Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Трудные времена на Руси"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • сформировать представления учащихся о военном деле на Руси;
  • познакомить с героическими страницами истории Отечества;
  • Развитие познавательного интереса, умения пользоваться дополнительной энциклопедической литературой;
  • воспитание чувства патриотизма.

Оборудование: исторические карты, презентация к уроку, ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент.

Куда б ни шёл: налево ли, направо ли,
В любом краю, на всякой территории
Ты должен помнить, изучать
Историю страны – свою историю.

Сообщение темы и целей урока. (Слайд № 1)

II. Проверка домашнего задания.

В белом поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет синий цвет.

На чём и как писали раньше? (Сообщения детей)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.

Как выглядели первые книги? (Сообщения детей)

Карточки по изученному материалу

Карточка 1

(Раздаются 5-6 ученикам, которые выполняют работу во время сообщений)

1. Назовите создателей славянской азбуки.

а) Нестор;

б) Кирилл;

в) Мефодий.

2. Как называлась славянская азбука?

а) латиница;

б) кириллица;

в) клинопись.

3. Самая известная летопись Древней Руси:

а) повесть прошлых лет;

б) рассказ о прошлом;

в) повесть временных лет.

4. Автором “ Повести временных лет” является..

а) Нестор;

б) Кирилл;

в) Мефодий.

5. Пергамент - это материал для письма из…

а) берёзовой коры;

б) телячьей кожи;

в) папируса.

Карточка 2

Соединить слова с их значением.

НЕСТОР ЗАПИСИ О ВАЖНЫХ СОБЫТИЯХ
ПЕРГАМЕНТ СОЗДАТЕЛИ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ СОЗДАТЕЛЬ “ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ”
ЛЕТОПИСЬ СТОЛЬНЫЙ ГРАД ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ.
КРЕМЛЬ ЦЕНТР ДРЕВНЕГО РУССКОГО ГОРОДА
ПАПИРУС РУКОПИСНЫЕ КНИГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
КИЕВ ЦЕНТР ДРЕВНЕГО РУССКОГО ГОРОДА
КРЕМЛЬ

III. Работа над новой темой.

1. Рассказ учителя.

В ХIII веке на Русь обрушились тяжёлые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники монголо-татары. Выясним, кто это. Это кочевые племена. Занимались разведением скота. Жили в юртах. (Слайд № 2)

Это был очень неприхотливый народ. Они могли не есть по три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а с другими племенами и народами враждовали постоянно. Они отличались беспощадностью в борьбе с врагами. О них ходила молва, как о жестоких и свирепых людях, а в их войсках царила железная дисциплина. По словам древнего историка они имели “мужество львиное и терпенье собачье”.

Рассмотрите рисунки с изображением монгольского и русского воина. Сравните их. (Слайд № 2)

Поход на Русь возглавил хан Батый- внук Чингисхана.(Слайд № 3). Первым русским городом на пути несметных батыевых полчищ оказалась Рязань. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился к владимирскому черниговскому князьям за помощью, но те не откликнулись на призыв о помощи. Пять дней жители Рязани мужественно оборонялись, но на шестой день их силы иссякли, войско Батыя ворвалось в город, разгромило и сожгло его, а все жители погибли.

Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Сожгли и разрушили эти прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 тысячи вражеских воинов погибли у стен города, но и сами жители погибли. Монголо-татарам достались одни развалины, и хан Батый приказал стереть этот город с лица земли. А в 1240 году был разрушен и Киев.

Почти вся Русь попала в зависимость к Золотой Орде – так стало называться монголо-татарское государство. Пришлось выплачивать дань Орде, русские князья должны были ездить к Батыю за разрешением на владение княжеством.

- Почему же русские города покорились завоевателям, хотя и доблестно сражались? (Ответы детей: не было мира и согласия между русскими князьями)

Постепенно Золотая Орда распалась на отдельные княжества и зависимость Руси от неё ослабла. От чужеземного ига русская земля освободилась только при Иване III, который перестал повиноваться ханам и создал крепкое государство. Но это произошло в 1480 году, ещё через 200 лет.

2. Воросы по усвоению нового материала.

- Кто напал на Русь в ХIII веке?

- Какие города были разрушены? Покажите на карте путь следования Батыя?

- Когда Русь освободилась от монголо-татарского ига?

- Почему это стало возможным?

V. Физкультминутка.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

VI. Продолжение работы над новым материалом.

1. Самостоятельная работа с учебником (стр. 62).

Подготовить рассказ в парах по следующим вопросам:

- Какая новая угроза возникла на Руси в 1240 году?

- Почему немецкие рыцари-крестоносцы решили напасть на русские земли именно в это время? (Слайд № 4, 5)

- Где проходила битва и кто её возглавил?

Дополнительная информация: Рыцарями-крестоносцами руководил военачальник Биргер. Во время боя сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник

Савва подрубил столб его шатра. Шатёр упал. Шведы дрогнули и в панике побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.

Князю Александру в это время было всего лишь 20 лет.

- Какое прозвище князь Александр получил после этого сражения?

2. Рассказ учителя.

Два года спустя после невской победы крестоносцы вновь появились на русских землях. Враг овладел Псковом и стал продвигаться к Новгороду. Александр Невский вновь стал во главе русского войска. Решающее сражение произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера около Вороньего камня и вошло в историю под названием Ледовое побоище. (Карта)

В бою рыцари строились клином. Его остриё составляли конные рыцари, закованные с ног до головы в железо. Зная об этом, Александр поставил свои войска особым образом. (Слайд № 6)

И вот битва началась. Прикрывшись щитами, рыцари двигались вперёд. Они пробили серединный полк, но русские отступили за специально сделанную преграду из саней, за которыми начинался усыпанный камнями берег. За ними устремились и крестоносцы и оказались в западне: весенний лёд не выдержал рыцарей в тяжёлых доспехах и они вместе с конями пошли на дно. Оставшиеся спасались бегством.

Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр на мир согласился, предупредил: “ Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!”

3. Чтение материала учебника (cтр. 63).

4. Значение Ледового побоища (cлайд № 7).

“Ледовое побоище” нанесло тяжелейший удар по Ливонскому ордену. Эта битва остановила начатое крестоносцами продвижение на Восток, имевшее целью покорение и колонизацию русских земель. Дружине Александра Невского поставлен памятник на горе Соколиха. (Слайд № 8)

На течение и значение битвы в истории существует несколько противоречащих мнений. Мы рассмотрели одно из них.

VII. Закрепление изученного.

Вопросы написаны на карточках, которые выдаются ученикам.

- Кто нападал на Русь в ХIII веке?

- Кто возглавил войско монголо-татар?

- Какие русские города были разорены во время нашествия?

- Какое значение имело это нашествие?

- Какая новая угроза появилась в 1240 году на северо-западных рубежах Руси?

- Где состоялась битва?

- Кто возглавил русские войска?

- Когда состоялась решающая битва с немецкими рыцарями-крестоносцами?

- Какое значение имела эта победа?

VIII. Домашнее задание.

Стр.59-63 (прочитать, пересказать).

Стр.64 (ответить на вопросы).

Презентация