Некоторые формы работы с одаренными детьми

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Идеи могут быть обезврежены только идеями. (О. Бальзак)

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Цели

  • Реализация социального заказа со стороны общества на формирование ценностно-значимых ориентиров и активной жизненной позиции;
  • Поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала через организацию исследовательской деятельности.

Задачи

  • Создание образовательной среды ,обеспечивающей реализацию творческого потенциала ученика;
  • Формирование сообщества учащихся и педагогов на основе исследовательской деятельности.

Принципы педагогической деятельности:

  • разнообразия возможностей;
  • возрастание доли внеурочной деятельности;
  • индивидуализация и дифференциация;
  • свобода выбора дополнительных услуг

Методы и формы работы с одаренными учащимися ( в условиях нашей школы речь идет об академической, творческой одаренности) прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой не прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Решая вопрос об организационных формах работы с одарёнными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одарённые учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей и одновременно для выявления скрытой до определённого времени одарённости, для максимально возможного развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одарённых учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин.

В обучении одаренного учащегося может реализоваться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при изучении профильных дисциплин.

Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.

Подробнее рассмотрю эти приемы на примере истории и обществоведения.

Поисково-исследовательский метод можно использовать, начиная со среднего звена, где уровень интереса высок в связи с занимательностью истории. Например: в теме крестовые походы учащиеся на основе изучения текстов смогут провести сравнительный анализ образа жизни христиан , мусульман и прийти к разным выводам. При изучении деятельности Карла Великого школьники могут попробовать свои способности при написании учебника по принципу Алкуина. Сначала учащиеся должны понять логику учителя Карла Великого, а затем составить подобие сократического диалога.

Подражая древним скальдам, ребята могут проявить себя в сочинении саг при помощи метода ассоциаций и неологизмов.

Такая творческая деятельность ведет к созданию абсолютно нового продукта, что можно считать за проектную деятельность. Подобные задания можно практиковать и при изучения обществоведения. Например: определить в каких сказках нарушены права детей. Эта интеграция в игровой форме позволяет закрепить знания о правах и свободах ребенка.

В старших классах поле деятельности для использования поискогого метода шире.

Наиболее распространенными и эффективным являются следующие формы:

  • проблемное ведение уроков базисного компонента. Учитель знакомит учеников с различными точками зрения по изучаемому вопросу, инициирует дискуссию, в которой учащиеся анализируют их, высказывают свои мнения и делают выводы. Ученики могут подготовить дома письменные доклады проблемно-реферативного характера, в которых тоже отражаются различные точки зрения на проблему. По ним организуется дискуссия с формулировкой учащимися обоснованных выводов;
  • спецкурс в НОУ “Основы исследовательской деятельности”
  • на конкретных примерах дает методологию этой деятельности, в домашних заданиях отрабатывается постановка и выполнение исследовательских задач, а на уроках проходят презентации решений;
  • элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в рамках школьного компонента. В их основе – работа над исследовательскими проектами, вытекающими их данной образовательной программы;
  • программы дополнительного образования: могут предусматривать полный цикл реализации исследований, необходимые учебные занятия, итоговый контроль в виде защиты каждым учащимся своей исследовательской работы;
  • исследовательский подход в применении к экскурсии. Каждому ученику ставятся индивидуальные задания – что-то пронаблюдать, измерить, спросить у экскурсовода, сделать собственные выводы. Результат оформляется как творческий отчет о работе;
  • общешкольный проект: интегрирует программы общего и дополнительного образования или проекты по определенной теме либо проблеме. С помощью исследовательской деятельности на уровне школы тесно увязываются различные формы образовательной деятельности.
  • походы и экспедиции. Это самостоятельные формы организации исследовательской деятельности во время каникул. Включаются как элементы в годовой цикл учебных исследований;
  • научно-практические конференции и конкурсы – формы презентации результатов учебных исследований; выполняют образовательную и коммуникативную функции;
  • тематические клубы и молодежные объединения.

Итак, творческие работы можно классифицировать как:

  • проблемно-реферативные;
  • экспериментальные;
  • натуралистические и описательные;
  • исследовательские.

В этом смысле возможности старшей школы практически неограниченны.Наличие разнообразных доступных источников позволяет вести мини-исследование в ходе уроков. Например:

  • задание по газетам 30-х годов:
  • определить жанры заметок;
  • составить словарь терминов;
  • проанализировать передовую статью;
  • определить основной лозунг дня;
  • сопоставить исторические реалии и содержание прессы.

