Игра-путешествие "Сказки А.Н. Толстого для детей"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить детей с русскими народными сказками в обработке А.Толстого, а так же со сказкой “Приключения Буратино, или Золотой ключик”; воспитывать любовь к произведениям писателя и к народному творчеству; развивать память, мышление и внимание.

Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, к сказке “Золотой ключик”; телеграммы от сказочных героев; костюмы к сценкам; выставка книг; жетоны.

1. Вступительное слово беседа учителя о русских народных сказках:

– Кто написал русские народные сказки? (Народ.)

– Когда они были написаны? (300-400 лет назад.)

– Почему на нашей выставке народные сказки, ведь мы сегодня будем говорить о творчестве А.Н.Толстого?! У вас на столах лежат книги, посмотрите, кто автор этих книг? (Это народные сказки в обработке А.Толстого.)

– Скажите название сказок. (Дети читают название книг.)

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945 г.г.) (показ портрета ) обработал 7 волшебных сказок и 50 сказок о животных. Он составил целый список, из которого отбирались лучшие варианты сказок, а потом к основному варианту А.Толстой добавлял свое. В работе над сказками он ставил перед собой две задачи: обобщение сказочного материала и сохранение народного языка и стиля.

 

Народный язык и стиль сохранены и в сказке “Приключения Буратино”:

  • Персонажи обрисованы как в народных сказках;
  • Буратино отчаянный – напоминает младшего брата Иванушку из русских народных сказок;
  • Много положительного и отрицательного (показывает язык, бросает молотком в Сверчка, продает “Азбуку” и т.д.);
  • Очень много приключений с самого первого дня появления на свет.

2. Работа над русской народной сказкой “Теремок”.

– У вас на столах лежат книги с русской народной сказкой “Теремок” в обработке М.Булатова. давайте прочитаем ее вслух. (Чтение цепочкой.)

– А сейчас я прочитаю вам эту же сказку в обработке А.Толстого. Слушайте внимательно, а потом ответите на вопрос: чем отличаются эти сказки?

– Рассматривание иллюстраций к двум сказкам: на одной теремок, а на другой горшок. (Можно познакомить с украинской народной сказкой “Рукавичка” – для сравнения.)

3. Игра “Вспомни сказки”.

1) На доске появляется Петух с косой. Какая это сказка? (“Лиса и заяц”.)

Вспомните содержание этой сказки. (Дети рассказывают вкратце.) Какие слова говорили главные герои: лиса и петух?

“Ку-ка-ре-ку!
Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!”

2) Петушка садим в лукошко. Какая это сказка? (“Петушок – золотой гребешок”.) . Давайте вспомним эту сказку.

Петушок, петушок, Несет меня лиса
Золотой гребешок, За темные леса,
Масляна головушка, За быстрые реки,
Шелкова бородушка, За высокие горы…
Выгляни в окошко, Кот и дрозд,
Дам тебе горошку! Спасите меня!

3) Появляется Буратино на Петухе. А это какая сказка?

4. Работа по сказке А.Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.

– Когда-то давно итальянский писатель Коллоди написал книгу “Пиноккио, или Похождения деревянной куклы”, а А.Толстой, прочитав эту книгу, написал свою “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, т.к. Буратино – в переводе с итальянского – деревянная кукла.

– О каком герое идет речь в стихотворении?

Далеко, далеко за морем
Стоит золотая стена,
В стене той – заветная дверца,
За дверцей большая страна.
Ключом золотым открывают
Заветную дверцу в стене,
Но где отыскать этот ключик,
Никто не рассказывал мне…

5. Викторина “Наш любимый Буратино”.

I-й раунд. Знаешь ли ты?

1. Кто нашел волшебное полено, из которого потом смастерил Буратино? (Столяр Джузеппе по прозвищу Сизый Нос.)

2. Где происходят события, описываемые в книге? (На берегу Средиземного моря.)

3. Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день его рождения? (Маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые. )

4. Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения. )

5. Во что был одет Буратино? (В бумажную курточку, ярко-зеленые штанишки, туфли из старого голенища, шапочка-колпачок с кисточкой из старого носка. )

6. Какая денежная монета была в обиходе у жителей этого города? (Сольдо. )

7. Увидев Буратино, все куклы на представлении обрадовано запели “Польку” (Дети в костюмах поют и танцуют польку.)

