Урок-конференция по литературе на тему "Ночевала тучка золотая" по творчеству А.И. Приставкина

Разделы: Литература


Цель:познакомить учащихся с творчеством А.И. Приставкина.

Задачи:

  1. Выяснить,чему учат герои повести.
  2. Обучение пересказу.
  3. Воспитывать уважение к людям разных национальностей

План урока

1. Вступительное слово

2. "Утёс" Лермонтов (чтение наизусть)

3. Беседа по восприятию повести.

1. Какие чувства вы испытали при чтении повести?

- Какие эпизоды потрясли вас, удивили?

- О чём задумались после прочтения повести?

2. О чём эта повесть? Какие вопросы в ней затронуты? Как они перекликаются с проблемами сегодняшнего дня?

3. Кто из главных героев симпатичен вам? Чем?

4. Выступления подготовленных уч-ся.

1. Сиротское детство Кузьменышей.

Вопросы для беседы

- Какие уроки жизни получили братья?

- Кузьменыши воруют. Не закоренеют ли они в воровстве?

- Не станут ли такими, как Илья Зверёк?

- Почему погиб Сашка, а не Колька?

2. Украденное детство.

Вопросы:

- Почему и сегодня переполнены детдома. Только ли война виновата?

- Заменит ли детдом, даже самый лучший, семью?

3. "Кому война, кому мать родна"- почему люди с "плюгавенькой совестью" обижают самых обиженных, самых незащищенных.

4. Встреча с добротой.

Вопросы:

- Как отношение Кузьменышей к людям характеризует их самих?

- Что сильнее зло или добро. Докажите.

- Почему писатель считает себя вправе вынести суровый приговор директору Таловского детдома?

5. Биография Приставкина (см. приложение)

6. Работа над выбором темы урока.

Задание: из предложенных тем выбрать одну и обосновать свой выбор.

1.

"Нет таких народов, есть лишь плохие люди"
Я думаю, что все люди братья.
А. Приставкин

2.

Детство, опалённое войной
Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
К. Симонов

3.

"Память, взорванная совестью"
Молодому человеку, как и вообще
Любому человеку, нужна правда
Без правды никакого развития
Быть не может.
А. Приставкин

7. Чтение отрывка из поэмы Твардовского "По праву памяти"

8. Изнанка войны Нац вопрос

Вопросы:

- В чём по-вашему причина нац. Конфликтов? Как их преодолеть?

-насилие - верный способ разрешения конфликтов?

-изжиты ли следы былого?

В чём они проявляются? Как преодолеваются?

9. О чём плакал Колька?

Задание:

  • Кратко перескажите сцену, когда Колька отправляет брата в последний далёкий путь.
  • Выразительное чтение отрывка из гл. 28 и ответить на поставленный вопрос.

(чтение на фоне "Лакримозы"!!! отрывок от слов "Может этот холм и есть утёс до конца главы.)

10. Повторное чтение "Утес" (учитель)

11. Работа над названием повести.

Вопросы:

- Почему повесть так названа?

- С какими мотивами в творчестве Лермонтова перекликаются?

- Когда появляется и как развивается образ тучки такой незащищенной, такой необерегаемой?

12. Устное рисование.Предположим,что готовится к изданию повесть "Ночевала тучка золотая".

Вопросы:

- Каким вы представляете себе титульный лист книги?

-Что нарисовали бы вы?

13.Краткий обзор произведений Приставкина.

14. Обобщение учителем.

15. Домашнее задание (на выбор):

-нарисовать титульный лист или иллюстрацию к повести.

- составить список книг на тему: "Дети войны"

- Любителям поэзии выучить стихотворение на эту тему

- письменно (на выбор)

- о чём не сказали на уроке

- "размышляя над повестью"

- Не плачь, Колька!