Классный час для 9-го класса коррекционной школы VIII вида "Семейный бюджет"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • Познакомить с понятием “семейный бюджет”;
  • Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.

Оборудование: Сказка про Муху-Цокотуху с табличками: “доход”, “расход”, “накопление”, “процент”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного.

- Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства).
- Как называются деньги ,которые кладут в сумку? (Доход).
- Как называются деньги, которые тратят? (Расходы).
- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги).

3. Основная часть.

Сказка про Муху-Цокотуху.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Дальше педагог рассказывает о том, как Муха и её семья считали денежки:

“Вечером собралась вся семья. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы, мальчишки-мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец усталый после работы.

Мальчики – мушата громко спорили о появлении у соседского Жига нового самоката.

- Так, – сказал отец. – Сейчас разберёмся. Только сидите тихо. Ты наш будущий учёный (старший сын, студент Жужжик), неси калькулятор, посчитаем.

Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором так удобно писать сухой еловой палочкой, если обмакнуть ее в черничный сок, и написал “Доход”.

- Доход – это те денежки, которые мне платят на работе .по озеленению и очистке нашего леса, т.е. моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1500 денежек, – сообщил отец.

Мальчики с уважением посмотрели на отца. Дедушка с бабушкой в стороне не остались, встряхнули крылышками.

- Мы тоже получаем денежки, по 300. Раз нас двое, то это 600 денежек.

Как вы думаете, какие денежки могли получать бабушка и дедушка? (Бабушка и дедушка тоже работали, получали свою заработную плату, а теперь, когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называются пенсией).

Студент Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.

- О каких деньгах говорил студент Жужжик? (О стипендии, которую платит институт, пока студент не выучится и не станет зарабатывать).

Наша малышка тоже получает денежки, и называются эти денежки пособие на ребёнка, - добавила Муха-Цокотуха.

- А теперь подсчитаем, каков доход нашей семьи, - сказал отец.

Заработная плата – 1500 денежек.
Пенсия бабушки и дедушки – 600 денежек.
Стипендия Жужжика – 200 денежек.
Пособие на малышку – 200 денежек.

Итого: 2500 денежек

- Ура! Целых 2 тысячи 500 денежек! Можно купить несколько самокатов! – воскликнули мушата.
- Как вы думаете, так ли это? – Обращается к ученикам педагог.

Сказка продолжается.

Муха-Цокотуха взяла листок и написала “Расход”.

- Как вы думаете, на что мама – Муха тратила денежки? (Ответы детей).
- У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу, вам нужно купить тёплые сапожки и варежки, которые вы, шалуны, растеряли. На это потрачу ещё 600 денежек.

Бабушка вмешалась:

- Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.
- С понедельника малышка пойдёт в детский сад. Тётя Пчела сказала, что платить за садик нужно 100 денежек, – добавила Муха-Цокотуха.

Папа и студент Жужжик потребовали 200 денежек – оплачивать общественный транспорт, проезд на длинных рогатых гусеницах, чтобы добраться до места работы и учёбы. Мама Муха и это записала в листочек.

Тут мушата заинтересовались.

- Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? Разве мы в кино не пойдём? А ещё бабушка обещала купить книгу о компьютерах.

А ещё нужны учебники по защите леса, братьям – альбомы по рисованию и цветные карандаши. Бабушка и дедушка вспомнили, что на следующей неделе они собирались в театр. А Малышке на день рождения нужно купить куклу.

- Все высказались? – спросил папа. - Тогда подведём баланс.

Что такое баланс, не знал даже студент Жужжик.

Папа сложил цифры на том листочке, куда мама записывала расходы и получили 2100 денежек. Затем, взяв калькулятор, он отнял от цифры “Доходы”(2500 денежек) цифру “Расход”(2100 денежек).

- Ура! Осталось ещё 400 “самокатных” денежек! – закричали мушата.

- Это совсем не “ самокатные” денежки, это наши накопления, – заявил папа.- Накопления – это то, что остаётся от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем наши денежки на все необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает проценты.

- Я хочу посоветовать, – сказала бабушка, – где взять лишние денежки.
- Где? – спросили мушки дружно.

- Вот сзади вас, малыши, кран, а из крана течёт вода, а вон в коридоре лампочка горит хотя ещё и лучи солнца туда попадают. Но мы ведь платим за свет и за воду. За всё приходится платить.

- Вот это деловой разговор. Это экономия.

Мушки бросились закрывать кран и гасить свет.

А на чём еще могли сэкономить мушки? Как вы думаете, они купили самокат? (Ответы детей).

4. Физминутка.

Утром мушки проснулись,
Улыбнулись, потянулись,
Быстро сделали зарядку:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись,
Лапки ставят на бочёк,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб окрепли лапки.

5. Самостоятельная работа.

Составьте список расходов своей семьи на один день.

Проверка работы – в парах.

6. Итог работы.

“Для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет”.

Д/з. Составить список продуктовой корзины на сутки, определить её стоимость (на семью из трёх человек).