Урок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Строение веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Начать формировать представление о частицах – молекулах, о движении и расположении их в твердых, жидких и газообразных веществах, познакомить с увеличительным прибором – микроскопом.
  • Продолжить развитие наглядно-образного, логического мышления, воображения.
  • Продолжить формирование элементов абстрагирования, как мыслительной операции.
  • Продолжить формирование умения делать выводы по результатам наблюдений и простых опытов.
  • Развивать способность к опытно-экспериментальной учебной деятельности.
  • Воспитывать познавательный интерес к опытно-экспериментальной работе.
  • Воспитывать гордость за великих ученых России.
  • Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование:

  • Медиопроектор, Презентация.
  • Кроссворд.
  • У каждого ребенка по 2 стакана с водой, пипетка, ложка, сахар, чернила, шприц без игл, брусок.
  • У учителя большой шприц с подкрашенной жидкостью, зерна кофе, два сосуда для жидкости.

Ход урока

Организационный момент:

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим и тихонечко сидим.

Проверка домашнего задания, повторение:

На прошлом уроке мы познакомились с вами с новыми понятиями. Разгадав кроссворд, мы проверим, хорошо ли вы их запомнили, и узнаем тему нашего сегодняшнего урока.

(Кроссворд на доске)

Слово по вертикали под № 1.– Как по научному называется любой предмет? (Тело)

Это многозначное слово.

Какие еще значения может иметь это слово? (Организм человека, часть организма – туловище, часть чего-либо, корпус чего-нибудь – тело орудия, поршня.)

Слово тело произошло от слова тесто и буквально означает “масса” (на костях, которую можно мять). (Показ теста.)

Сегодня мы исследуем тела, составленные из разных веществ, и узнаем: все ли они одинаково легко поддаются сжатию и давлению, как тесто. Наши выводы помогут нам в дальнейшей работе.

Слово по вертикали под № 2: То из чего состоит любое тело. (Вещество.)

– Как вы думаете, от какого слова образовалось слово “вещество”? (От слова “вещь”.) Подберите однокоренные слова. (Вещественный.)

Многие из вас слышали словосочетание: вещественные доказательства.

То есть то, что реально существует. Вещества – это основа нашего материального мира. И сегодня именно о них пойдет речь.

Слово по вертикали под № 3: Вид вещества, название которого произошло от слова “твердь”? (Твердое.)

– Может быть, кто-то знает, что такое твердь? (Земля, суша.)

– Почему от этого слова произошло слово “твердое”? (Земля неизменна, устойчива.)

– Приведите примеры твердых веществ. (Мел, металл, лед.)

– Ребята, а в каких случаях еще употребляется слово “твердый”? (Твердый картон – жесткий, крепкий, твердое решение – неизменное, прочное, непоколебимое, твердая рука, сердце – сильный, решительный.)

– Как вы думаете, почему во всех этих случаях употребляется слово “твердый”? (Похоже на свойство твердых тел, указывается на сохранение состояния, его неизменность.)

– У нас на партах лежит тело – брусок.

(Учитель демонстрирует брусок.)

– Из какого вещества он изготовлен?

– Исследуем его, чтобы узнать, легко ли он поддается сжатию.

Я предполагаю, что нет. Попытайтесь его сжать, покрутите.

– Что вы заметили?

– Легко ли его сжать или сломать? (Трудно.)

– Да, для этого надо приложить большие усилия.

– Изменяется ли его форма? А объем? (Нет.)

– Сделайте вывод, какими же свойствами обладают твердые тела? (Они сохраняют форму и объем.)

Слайд 1:

На Слайде таблица:

Состояние вещества Свойства вещества
Твердое Сохраняет форму и объем, трудно сжать.

Слово по вертикали под № 4: Вещество, обладающее текучестью. (Жидкое.)

(Учитель переливает чай из одного сосуда в другой.)

– Приведите примеры жидких тел или веществ.

– Исследуем свойство жидкости сжиматься. Я предполагаю, что жидкость сжать трудно.

В моем шприце подкрашенная вода. Я закрываю отверстие для иглы и пробую надавить на поршень. Ничего не получается.

В русском языке есть даже такое выражение “Толочь воду в ступе”. Что оно означает? (Бесполезное занятие.)

– Сделайте вывод, какими свойствами обладает жидкое вещество? (Текучесть, принимает форму сосуда, в котором находится, не сохраняет объем, трудно сжать.)

