Урок литературного чтения в 4-м классе. И.Бунин. "Листопад"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Совершенствование осознанного выразительного чтения;
  • Знакомство с новыми словами;
  • Развивать наблюдательность, внимание, воображение, творческие способности;
  • Воспитывать чувство прекрасного, любви к родной природе, к родному краю.

Оборудование: учебник «Родная речь», (4 класс) (авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова); иллюстрации осенних пейзажей; портрет И.А.Бунина;  картина И.И.Левитана «Золотая осень»; карточки с заданиями; названия страниц; презентация, выполненная в PowerPoint <Приложение 1>.

Тип урока: урок-путешествие; изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Сегодня у нас необычный урок. Вы будете не просто мальчиками и девочками, и великими путешественниками. Чтобы в пути нас не встретили трудности, проверим, все ли мы взяли с собой в дорогу. Нам понадобятся учебники, ваша смекалка и внимание, верные друзья и хорошее настроение.
Как вы считаете, мы можем отправиться в путешествие по страницам поэзии? Тогда вперед!

II. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

– Впереди первая страница «Раздумий». Прослушав загадку, вы скажите, о каком времени года сегодня будет идти речь.

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)

(На доску повесить картину осенней природы)

– Итак, о картинах осенней природы мы будем говорить сегодня на уроке. Это время года волновало и волнует до сих пор души всех людей. О красоте этого времени года послушайте отрывок из стихотворения нашего Югорского поэта Микуля Шульгина:

Здравствуй, щедрая осень,
В рыжей шубке лисьей!
Стали студеными росы,
Стали багряными листья.

Об этом времени года хочется стихи писать, песни петь, сочинять прозу. Дома вы попробовали стать прозаиками и написали небольшие сочинения про это замечательное время года.

(Зачитываются отрывки 2-3 сочинений)

Обобщение учителя. Вы очень умело заметили всю красоту, всю сказочность осени и очень удачно смогли описать ее в своих работах. И, конечно, не обошлось без самого прекрасного осеннего явления.

Разгадав ребус, назовите это явление. (листопад)

– О каком явлении мы будем говорить на уроке?

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

– Следующая станция «Открытий»
– Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня мы на уроке познакомимся с поэтом и писателем, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение.
Из данной записи выберите буквы русского алфавита и прочитайте фамилию автора.
69Б324У17Н765И187Н (Бунин)
Вспомните имя и отчество поэта. (Иван Алексеевич) (Вывешивается портрет)
– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
– Какое же открытие вы сделали?

– Следующая станция «Литературная»

Рассказ ученика. Иван Алексеевич Бунин – замечательный человек, поэт, писатель. Он говорил: «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа…». Таким человеком и был сам Иван Алексеевич. Вот почему он дорог и близок нам, читателям.
Поэзия рано пробудилась в душе поэта. Первое свое стихотворение, он написал в 8 лет. За свою долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а также прозаических произведений. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них он сам,  его переживания, его мысли, его душа.

– Какие из его стихотворений вам известны?  («Полевые цветы», «Мороз», «На проселке», «Детство», «Вечер», «Пустой зеленый ельник у дороги», «Первый снег» и др.)

IV. Изучение нового материала

– Откройте учебник на станице 152. Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся. Итак, тема урока: «Листопад» И.А.Бунина.
– Что означает слово листопад?
Листопад – опадение листьев осенью. (С.И.Ожегов).
– Чему мы будем учиться на этом уроке?
– Для чего нам это нужно?
– Но прежде чем мы познакомимся со стихотворением, выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении.

Откроем страницу «Словарная»

Терем – высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей.
Вдова – женщина, муж которой умер.
Лазурь – яркий светло-синий цвет (демонстрация цвета).
Лиловый – фиолетовы цвет (демонстрация цвета).
Багряный – темно-красный цвет (демонстрация цвета).
Завороженный – синонимы: околдованный или очарованный .
Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости.

– Если при чтении стихотворения у вас возникнут непонятные слова, мы вернемся на эту страницу.
– Прослушайте внимательно стихотворение и попытайтесь ответить на вопрос! Какую осень вы увидели? (Чтение стихотворения учителем)
– Что вы увидели?
– Неторопливо прочитайте стихотворение про себя и проследите, какие картины изобразил Бунин в стихотворении?
– Чтение стихотворение вслух по цепочке.
– Как вы думаете, для чего Бунин написал его? (Чтобы обратить внимание на красоту природы; выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние и всю любовь к природе)