За один урок учащиеся воочию убеждаются в чертах тоталитарного режима, существовавшего в 30 годы. При хорошей организации и деятельности подобные задания существенно расширяют интерес к предметам. При изучении периода 40-х годов можно провести деловую игру на основе исследовательской деятельности “Заседание литературной комиссии” в связи с постановлением “ О журнале “Звезда” и “Ленинград”. Учащиеся, анализируя произведения, указанные в постановлении, пытаются идти по следу авторов постановления и пишут свой обвинительный вариант документа. Авторы произведений объясняют свои позиции и обычно оправдываются в глазах потомков. Таким образом, решаются задачи эстетического образования: анализ литературных текстов, и исторического: анализ политических документов.

Наиболее ярко исследовательская деятельность проявляется во внеурочной сфере.

Напомним, что под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях науки, техники, искусств) и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в гуманитарной области это могут быть сведения первоисточников), анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. Мы сталкиваемся с тем, что на одних и тех же источниках возможно выполнить и реферат, и исследовательскою работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производственных на его основании выводов. Суть реферативной работы – в подборе материалов из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.

Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательской компоненты у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, т.е. ученики не являются пассивными реципиентами информации. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.

Научное мировоззрение, формирующееся на основе такой деятельности, выступает как основа воспитания.

Как известно, главной целью воспитания является выработка отношений (выражение определенных связей между личностью и другими людьми, окружающим миром, которые затрагивают сферу ее потребностей, знаний, убеждений и т.д.)

В области социальных отношений это – понимание объективности действующих в обществе и в природе законов (одним из которых является закон равноправия личностей в гражданском обществе), необходимость соизмерять свои желания и поступки с этими законами, понимание объективной невозможности нарушить общие закономерности.

В области эстетических отношений – это внутреннее ощущение гармонии и красоты мира, воспринимаемого с точкой зрения исследователя. Эту красоту отмечали и воспринимали как величайшее эстетическое наслаждение, кульминацию жизни почти все крупнейшие ученые. Ощущение высшей целесообразности и взаимообусловленности всего, происходящего в природе, породило такое понятие как “научная вера”. В.И.Вернадский пишет: “…Мы на каждом шагу, в жизни почти каждого научного работника встречаемся с научной верой, которая является опорой в тяжелых условиях русской действительности, служит импульсом, направляющим вперед, среди самых невозможных внешних условий…”

В области этики исследования подводит к одной из сложнейших категорий современности- понятию интеллектуальной собственности. Исследователь на практике ежеминутно убеждается, каким огромным трудом добывается новое знание, каких ухищрений оно стоит, какой парадоксальности мышления требует.

Личностные качества, сформированные при занятиях исследовательской деятельностью, основанные на принципах объективности, честности, невозможности нарушить законы природы, научной этики, потом переносятся на все остальные сферы деятельности личности, становятся характерными атрибутами его натуры.

И, наконец, остановимся на исторических предпосылках для воспитания на основе научного мировоззрения в нашем обществе. В условиях, когда за советский период огромная часть населения получила высшее образование в научно-технической области со свойственным ему научно-материалистическим мировоззрением, огромное количество семей в своей воспитательной работе отталкиваются именно от ценностей научного мировоззрения.

Наиболее полно все этапы исследовательской деятельности проявляются в ходе работы НОУ “Улей”. Участие в конкурсе “Шаг в будущее” показывает, что работы, имеющие конкретный результат, возможны в условиях нашей школы. Результаты работ по теме:

  1. “Влияние фаз лунного календаря на успеваемость”.
  2. “Какие они разные: мальчики и девочки” имеют и практическую направленность и могут быть использованы в деятельности школы.
  3. Социологическое направление нашей деятельности позволяет проводить мини-исследования по важным вопросам образа жизни, воспитания.

Например:

  • терпимость и толерантность;
  • патриотизм и национализм;
  • уровень воспитанности;
  • удовлетворенность родителей учебой.

В результате исследовательской деятельности формируются:

  • Исследовательская компетенция.
  • Основы для самоопределения в будущем.
  • Навыки делопроизводителя.
  • Навыки устной и письменной речи.
  • Выступление перед аудиторией и защита завершают работу над исследовательским проектом.

Результативность работы по развитию навыков поисковой и исследовательской деятельности можно увидеть по итогам конкурса “Шаг в будущее”. Работы наших учащихся получают призовые места в районе и являются участниками регионального этапа конкурса. Школьные научно-практические конференции, выступления лекторской группы, участие в работе клуба старшеклассников доказывают эффективность и необходимость такой работы.

Задания ЕГЭ (часть С) также не представляют трудности из-за отработки навыка исследовательского метода

Задание.

  • Разработать темы исследования, исходя из реалий вашей местности.
  • Разработать источниковедческую базу для проведения уроков по теме
  • “Российская цивилизация”.
  • Разработать анкету по теме “Занятость населения”.