Урок русского языка в 7-м классе по теме "Употребление союзов в простых и сложных предложениях"

Разделы: Русский язык


Цель урока: закрепить, расширить представления учащихся об употреблении союзов в простых и сложных предложениях. Выяснить в ходе исследования языкового материала через анализ, какова роль союзов в простых и сложных предложениях. Отрабатывать умение различать сложносочиненные предложения и сложноподчиненные, правильно расставлять знаки препинания. Увидеть, какую роль играют союзы в произведениях русских писателей и поэтов. Воспитывать в учащихся любовь к природе и Родине.

Ход урока

1) Оргмомент

2) Слово учителя

Мы продолжаем работу по теме «Употребление союзов в простых и сложных предложениях».

Наша задача сегодня – выяснить, какую роль выполняли союзы в произведениях известных русских писателей, поэтов, как помогали им рисовать картины русской природы, чудные пейзажи, увидеть красоту русской природы и русского слова.

Запишите в тетради число, тему урока.

Давайте повторим, для чего употребляются союзы в простых и сложных предложениях?

Приведите примеры.

3) Работа с текстом

Учитель. За окном зима, снег, мороз, поэтому давайте обратимся к тексту замечательного русского писателя И.А. Бунина о зимней природе и посмотрим, как он использовал союзы в своей пейзажной зарисовке.

Вспомним, что такое пейзаж.

Читаем текст.

(1) Тонко пахло свежим снегом и хвоей. (2) Славно было чувствовать себя близким этому снегу, лесу, зайцам, которые любят объедать молодые побеги елочек. (3) Небо мягко затуманилось чем – то белым и обещало долгую тихую погоду. (4) Зимний день в лесах короток, и вот уже синеют за окнами сумерки. (5)… Отдаленный, чуть слышный гул сосен сдержанно и немолчно говорил о какой – то вечной, величавой жизни.

Вопросы:

1. Какое впечатление произвел на вас текст? Какие картины природы предстали перед вашими глазами?

2. Какие цвета преобладают в зимнем лесу?

3. Какие звуки можно услышать зимой?

4. Определите основную мысль текста.

5. Озаглавьте текст.

6. Определите тип речи. (описание с элементами размышления)

7. Стиль. (художественный)

8. Приведите примеры изобразительно – выразительных средств языка. (эпитеты)

9. Какую роль они играют?

10. Какие союзы использованы в тексте? Какова их функция?

11. Запишите текст в тетради, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Не забудьте озаглавить текст.

А представить картину зимнего леса вам поможет музыкальный фрагмент великого русского композитора П.И. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».

(Записывают текст, звучит музыка).

12. Объясните орфограммы и знаки препинания. Составьте схемы 1 и 4 предложений. (у доски)

13. Подберите к прилагательному близким антоним (далеким), к глаголу затуманилось - антоним (прояснилось), синоним к прилагательному тихую (погоду) – (ясную, безоблачную).

14. Сделайте морфологический разбор союза и из 1 предложения (письменно).

4) Проверка домашнего задания

Учитель. А теперь давайте посмотрим, как союзы использовали в своих произведениях другие поэты и писатели.

Обратимся к стенду « Наше творчество». Вы заранее подготовили иллюстрации к стихам и прозе. Прочтите, пожалуйста, подборки стихов, прозы, определите роль союзов.

5) Работа с репродукциями картин

Учитель. К теме зимы, зимнего пейзажа обращались в своих работах не только поэты, писатели, но и художники, великие живописцы. Посмотрите на репродукции картин

К.Ф. Юона «Волшебница зима» и «Конец зимы. Полдень», А.А. Пластова «Первый снег». Сколько в них зимней поэзии, радости, жизни.

1. Какие краски здесь преобладают?

2. Каково настроение картины?

3. Есть что–то общее в этих зимних зарисовках и пейзаже И.А. Бунина?

4. Выберите любую понравившуюся репродукцию, создайте небольшой текст о красках, звуках, настроении зимы, используя различные конструкции предложений и союзы. Вслушивайтесь в музыку П.И. Чайковского. Она поможет в вашей работе.

(Вновь звучит произведение П.И. Чайковского «Зима».)

Проверяем, читаем тексты.

1. Какие союзы использовали? С какой целью?

2. Какой союз наиболее употребим в речи?

6) Итог урока

1. Для чего служат союзы в простых и сложных предложениях?

2. Как часто используют союзы в произведениях русские поэты,писатели?

3. Что мы должны помнить о постановке запятой в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами?

Учитель Закончить наш урок мне хочется словами замечательного писателя

К.Г. Паустовского:

 «Природу надо любить, и эта любовь… найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой».

7) Оценки

8) Задание на дом

Создать текст о зиме, зимней природе, используя различные конструкции предложений и союзы. Союзы выделить (текст по личным впечатлениям).