Открытый урок, 6-й класс, "Металлы"

Разделы: Химия, Технология

Класс: 6


Цели урока:

  1. Образовательные: Закрепить первоначальные знания о металлах и сплавах, о влиянии их на организм человека и окружающую среду.
  2. Развивающие: Развивать у учащихся интерес к исследованию, развивать устойчивое внимание, умение обобщать, развивать творческое мышление.
  3. Воспитательные: Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестности, воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы, раздаточный материал.

Ход урока 

1. Организационный момент.

2. Повторение и обобщение изученного материала.

Тема нашего урока «металлы». И на уроке мы будем говорить о металлах, об их свойствах, о влиянии их на организм человека.

Металлы – это вещества, обладающие высокой электропроводностью и теплопроводностью, ковкостью, пластичностью и металлическим блеском.

Историческая справка.

Термин «металл» происходит от греческого слова «металон», которое в свою очередь родилось из латинского «металлум». В переводе означает «шахта, руда, рудник».

Так получилось, что человек и металл практически не разлучны. Человек идет в ногу со временем благодаря и металлу в том числе. Металлические изделия окружают нас на протяжении всей нашей жизни. Современного человека представить без металла просто невозможно.

Изделия из металла:

Примеры изделий из кровельной стали:

Мы ездим на автомобилях, летаем на самолетах и живем в домах, в которых так или иначе используются металлоконструкции, нас окружают различные предметы, необходимые в домашнем хозяйстве: посуда, замки, ручки, болты, гвозди, гайки и многое другое.

Знаете ли вы, что…

  1. Ртуть показывает температуру нашего тела.
  2. Алюминий – столовые приборы.
  3. Ртуть показывает температуру нашего тела.
  4. Золото – чеканка монет, украшения, зубные протезы.
  5. Серебро – чеканка монет, посуда.
  6. Олово – кухонная утварь.

Наш город Череповец называют городом металлургов. Это неслучайно, так как самым крупным градообразующим предприятием является ОАО «Северсталь».

(Выступления учеников на тему: история завода, выпускаемая продукция.)

Сталь – это сплав железа с углеродом.

Сплав – сложные вещества, являющиеся сочетанием какого-либо простого металла (основы сплава) с другими металлами или неметаллами.

Историческая справка.

Одно из значений термина сталь в немецком языке переводиться как «резец». Это говорит об использовании стали для резания материалов.

Так же кроме стали, для изготовления изделия, чаще всего применяются сплавы:

  • Чугун (сплав железа с углеродом).
  • Дюралюминий (сплав алюминия с медью и магнием и др.
  • Бронза (сплав меди со свинцом и оловом и др.
  • Латунь (сплав меди с цинком).

Сплавы и металлы имеют характерные для них свойства – это четыре основные группы.

Физические Отличительные стороны материалов, которые проявляются при взаимодействии их с окружающей средой.
Механические Отличительные стороны материалов, которые проявляются в способности сопротивляться воздействию внешних механических усилий.
Химические Способность материалов взаимодействовать с окружающей средой при различных температурах (окисляемость, растворимость, коррозионная стойкость и др.).
Технологические Способность материалов подвергаться обработке.

Свойства:

физические механические химические технологические
Блеск
Плотность
Электропроводность
Теплопроводность
Температура плавления
Намагничиваемость
Упругость
Пластичность
Хрупкость
Вязкость
Твердость
Коррозионная стойкость
Окисляемость
Растворимость
Ковкость
Жидкотекучесть
Обрабатываемость резанием
Свариваемость

Игра «Назови металл, в названии которого имелась бы буква от слова сталь».

Расширяем кругозор.

А поверите ли вы мне, если я скажу, что в организме человека присутствуют металлы и их соединения.

Да, это так.

Например, если вес человека составляет 70 кг, то в нем содержится (в граммах):

  • Кальция – 1700;
  • Калия – 250;
  • Натрия – 70;
  • Магния – 42;
  • Железа – 5;
  • Цинка – 3.

А если у человека будет не хватать нужного количества металлов в организме, что с ним произойдет? (Заболеет, снизится аппетит, будет болеть голова, сонливость, раздражительность).

И чтобы этого не произошло нужно правильно питаться.

Характерные симптомы дефицита химических элементов в организме человека.

Дефицит элемента Типичный симптом
Са Замедление роста скелета
Mg Мускульные судороги
Fe Анемия, нарушение иммунной системы
Zn Повреждение кожи, замедление роста, замедление полового созревания
Cu Слабость артерий, нарушение деятельности печени, вторичная анемия
Mn Бесплодие, нарушение роста скелета
Mo Замедление клеточного роста, склонность к кариесу
Co Злокачественная анемия
Ni Учащение депрессий, дерматиты
Cr Симптомы диабета
Si Нарушение роста скелета
F Кариес зубов
I Нарушение роста щитовидной железы, замедление метаболизма
Se Мускульная (в частности, сердечная) слабость

Действуйте самостоятельно

Работа в группах (ученики делятся на 4 группы).

Самостоятельно в группе изучить проблемы утилизации изделий из металлов по материалам, выданным учителем на каждую группу:

1 группа: банки из-под пива и других напитков;
2 группа: батарейки;
3 группа: консервные банки;
4 группа: металлолом.

3. Домашнее задание.

Подготовить по одному сообщению от группы по утилизации данных изделий.

4. Подведение итогов.

5. Рефлексия.