V. Беседа по содержанию

– С чем автор сравнил лес?
– Что общего между теремом и лесом? (Как стена, оконца, резьба, вышки, лес похож на деревянный терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу пахнет дубом и сосной)
Терема строили в Древней Руси. В них жили князья, бояре, цари. Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные и украшали их резьбой.
– Стихотворение начинается и заканчивается сравнением: «Лес, точно терем расписной…»
Найдите другие сравнения.
Эти сравнения помогают лучше представить тесное многоцветье, яркий праздник природы.
– Почему слово осень поэт пишет с заглавной буквы? (Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема)
– Как поэт называет осень? (Тихой вдовой)
– Кого называют вдовой? (Женщину, муж которой умер)
– Грустят вдовы, грустит осень. Как вам кажется, о чем она грустит? (О том, что скоро исчезнет красота)
Здесь Бунин использует поэтический прием – олицетворение.
Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.
– Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная? (Играет последний мотылек, молчание леса – мертвое)
– Почему стало так тихо в лесу осенью? (Птицы улетели)
– Какие слова помогают представить лесную тишину? (Вступает тихою вдовой, мотылек замирает, мертвое молчание)
– Что нарушает тишину? (Листика шуршанье)
– Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листья. А читать  как будем – громко или тихо?

Какие звуки будем выделять?

«молчание» – [ч]
«вышина» – [ш]
«можно» – [ж]
«тишина» – [ш]
«расслышать» – [ш]
«шуршанье» – [ш]

– Обратите внимание на то, что поэт трижды употребляет слово сегодня. Прочитайте все предложения, в которых есть это слово.
– Почему поэт несколько раз повторил это слово?
(потому что осень непредсказуема, завтра может все измениться, этот солнечный денек может быть последним. Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса).
– Как мы будем читать это стихотворение – быстро или медленно? (Не торопясь)
– Почему не следует торопливо читать это  стихотворение? (Чтобы передать любование неподвижным лесом).
– Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую – тише?
– Почему вторую половину следует читать тише? (Потому что именно там поэт говорит о мертвом молчании).
– Будем читать вторую половину стихотворения так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто и нас заворожила тишина осеннего леса.

VI. Физкультминутка

Был нелегким этот путь,
Предлагаю отдохнуть.

Хлопаете – если это относится к осени, топаете – если нет.
Улетают птицы, расцвели подснежники, созрели кедровые орешки, покраснела клюква, появились сморчки, листопад, золотая осень, побежали ручьи, снегопад, уборка урожая.

VII. Закрепление материала

Следующая страница «Творческая».

1. Игра «Найди пару» (карточки)

– Рассыпались сравнения, подберите для них пару из стихотворения Бунина.

Просветы
Елочки
Осень
Лес
Паутина
Мотылек
Терем
Сеть из серебра
Оконца
Тихая вдова
Белый лепесток
Вышки

2. Работа в парах (карточки)

– Какая цветовая гамма используется в стихотворении для изображения осенних картин.

Лиловый;
золотой;
багряный;
желтый – «желтою резьбой»;
голубой – «в лазури голубой»;
синий – «в синей вышине»;
белый – «белый лепесток»;
серебряный – «как сеть из серебра».

3. Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только поэты и писатели, но и мастера пейзажной живописи. Посмотрите на картину знаменитого  художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» и подберите к ней строчки из стихотворения.

VIII. Упражнения в выразительном чтении стихотворения

Следующая страница «Поэтическая»

– Сейчас вы самостоятельно прочитаете стихотворение и приготовитесь его выразительно, а следовательно, обратите внимание на паузы, на выделение сравнений более громким голосом, соблюдая знаки препинания.
– Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.
Какие строчки из изученных произведений приходят вам на память?

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лазурны вечера…

Славная осень! Здравствуй, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно, покой и простор.
Листья окрепнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер…

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная кросса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

Обобщение учителя. Так поэты восхищались чудесами осенней природы, мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно, красивое в природе привлекает любого человека.

IX. Определение главной мысли стихотворения

Следующая станция «Финишная».

  • Почему автор назвал стихотворение «Листопад»
  • Как еще можно озаглавить стихотворение?

(«Золотая осень», «Осенний лес», «Осенние картины», «Краски осени».

X. Итог урока

– Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
– Что показалось вам наиболее интересным?

XI. Рефлексия

– Ребята,  как вы думаете, вы достигли цели, которая перед вами стояла в начале урока?
– Я предлагаю прицепить осенние листочки на доску, если вам на уроке было хорошо, комфортно.

XII.Домашнее задание

  • Выразительное чтение стихотворения;
  • Изобразите бунинскую осень в рисунке и подтвердите словами из текста.

– Ребята, впереди вас ждут новые странички открытий и ваш багаж знаний будет постоянно пополняться.

– Желаю успехов. Спасибо за урок.