Слайд 2:

На Слайде таблица:

Состояние вещества Свойства вещества
Жидкое Обладает текучестью, принимает форму сосуда, в котором находится.

Слово по вертикали под № 5: Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с происхождением слова, заимствованного из французского языка. Оно произошло от слова “хаос” – бесформенное, беспредельное пространство.

– Что это за слово? (Газ.)

– Как называется вещество, название которого связано с этим слово? (Газообразное.)

– Приведите примеры.

– У меня в руках шприц, наполненный смесью газообразных веществ – воздухом. У вас на партах тоже. Исследуем, легко ли сжимается газообразное вещество – воздух.

– Как вы думаете? (Легко.)

– Закройте отверстие для иглы пальцем, а другой рукой попробуйте надавить на поршень.

– Что вы видите? (Воздух внутри шприца сжимается.)

– Отпустите поршень. Что заметили? (Поршень возвращается на место.)

– Как вы думаете, почему? (Сжатый воздух выталкивает его.)

Сделайте вывод о свойствах газообразных веществ. (Занимает весь предоставленный объем, легко сжать.)

1 кубический метр воздуха можно сжать до размера наперстка.

Слайд 3:

На Слайде таблица:

Состояние вещества Свойства вещества
Газообразное Занимает весь предоставлены объем, легко сжать.

– Мы с вами сейчас исследовали разные вещества в разных состояниях. Но и одно и то же вещество при разных условиях может быть или в жидком, или в твердом, или в газообразном состоянии. Приведите пример. (Вода – лед – пар.)

– В чем же сходство и различие веществ, находящихся в разном состоянии?

– Посмотрите на наш кроссворд. Какое слово получилось по горизонтали?

В кроссворде на доске по горизонтали получилось слово: строение.

– С чем ассоциируется у вас это слово, подберите однокоренные слова. (Устройство.)

Тема урока:

Тема нашего сегодняшнего урока – “Строение веществ”. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: “В чем сходство и различие в строении твердых, жидких и газообразных веществ? Почему одни вещества твердые, другие – жидкие, а третьи – газообразные?”

Для работы по этой теме учебник приглашает нас в гости к невидимкам (Слайд 4), но кое-что мы все-таки увидим.

Перед этим отправимся на прогулку:

Физминутка:

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

– Готовы к работе?

– Итак, мы должны разобраться, из чего же состоят вещества.

– Ученых с древних времен интересовал этот вопрос. Они предполагали, что если вещество, например, камень разделить до точки, то можно обнаружить мельчайшую неделимую частицу – атом (Слайд 5). Атомы могут быть нескольких сортов и образовывать молекулы (Слайд 6). Это слово означает “маленькая массочка”. Условно молекулы изображаются в виде шариков. Древние ученые предполагали, что сходство всех веществ на свете в том, что они состоят из движущихся молекул, между которыми есть промежутки.

– Проведем исследование, которое подтвердит или опровергнет мнение ученых о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул.

– Предположим, что ученые правы и каждое вещество состоит из движущихся молекул, между которыми есть промежутки.

Тогда возможно проникновение частиц одного вещества между частицами другого.

– Чтобы проверить это проделаем опыт.

Опыт с сахаром:

Перед вами стоят стаканчики с водой и лежит кусочек сахара.

Соедините эти два вещества, помешайте сахар ложкой.

– Что вы видите? (Сахар постепенно стал невидимым, растворился.)

– Как убедиться, что сахар все еще находится в стакане? (Попробовать.)

– Попробуйте воду на вкус. Какая она? (Сладкая.)

– Какой вывод мы можем сделать? (Сахар не исчез, он остался в стакане).

– Почему же мы не видим сахар? (Потому что сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. И это частицы перемешались с частицами воды.)

– Этот опыт подтвердил нам мнение ученых о том, что вещества состоят из частиц.

– Всегда ли можно пробовать, когда проводишь исследование?

Опыт с чернилами:

– А теперь проведем опыт, который поможет нам кое-что увидеть. Проверим, подтвердит ли он наши выводы о взаимопроникновении веществ.

Соединим две жидкости. Предположим, что, если они состоят из частиц, между которыми есть промежутки, то они перемешаются. А может, этого и не произойдет.

– Капните в пластмассовый стакан каплю чернил.

– Что вы наблюдаете? (Вода окрашивается.)

– Попробуйте объяснить почему?

– Возможно ли было бы окрашивание, если бы жидкость была сплошной, без промежутков? (нет)

– Сделайте вывод. (Окрашивание возможно потому, что вещество не сплошное и состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.)

