целых тысячу лет показывает, что в средние века эта реалия не прижилась.

Разного рода вышитые или снабженные бахромой батистовые   и шелковые  платки  продолжали играть важную социальную функцию. Их спрыскивали духами и нарочно роняли, чтобы кавалер мог поднять, ими махали вослед и вытирали слезы, платок дамы сердца развевался на доспехах рыцаря, а платок как рукоположения красовался на рукаве католического иерарха. Из-за платка Отелло задушил Дездемону, и платком, по легенде, Людовик 16 разрешил связать себе руки перед казнью. В сущности, потомком того ритуального платка является тот шелковый треугольничек, который и сегодня по правилам этикета должен торчать из нагрудного  кармана пиджака.

Точный момент появления платка как сугубо гигиенической принадлежности проследить трудно, именно потому,  что использовавшиеся слова не обладали необходимой конкретностью. Пожалуй, первое место, где интересующая нас тряпица названа без обиняков, это Византия. Примерно в 13 веке.
В Западной Европе  носовой платок впервые упомянут (между 1384-м и 1386-м годами) в инвентарном перечне королевского гардероба Ричарда Второго: «Льняные лоскутки, изготовленные, чтобы подавать их Его Величеству для продувания и покрытия носа».  Сама корявость выражения свидетельствует о том, что предмет кажется автору записи диковинкой. Чуть позже носовой платок появляется в Италии (скорее всего, в Венеции) и оттуда распространяется во Францию и Испанию.
В целом динамика этикета выглядит следующим образом: в XV веке приличным считалось, что есть ты будешь другой рукой; в XVI веке платок превратился в общепризнанный предмет. Нидерландский философ Эразм Роттердамский писал в 1530 году: «В шапку или предплечье сморкается деревенщина; о предплечье или изгиб локтя вытирают нос торговцы солониной. И высморкаться в ладонь, даже если ты в тот же миг оботрешь ее об одежду, немногим более благопристойно. Но добропорядочное поведение – обойтись платком, слегка отвернувшись от почтенных людей». А итальянский писатель Джованни дела Каза в 1560 году добавлял: «Высморкавшись, не обязательно изучать содержимое платка, будто там рубины и жемчуга». В XVII веке последовало некоторое послабление: по Европе пошла мода нюхать табак, это привело к легализации чихания. Кроме того, тряпицы стали делать цветными, дабы не были видны потеки табака.

Не миновал носовой платок и Россию. Следуя за европейским этикетом, Петр Великий ввел носовые платки. В руководстве «Юности честное зерцало» он писал: «И сия есть не малая гнусность, когда кто часто сморкается, яко бы в трубу трубит». Кстати говоря, древнерусская «ширинка» (а этим  словом обозначали платок), образцы которой известны с 16 столетия, выполняла не гигиеническую, а ритуальную функцию – недаром впоследствии пришлось вводить специальный термин «короткий утирник».

Квадратную форму носовой платок приобрел еще во Франции в 1784 году по прихоти Марии-Антуанетты, супруги Людовика 16.  Расцветки    и материя оставались крайне разнообразными. Так в гардеробе графа Николая Шереметева числился 381 носовой платок. Разумеется, еще много десятилетий спустя этого предмета не знали в низших слоях общества.

Куда демократичнее появившийся в 1924 году бумажный платок. Первоначально его разработали для гримерных Голливуда в качестве специального средства для снятия грима, но бешенный и повсеместный спрос превзошел все ожидания. Однако здесь, в отличие от многих других сфер, не произошло полного вытеснения старой формы новой. Все-таки некоторые функции больше пристали матерчатому платку, который плотно вошел в нашу жизнь!

Может быть, и в вашей жизни эта маленькая вещица сыграет немаловажную роль!

Приложение