Формирование ключевых профессиональных компетенций на практическом занятии по дисциплине "Менеджмент"

Разделы: Общепедагогические технологии


В условиях новых социально-экономических отношений рынок труда диктует повышенные требования к качеству подготовки молодых специалистов. Современному сельскохозяйственному производству все больше требуются квалифицированные специалисты, владеющие одновременно основами научных знаний и методами исследований, умеющие мыслить творчески, внедрять достижения науки в производство, готовых к организаторской и предпринимательской деятельности.

Требования ГОС СПО к уровню подготовки выпускника по специальности 110401 Зоотехния ставят задачи формирования таких качеств, как способность самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решений в рамках профессиональных компетенций, способность анализировать свою профессиональную деятельность, работать с информацией в команде, налаживанию социальных связей, непрерывному самообразованию, решению профессиональных задач, направленных на повышение продуктивности животных и получению от них максимального выхода продукции и т.д.

Кроме этого, будущий специалист должен обладать культурой мышления для решения профессиональных задач диагностического характера. В процессе обучения у него должны быть сформированы профессиональные интересы, что также отражено в требованиях ГОС СПО.

Для формирования этих качеств необходимо вооружить будущего специалиста не только суммой прочных теоретических знаний, но и умением практически применять эти знания на практике.

Приведу пример практического занятия, на котором представлено формирование таких значимых профессиональных компетенций, как, готовность к разрешению проблем, технологической, социально-коммуникативной.

Чтобы содействовать развитию ключевых профессиональных компетенций на данном занятии используются самые разнообразные методы: элементы активных форм обучения, деятельностно-развивающей технологии обучения, рейтинговая самооценка, элементы педагогической технологии “метод проектов”, метод конкретных ситуаций. Большое внимание уделяется междисциплинарным связям, знаниям, выходящим за рамки дисциплины, опоре на уже имеющиеся знания и опыт, на самостоятельную работу и личную ответственность студентов.

Методика подготовки занятия

К подготовке занятия необходимо подходить ответственно, тщательно продумывая все детали, т.к. от качества подготовки занятия напрямую зависит его результат.

Подготовка занятия включает следующие этапы:

  1. Просмотр рабочей программы, календарно-тематического плана дисциплины;
  2. Выбор практических занятий, на которых четко формируются те или иные компетенции;
  3. Просмотр методической литературы, периодических изданий, нормативных документов;
  4. Составление учебно-методической карты, в которой четко формируются образовательные, воспитательные и развивающие цели занятий, мотивация, методы обучения, а также формирование каких профессиональных компетенций происходит на данном занятии.
  5. Подготовка инструкционно-технологической карты занятия, в которой указывается алгоритм выполнения заданий;
  6. Создание условий для проведения занятий (разработка проблемных ситуаций)

Учебно-методическая карта занятия по дисциплине “Менеджмент”.

Специальность 110401 Зоотехния Курс 4.

Тема: “ Решение проблем. Выработка и принятие управленческих решений”.

Вид и тип занятия: практическое занятие.

Цели занятия:

а) образовательная:

– научить студентов выявлять проблемы в социально-профессиональных ситуациях и планировать деятельность по их решению;
– обучить навыкам выработки и принятия управленческих решений.

б) развивающая:

– развить способность делать обоснованный выбор, исходя из своих решений, действий, из правильного анализа проблемы;
– формирование логического, критического, творческого, проблемного мышления;
– формирование у студентов умений работать в режиме коллективной мозговой деятельности, решая общую задачу.

в) воспитательная:

– воспитание чувства ответственности за принятое решение;
– воспитание инициативы и творчества.

Продолжительность обучения: 2 часа (90 мин).

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие: Кормление животных, ООД, Основы ветеринарии, зоогигиена и ветеринарная санитария

Обеспечиваемые: Частная зоотехния и ТППЖ, Технология первичной переработки продуктов животноводства, Экономика отрасли, ОПД

Карточка обеспечения занятия.

  1. Наглядные пособия, раздаточный материал: инструкционно-технологическая карта, ватман, маркеры, вырезки из журналов, клей, ножницы, оценочная ведомость.
  2. Технические средства обучения: Мультимедийный проектор, ПК.
  3. Учебные места для практического занятия: кабинет.
  4. Литература: Вачугов В.А. “Менеджмент”, стр. 86-98.
  5. Нормативно-техническая документация: – ;

Содержание занятия

№ элем. урока Элементы занятия, изучаемые вопросы, методы обучения План. время (мин)
1 Организация занятия:

– взаимное приветствие;
– определение отсутствующих (перекличка);
– проверка готовности студентов к занятию;
– проверка подготовленности аудитории к занятию;
– формирование дискуссионных групп;
– организация внимания.