– О чем говорит распространение окрашивания в разные стороны? (частицы двигаются в разных направлениях)

– Почему такой маленькой капельки чернил хватило, чтобы окрасить всю воду? (Значит в маленькой капле очень много частиц, перемешавшихся с частицами воды.)

– Сделайте общий вывод. (Вещества состоят из отдельных, невидимых глазу, движущихся частиц, между ними есть промежутки.)

– Посмотрите: молекулы разных веществ различны!

Слайд 7, Слайд 8, Слайд 9 , Слайд 10, Слайд 11

– К выводу, который вы сейчас сделали, в России первым пришел величайший русский ученый, поэт, художник, основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов. Слайд 12

Именно благодаря ему, мы сегодня познакомились с понятием “молекула”. И словарь науки обогатился такими словами, как формула, термометр, барометр, атмосфера и другими.

Доказать его гипотезу люди смогли только с изобретением электронного микроскопа. Слайд 13. И, возможно, в будущем вы тоже станете учеными и сделаете свои открытия в этой области.

– А пока перед нами стоит все та же задача: определить, чем похожи между собой вещества, находящиеся в одинаковом состоянии. Как их состояние зависит от их строения.

Посмотрите на нашу таблицу.

Слайд 14

Состояние вещества Свойства вещества
Твердое
Жидкое
Газообразное

– Повторим свойства твердого вещества. (Сохраняют форму и объем, очень трудно сжать.) Слайд 15.

Сейчас 4 человека с первых парт попробуют изобразить молекулы твердого вещества.

– Как вам надо встать, чтобы вас было трудно разъединить? (Обнявшись крепко.)

– Попробуем вас разъединить (Очень сложно.)

– Почему твердое тело трудно сломать и разъединить? Как должны располагаться молекулы? (Молекулы находятся очень близко друг к другу.)

– Вспомните рассказ Л.Н. Толстого “Отец и сыновья”.

– Чему учил сыновей отец? (Держаться вместе.)

– Какой пример он им привел? (Веник, который не сломать.)

– Так и мы, если будем держаться друг за друга, дружить – никто нас не разобьет.

Древние ученые думали, что у молекул твердых веществ есть крючки, которыми они цепляются друг за друга.

Теперь мы знаем, что никаких крючков между молекулами твердого тела нет, просто молекулы в твердом теле очень сильно притягиваются друг к другу, но между ними все равно есть небольшие промежутки, и молекулы колеблются. Поэтому твердое тело очень тяжело сжать.

Посмотрим опять в таблицу. Слайд 16

Вспомните опыт с водой, чаем.

– Какими свойствами обладают жидкие вещества? (Текучестью, трудно сжимаются.)

Следующие 4 человека попробуют изобразить молекулы жидкого вещества. Покажите, как вы легко перетекаете. (Хоровод, ручеек.)

– Благодаря чему жидким веществам это удается делать? (Молекулы расположены свободнее, хотя тоже притягиваются друг к другу. Помимо колебаний, они перескакивают с места на место)

Опыт с кофе:

А теперь закройте глаза и попробуйте догадаться, какое вещество я принесла в класс. (Кофе.)

– Как догадались? (По запаху.)

– Чтобы вы почувствовали запах, что должно было произойти с молекулами кофе? (Они должны были попасть к нам в нос, они вылетели с поверхности зерен и находились в газообразном состоянии.)

– Что позволило молекулам так быстро достичь вашего носа? (Слабые связи между молекулами. Молекулы носятся с огромной скорость на большом расстоянии.)

– Какое свойство газа этим обусловлено? (Занимать весь предоставленный объем, легко сжиматься, так как между молекулами большие промежутки.) Слайд 17.

– Подумайте, где и при каких обстоятельствах вы ежедневно сталкиваетесь с моделью взаимодействия молекул газа между собой? (На перемене, когда многие бегают.)

Давайте, постараемся, во избежание травм, на переменах быть похожими не на молекулы газообразного вещества, а на молекулы жидкости, играя в ручеек и другие игры.

– С какими понятиями познакомились на уроке? (Молекулы, атом.)

– Удалось ли нам ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока?

– В чем сходство всех веществ? (Состоят из молекул.)

– Как зависит состояние вещества от его строения?

Домашнее задание:

Открыть учебник на странице 49 № 2. Дома определите, в каких состояниях находятся вещества, модели строения которых изображены на рисунках и подготовьте ответ на вопрос № 3.