Птичка польку танцевала,
На лужайке в ранний час …
Нос – налево, хвост – направо, –
Это полька “Карабас”.
Два жука на барабане,
Дует жаба в контрабас.
Нос – налево, хвост – направо, –
Это полька “Карабас”.
Птичка польку танцевала,
Потому что весела.
Нос – налево, хвост – направо, –
Вот так полечка была …

8. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас – Барабас? (Доктор кукольных наук.)

9. Почему Карабас – Барабас не сжег Буратино? (Он знает где находится потайная дверь.)

10. Где находилась эта дверь? (В каморке папы Карло под холстом.)

11. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио? (В страну Дураков на Поле Чудес.)

12. Что они предложили Буратино? (Выкопай ямку, скажи три раза “Крекс, фекс, пекс”, положи золотой, засыпь землей, посыпь солью, полей и иди спать.)

13. Где встретились Буратино с лисой Алисой и котом Базилио? (В харчевне “Трех пескарей”.)

14. Из чего состоял обед лисы Алисы и кота Базилио? (Три корочки хлеба и к ним чудного зажаренного барашка, гусенка, да парочку голубей на вертеле, печеночки, шесть штук самых жирных карасей и мелкая сырая рыба на закуску.)

Дети показывают сценку: “Встреча Буратино с лисой Алисой и котом Базилио”

15. Кто из героев книги носил серебряные часы? (Пудель Артемон.)

16. Какое лекарство давала Мальвина Буратино? (Касторку.)

17. Как звали продавца пиявок? (Дуремар.)

18. Какую волшебную фразу продиктовала Мальвина Буратино? (А роза упала на лапу Азора.)

Дети показывают сценку: “Мальвина занимается с Буратино”.

19. Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортила.)

20. Кто автор всех стихов в книге? (Пьеро.)

21. Какое стихотворение он посвятил Мальвине?

Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя.
Рыдаю, не знаю куда мне деваться,
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться.

22. К какому дереву прилипла борода Карабаса – Барабаса? (Итальянская сосна.)

23. Что использовала Мальвина вместо зеркала? (Зеркального карпа.)

24. Куда спрятался Буратино в харчевне? (В глиняный горшок.)

25. Кто приходит на выручку Буратино и его друзьям? (Папа Карло.)

26. Что скрывалось под холстом, за дверью в каморке папы Карло? (Кукольный театр.)

27. Какое название он имел? (“Молния”. )

II-й раунд. Кто это?

(Выходят дети в костюмах героев сказки.)

1. “Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок прямо к двери, через порог и на улицу”. (Буратино.)

2. “Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок”. (Пьеро.)

3. “Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматная доска”. (Арлекин.)

4. “Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. густая нечесаная борода его волочилась по полу, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил”. (Карабас – Барабас.)

5. “На головах у них были надеты мешки с дырками для глаз. Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет”. (Кот Базилио и лиса Алиса.)

6. “Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким приподнятым носиком”. (Мальвина.)

7. “Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным бантом”. (Пудель Артемон.)

8. “Появилась большая, страшная змеиная голова”. (Черепаха Тортила.)

9. “Вошел длинный, мокрый – мокрый человек с маленьким – маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок”. (Продавец пиявок Дуремар.)

Телеграммы от героев сказки (смотреть слайды).

Отгадайте о чем идет речь (показ слайдов).

  • Посмотрите на рисунок: маленький, освещенный луной домик в четыре окошка. На ставнях нарисованы солнце, луна и звезды. Вокруг лазоревые цветы. Кто здесь живет?
  • На занавесе блестел золотой зигзаг молнии. С боков поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. Что это за здание?

Пока жюри подводит итоги викторины, все дети исполняют песню “Буратино”.

Буратино.

Кто с доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не ученый, не поэт,
А покорил весь белый свет?
Кого повсюду узнают?
Скажите, как его зовут?
– Бу – ра – ти – но!

На голове его колпак,
Но околпачен будет враг.
Злодеям он покажет нос
И рассмешит друзей до слез.
Он очень скоро будет тут.
Скажите, как его зовут?
– Бу – ра – ти – но!

Он окружен людской молвой,
Он не игрушка, он живой!
В его руках от счастья ключ,
И потому он так везуч.
Все песенки о нем поют!
Скажите, как его зовут?..
– Бу – ра – ти – но!

Подведение итогов викторины. Награждение победителей.