1
2 Сообщение темы, постановка целей и разъяснение задач предстоящего занятия (метод – объяснение) 2
3 Мотивация темы: Решение проблем – это одна из профессиональных компетенций, развивая которую, студент научиться предлагать пути решения, выполнять действия, приводящие к решению проблемы, производить оценку действий.

Данное сложное умение универсально, т.к. применимо в различных сферах деятельности (профессиональной, личной, социальной, общественной)

1
4 Воспроизведение знаний студентов, связанных с содержанием предстоящей работы (фронтальный опрос):
  1. 1. Что понимается под управленческим решением?
  2. 2. По каким признакам классифицируются управленческие решения?
  3. 3. Какие управленческие решения называются оперативными?
  4. 4. Какие управленческие решения называются стратегическими?
  5. 5. Перечислите этапы выработки и принятия управленческих решений.
  6. 6. Какие операции включает в себя этап “обнаружение проблемы и ее анализ”?
  7. 7. Какие операции выполняются при выработке управленческого решения?
  8. 8. На какие операции расчленяется этап “реализация и оценка решения”?
5
5 Сообщение задания, инструктаж по его выполнению
(метод – рассказ, демонстрация презентации) Приложение 1.
2
6. Самостоятельная работа студентов в микро-группах, согласно заданий инструкционно-технологической карты Приложение 2
(метод – практическая работа с элементами проблемной дискуссии и применением рейтинговой самооценки).
54
7 Оценка выполненной работы (метод – демонстрация минипроекта и его комментирование). 20
8 Подведение итогов занятия:

– рефлексия (метод – эвристическая беседа);
– выставление индивидуальных оценок с учетом рейтинговой самооценки студентов их комментирование Приложение 3.

3
9 Уборка рабочих мест. 1
10 Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время – учебник В.А. Вачугова “Менеджмент”, стр 86-98 1

Методика проведения занятия

Организационная часть практического занятия призвана обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить студентов к общению и предстоящему занятию. Этот этап формирует умение мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться. На этом этапе начинает закладываться характер взаимоотношений преподавателя и студента.

Организационный момент занятия включает в себя:

– взаимное приветствие;
– определение отсутствующих студентов на занятии;
– проверку подготовки студентов и кабинета к занятию;
– формирование малых групп;
– организация внимания.

Приветствие – это начало общения преподавателя и студента, первый шаг к сотрудничеству, оно должно выражать уважение, симпатию, желание добра друг к другу.

Определение отсутствующих – главное не в том, чтобы узнать, кого из студентов на занятии, а сформулировать позицию к факту отсутствия того или иного студента. Порицание, если студент отсутствует без уважительных причин.

Проверка готовности студентов к занятию – преподаватель обращает внимание на внешний вид студентов, их рабочую позу, состояние рабочего места.

Проверка готовности аудитории к занятию – рабочее место преподавателя, классное помещение должно отвечать санитарным требованиям, иметь эстетический вид.

Формирование малых групп – все студенты делятся на четыре малые группы по 4–5 человек в каждой, с целью дальнейшей совместной работы;

Организация внимания – это установление четкой грани, отделяющей перемену от урока, создание психологической ситуации быстрой настройки сосредоточения на предмете учебного занятия.

Сообщение темы, постановка целей и разъяснение задач предстоящего занятия.

Нельзя спланировать занятие, четко не сформулировав, какого педагогического результата и при каких условиях мы хотим достигнуть.

Преподаватель сообщает тему практического занятия, объясняет его цели и задачи, тем самым, показывая практическую значимость изученного теоретического учебного материала и понимание его студентами. Студенты должны представлять чему они должны научиться, какими навыками и умениями должны овладеть в ходе практического занятия.

Мотивация темы.

Данный структурный элемент направлен на вовлечение студентов в учебный процесс, заинтересованности студентов к освоению навыков

Во вводно-мотивационной части преподаватель объясняет, зачем нужно изучать материал учебного занятия. При этом он поясняет студентам связь цели занятия с целью обучения в целом по курсу. Преподаватель описывает те профессиональные действия, при выполнении которых понадобятся знания и умения, полученные на практическом занятии.

Проверка опорных знаний.

Далее преподаватель проводит актуализацию опорных знаний, связанных с предстоящей работой методом фронтального опроса. При этом соединяются теоретические знания с их практическим использованием при решении проблем.

