Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в косвенных падежах

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Выяснение особенностей склонения имен прилагательных мужского и среднего рода;
  2. Развитие умения распознавать падежи и правильно рассуждать при написании безударные окончания;
  3. Упражнения в правильном употреблении и написании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Каллиграфическая минутка

Сегодня у нас буква р, а звук [р].

Дайте характеристику звука [р].

Запишем глаголы на букву «р»: радовать, радоваться. К какой группе глаголов относятся эти слова? (Это глаголы, которые обозначают хорошее душевное состояние).

А кто может объяснить разницу между этими глаголами? (Радовать – это кого-то радовать. Например, радовал маму своими оценками, т.е. делал маме приятное. Радоваться – это когда человеке сам испытывает радость, его кто-то обрадовал).

Подберите синонимы к слову радоваться (веселиться, ликовать, торжествовать).

А теперь антонимы к этим глаголам (грустить, печалиться, горевать, томиться, тосковать).

III. Словарная работа

(диктует на 4 этапе учитель)

Желтый, черный, сверкать, желать, горевать….(дальше из повторения отвечаем на вопросы):

  1. Написать на конверте, указывающая место, куда его надо отправить.
  2. Разговор.
  3. Судно, плавающее на воде.
  4. Группа людей, которые имеют общие интересы, вместе трудятся.
  5. Мера веса равная тысяче граммов.
  6. Учреждение, которое хранит книги и выдает читателям.
  7. Проверка на доске:

IV. Опрос

(на парте у каждого листочек с фамилией).

  1. Имя прилагательное самостоятельная часть речи, которая обозначает…. (признак предмета).
  2. Имя прилагательное изменяется по… (родам, числам, падежам).
  3. Имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания…(-ого, -его).
  4. Имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже имеют окончания…. (-ому, -ему).
  5. Безударные окончания прилагательных проверяю по… (вопросам).

V. «Составь слово»

(на доске в столбик записаны слова)

  • Закричать
  • Думать
  • Доверчивый
  • Новый
  • Задумчивый
  • Прилагательное

Возьмите с первого слова приставку, прибавьте корень из второго слова, поставьте суффикс третьего слова и прибавьте окончание четвертого слова.

Какое слово получилось?

Почему имя прилагательное?

Определите род, число, падеж?

Поставьте прилагательное задумчивый в родительном падеже, в дательном падеже, в творительном падеже, предложном падеже.

Почему правописание окончаний в этих падежах вызывает трудность? (Потому, что они в слабой позиции, в безударном положении).

VI. Вот сегодня проделаем ряд упражнений,

которые помогут в безошибочном написании окончаний прилагательных в слабой позиции.

Тема нашего урока (сообщение темы)

Задание 1

  • По широк… полю (…)
  • По зелен… лугу (…)
  • Об аленьк… цветочке (…)
  • Под больш… деревом 9…)
  • В летн.. садом (…)

Определите род, падеж.

Почему: в летнем, но за летним? (Потому что можно проверить вопросам?)

Задание 2

Раскройте скобки и согласуйте с существительным к которому оно относится, определите падеж.

Опушка (большой) лес, кусок (белый) хлеба, крыша (старый) дома, работа с (ранний) утра, масло из (свежий) молоко.

Запиши транскрипцию слов:

Свежий – [с в э ж и в а]

Ранний – [р а н' и в а]

Почему мы не можем так, как говорим, слышим? (Ответы учащихся)

VII. Физминутка.

Качаясь на волнах лихих,
Вопросами забрасываю метко.
Какой? Какая? Чей и чья?
Скажите, как зовут меня?
Определение – это я.

VIII. Учебник, стр. 93, упр. 244.

Списать, вставить пропущенные орфограммы, подчеркнуть.

Проверяем.

Проведем синтаксический разбор предложений и ещё раз обратив внимание на роль прилагательных.

Ранним зимним утром мы отправились в лыжный поход. За городом мы свернули с дороги и пошли быстрым шагом по твёрдому насту.

Каким второстепенным членом предложения является прилагательное?

Вспомнили физминутку?

IX. Что задумано?

Я задумала предмет – существительное. Узнайте его.

  1. Осторожная, хитрая, длиннохвостая, рыжая, красивая (лиса).
  2. Круглое, красное, сладкое, сочное, спелое (яблоко)
  3. Высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная (береза).
  4. Блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий (ручей).
  5. Пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый (кот).

С какой целью употребляются в речи имена прилагательные?

X Ребята! Но не всегда правильно люди употребляют в своей речи прилагательные. Да и вы тоже.

Прилагательные «крайний» и «последний».

Подойдя к очереди спрашивают: «Кто крайний?» или «Кто последний?»

А как правильно? (выслушать ответы детей).

Крайний – это находящийся с краю, в конце чего-нибудь.

У очереди ж, например, два края, два конца. О каком из них идет речь, когда спрашивают: «Кто крайний?»

Другое дело – последний. Это такой, за которым ни кто другой не следует. В очереди бывает первый, значит, должен быть и последний.

Итак, более точно и правильно говорить: «Кто последний?»

Запишем: Я спрашиваю: «Кто последний?»

Имена прилагательные.

Итог: мужской и средний род в родительном падеже имеют окончания -ого, -его; в дательном падеже -ому, -ему, в творительном падеже -им, -ым; в предложном падеже -ом, -ем.

Определяем, поставим вопрос.

Домашнее задание: записать прилагательные, по которым можно определить, что за предмет вы задумали.