Использование кейс-метода в изучении экономических дисциплин

Разделы: Экономика


Без бухгалтерии не обходится ни одно предприятие, фирма, компания, будь то детский сад или машиностроительный завод-гигант. Эта специальность входит в число самых востребованных. Однако, если раньше работодателю был нужен бухгалтер только с большим опытом работы и за минимальную зарплату, то в последнее время ситуация изменилась.

В современных экономических условиях возрастает потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах. В последнее время уделяется значительное внимание созданию условий для развития личности, повышения качества и уровня профессиональной подготовки.

Поиск путей повышения качества готовности специалистов к профессиональной деятельности привел к созданию деятельных технологий, направленных на моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе.

Учетные дисциплины, изучаемые в ходе подготовки специалиста-бухгалтера, такие как, "Бухгалтерский учет", "Налоги и налогообложение", "Аудит" и другие подвержены постоянным изменениям. Эти изменения вызваны реформированием бухгалтерского учета, введением новых законодательных актов в области учета и налогообложения, поэтому необходимо обучать студентов тому, как вести себя в новых условиях. Использование кейс-метода при изучении экономических дисциплин позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение.

С методической точки зрения кейс - это специально подготовленный учебный материал, содержащий структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики бизнеса [2].

Использование в учебном процессе кейс-метода позволяет развивать следующие навыки:

Аналитические. Умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их.

Практические. Использование на практике методов и принципов.

Творческие. Поиск творческих решений в ситуациях, которые нельзя разобрать логическим путем.

Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

Социальные навыки. В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.д.

Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения [О.Г. Смолянинова Кейс - метод обучения экономике].

При создании кейса по своим предметам пользуюсь следующим алгоритмом:

1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами. На этом этапе преподаватель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы.

2. Организационная часть традиционна по своему содержанию и методике проведения.

3. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом. Студенты на данном этапе занятия работают с учебно - методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации.

4. Проверка усвоения изученного материала. Так как студенты самостоятельно по кейсу изучают новый материал, необходимый для выполнения практического задания, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)

5. Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс - методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом.

6. Дискуссия, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.

7. Оформление студентами итогов работы. На данном этапе происходит исправление замечаний, сделанных экспертной группой и преподавателем, внесение исправлений в чертежи. Наличие данного этапа не обязательно при условии правильного выполнения задания всеми группами. Можно совместить этот этап с дискуссией или подведением итогов.

8. Подведение итогов преподавателем. Этот этап также можно совместить с дискуссией. На этом этапе принимается коллективное решение проблемы, ситуации, поэтому студенты должны знать как, когда, в каком виде оформляется их решение.

План учебного занятия с применением кейс-метода

Мотивация: позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий; способствует активному усвоению знаний и навыков обработки и анализа информации.

Продолжительность занятия 45 минут.

Цели занятия:

Дидактические (образовательные):

  • Организовать закрепление учебного материала по теме занятия и применение знаний на практике в процессе решения заданий кейса;
  • Углубить знания студентов о понятии "прибыль";
  • Формировать умение составлять алгоритм нахождения различных видов прибыли;
  • Закрепить навыки заполнения бланков бухгалтерской отчетности;
  • Научить студентов оперировать профессиональной терминологией.

Воспитательные:

  • Формировать коммуникативные качества студента;
  • Формировать умение вести дискуссию, убеждать окружающих, умение работать в одной команде, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет;
  • Формировать навыки генерации альтернативных решений;
  • Формировать социальные навыки: оценки поведения людей, контроля над собой, самоанализа и т.д.
  • Формировать навыки профессионально-грамотной речи;
  • Формировать интерес к будущей профессиональной деятельности, стремления к приобретению профессиональных навыков.

Развивающие:

  • Развивать навыки самостоятельной работы у студентов;
  • Развивать логическое мышление (умение выделять в тексте главное, сравнивать, сопоставлять, обобщать, анализировать);
  • Развивать познавательный интерес;
  • Развивать профессиональный интерес, профессиональные качества.

Учебное оснащение занятия:

  • Ноутбук
  • Мультимедиапроектор
  • Интерактивная доска
  • Компьютерная программа MS Power Point
  • Калькуляторы

Методическое обеспечение занятия:

  • Презентация (Приложение 1)
  • Кейс в печатном виде
  • Блок-схема построения алгоритма нахождения прибыли (Приложение 2)
  • Отчеты о прибылях и убытках с пустыми ячейками для заполнения (Приложение 3)
  • Сравнительная таблица полученной прибыли (Приложение 4)
  • Форма для оценки экспертами работы микрогрупп
  • Критерии оценки работы студентов на занятии (Приложение 5)

Опережающее задание студентам: повторить теоретический материал по теме "Финансово - результативные показатели деятельности организации"

Хронологическая карта занятия

№ п/п Этапы и содержание занятия Время
1. Организационный этап 2-3 минуты
1.1 Приветствие  
1.2 Определение отсутствующих на занятии  
1.3 Оценка готовности студентов к занятию  
1.4 Организация внимания  
2. Вступительная часть занятия 2-3 минуты
2.1 Озвучивание темы занятия  
2.2 Постановка целей и задач  
3. Актуализация знаний. Повторение и закрепление пройденного материала. 5-6 минут
3.1 Презентация материала по теме занятия  
3.2 Проверка усвоения материала (фронтальный опрос)  
4. Организационный момент выдачи кейса 3-5 минут
4.1 Мотивация решения кейса  
4.2 Формирование микрогрупп  
4.3 Выбор экспертов. Объяснение экспертам их обязанностей  
4.4 Объяснение правил работы с кейсом  
4.5 Видеопредставление ситуации кейса  
5. Работа студентов в микрогруппе над кейсом 10-12 минут
5.2 Изучение кейса студентами  
5.3 Обсуждение кейса  
5.4 Выбор наилучшего варианта решения заданий кейса  
5.5 Подготовка материала дискуссии  
6. Дискуссия 10-12 минут
6.1 Представление студентами каждой микрогруппы своего варианта решения кейса  
6.2 Корректировка полученных данных  
6.3 Поиск оптимального решения проблемы  
7. Работа экспертов 4-5 минут
7.1 Оценка работы каждого члена микрогруппы  
7.2 Оценка работы микрогруппы в целом  
8. Заключительная часть занятия 2-3 минуты
8.1 Обобщение, выводы по теме занятия  
8.2 Оценка преподавателем работы студентов на занятии  
8.3 Выдача домашнего задания  

Литература:

  1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2005
  2. И.В. Гладких. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов,-СПб, 2004.
  3. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер с англ. 11-го изд. - М.: Республика, 1993.
  4. Лебедева Т.Н. Применение кейс-метода в преподавании экономических дисциплин. Йошкар-Ола: ФГОУ СПО "Йошкар-Олинский строительный техникум", 2009. - 74 с.
  5. Мамедов О.Ю. Современная экономика: Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995
  6. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг, №1, 1999г.
  7. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. - М.: "Бином", Лаборатория Базовых Знаний, 2004. - 800 с.
  8. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE - технологий, Компьютерра, №13-15, 2000г.
  9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебное пособие. - Мн.: ИП "Экоперспектива", 2008.
  10. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study: М.- сборник "Инновации в российском образовании", ВПО, 2000г.
  11. Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2005. - 816 с.
  12. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006
  13. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 2004
  14. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА - М, 2005