Инструктаж по технике выполнения задания

После опроса преподаватель сообщает содержание заданий и рассказывает технику их выполнения, при этом преподаватель демонстрирует презентацию, в которой изложен план решения проблемы. Приложение 1.

Работа на занятии проводится в деятельностном режиме: погружение в проблему – практическая работа – обсуждение результатов.

Студентам (группе) предлагается простая проблема, связанная со знакомой ситуацией. Проблема включает в себя 2-3 признака, отношения между которыми определены или очевидны. Необходимо исследовать данную проблему в конкретной ситуации по алгоритму, изложенном в презентации:

  1. Проанализировать причины возникновения проблемы (что произошло, где, почему, что произойдет, если проблема не будет решена и т.д.)
  2. Выполнить деятельность по решению проблемы.
  3. Оценить результат деятельности и свою деятельность по решению проблем.

Свои размышления по решению проблемы студенты излагают на ватмане в виде рисунка, схемы и др.

Самостоятельная работа студентов

Студенты самостоятельно работают в звеньях, при этом, активно взаимодействуя друг с другом для решения общей проблемы, что способствует развитию социальной компетенции.

Также студенты выполняют задания согласно указаниям инструкционно-технологической карты, следуют четкому алгоритму, что развивает у студентов технологическую компетентность. Приложение 2.

Студенты выявляют проблемы в ситуациях, с которыми им придется столкнуться по роду своей профессиональной деятельности, планируют и организовывают деятельность по их решению, анализируют результаты собственной деятельности, что способствует формированию компетенции – готовность к разрешению проблем.

Кроме того, происходит взаимодействие участников образовательного процесса на основе сотрудничества, при которой происходит снижение поведенческой активности преподавателя и перераспределение активности от педагога к студентам. Преподавателя выступает не как “транслятор знаний”, а как “организатор образовательной среды”.

Оценка выполненной работы и подведение итогов занятия

Представители из каждой дискуссионной группы поочередно демонстрируют проекты, то есть студенты демонстрируют результаты своей совместной работы, отвечают на вопросы студентов и преподавателя, высказывают свою точку зрения в публичном выступлении, что способствует формированию социально-коммуникативной компетенции.

В Приложении 4 показан пример проекта, подготовленного малой группой студентов и его защита.

Подведение итогов занятия.

Это важная часть занятия. Цель – рефлексия, осознание студентами того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применять полученные знания в будущем.

Подведение итогов проводится методом эвристической беседы со студентами по контрольным вопросам инструкционно-технологической карты, провоцируя тем самым студентов к самостоятельной рефлексии.

После беседы производится выставление оценок студентам с учетом рейтинговой самооценки.

В начале занятия звеньевые получают формы оценивания “Оценка вклада учащегося в работу малой группы” Приложение 3, в которых звеньевой проставляет оценки каждому члену звена. Звеньевой должен объективно подходить к выставлению оценок, учитывать активность каждого студента, степень участия в достижении общего результата и т.д.

Преподаватель оценивает работу студентов по следующим критериям:

Оценка деятельности по решению проблемы:

  1. Цель деятельности по решению проблемы поставлена четко;
  2. Способ достижения цели предложен;
  3. Доступные ресурсы для реализации способа решения проблемы перечислены;
  4. План действий составлен в логической последовательности в соответствии с предложенным способом;
  5. Контроль за действием и необходимая коррекция действий осуществлены.

Оценка результата деятельности (проекта):

  1. Проблема проанализирована, причины существования проблемы указаны;
  2. Вывод о полученном результате деятельности сформулирован четко и аргументировано;
  3. Сильные и слабые стороны своей деятельности при решении проблемы названы;
  4. Предложения по улучшению деятельности при решении проблемы сформулированы и аргументированы.

Индивидуальная оценка студенту за урок выставляется преподавателем с учетом рейтинговой самооценки студентов и вышеперечисленных критериев.

Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время.

Составить план конспект по теме “Управленческие решения”. Учебник Вачугов В.А. “Менеджмент”, стр. 86-98.

Литература:

  1. Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификация модулей. Самара: Изд-во ЦПО, 2007.
  2. Воронцов А.В. Современное образование: от знаниевого к компетентностному подходу.– Самара, “Региональный социопсихологический центр”, 2005.
  3. О.М. Бобиенко Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций, Издательский центр ТИСБИ, 2006.
  4. Вачугов В.Ф. “Основы менеджмента”, М.: Издательство “ЭКМОС”.– 2002
  5. Л.С Дубровская. Система планирования занятий .(методические рекомендации), Кинель – Черкассы, 2002.